Некоторые точки на карте нашей маленькой, но гордой ближневосточной страны интересны не столько сами по себе, сколько как вехи в истории исследований этой самой страны; сегодняшний
Тель эль-Хеси как раз из таких. Объект находится примерно в семи километрах к юго-юго-западу от Кирьят-Гата, на левом берегу сезонной речки
Шикма (Вади эль-Хеси), недалеко от места, где в последнюю "впадает" речка
Адораим (Вади эль-Кунейтра). В 1838-м холм посетил Эдвард Робинсон и счёл прекрасным местом для крепости или укреплённого города, но не заметил ни малейших следов такового. Робинсон также отметил две заброшки в окрестностях холма, своими названиями - Умм Лакис и Аджлан - напоминавшие библейские
Лахиш и
Эглон; но не обнаружив и там следы древних городов, а также столкнувшись с географическими нестыковками, пришёл к выводу о случайном совпадении. Лет сорок спустя Клод Кондер вскользь предложил искать Лахиш уже на самом сабжевом холме, обосновывая гипотезу созвучием Лахиш - эль-Хеси. Разбираться приехал британский египтолог
Флиндерс Питри; в апреле 1890-го он приступил к шестинедельному сезону раскопок Тель эль-Хеси под эгидой PEF; ещё четыре сезона добавил в 1891-3 его ученик
Фредерик Блисс. Впоследствии разные умные книги будут называть работу Питри и Блисса первыми научными раскопками в Святой Земле.
Питри быстро разобрался, что поверх невысокого песчанного холма лежит целый "слоёный пирог" из остатков древних городов - чем глубже, тем, естественно, древнее. Отчёт о раскопках Блисс счёл необходимым начать с объяснения учёным коллегам, как мог образоваться такой холм-пирог. Виновниками были назначены во-первых время, а во-вторых использование необожжённых кирпичей как основного строительного материала. Остатки разрушавшихся домов плюс разные отходы жизнедеятельности жителей (от осколков керамической посуды до органики) постепенно накапливались под ногами, пока в какой-то момент это безобразие не утрамбовывали и не строили новые дома поверх; а потом ещё и ещё, каждый раз немного выше. Таким образом Ближний Восток (строго говоря, не только) обзавёлся многочисленными искусственными или полуискусственными холмами, в названии которых часто фигурировало арабское (и вообще семитское) слово "тель" (холм). В итоге это слово стало
археологическим термином, использующимся для обозначения именно таких слоёных "культурных" холмов. Археолог, проводящий раскопки теля, должен разобраться во всей этой стратиграфии (от лат. stratum = слой) - установить наличные слои; приписать каждую сделанную в ходе раскопок находку к определённому слою; датировать каждый слой исходя из приписанных к нему находок - и в случае успеха можно, пусть и в очень общих чертах, описать историю локации...
Питри и Блисс выделили на Тель эль-Хеси восемь расположенных друг над дружкой городов; присвоили им названия снизу вверх от "первый город" до "восьмой город" (их современные коллеги нумеруют слои сверху вниз); и датировали наиболее древний город периодом, который теперь именуют ранней бронзой; следующие поздней бронзой; и последние периодом с рубежа 10/9 веков (железо II) по рубеж 5/4 веков до н.э.. В процессе они совершенно уничтожили северо-восточную часть теля, что хорошо видно на заглавной фотографии (yes, archaeology is a destructive science). Некоторые коррективы внесли новые раскопки в 1970-83 силами
American Schools of Oriental Research - им в частности удалось найти кое-какие остатки населённых пунктов периода халколита (примерно 3500 до н.э.) и железа I (минус 12-й век). Самое последнее поселение было "омоложено" с минус 5-го века на минус 4-й. После большого перерыва картину дополняют османское кладбище и военные позиции времён Войны за независимость (
оборудованные 3-м батальоном бригады Ифтах 16-го сентября 1948-го).
Среди мелкой добычи выделяется найденная в ходе раскопок Блисса табличка, настолько явно родственная
амарнским письмам, что в итоге её занесли в список последних под обозначением EA 333. Табличка особенно интересна тем, что некоторым образом связывает сабж с Лахишем. Автор письма, Паапу, вероятно египетский чиновник, жалуется на Шипти-Балу и на Зимредду, что мол те сперва составили заговор, а потом - очевидно, когда Паапу доложил о них куда надо - Паапу же и обвинили в нелояльности, и теперь последний отправил "наверх" посланника с разъяснениями. Про Шипти-Балу мы ничего не знаем, а вот Зимредда известен из другой корреспонценции как правитель Лахиша.
May you know that Shipti-Ba'lu and Zimredda are conspiring together, and Shipti-Ba'lu said to Zimredda: “The ‘father’ (i.e., sheikh) of Yarami indeed has sent to me; (so) give me [2?]+2 bows, 3 daggers and 3 swords. Verily, I am about to go forth against the land of the king, and you will be in league with me.” But now he (Shipti-Ba'lu) responds (saying): “That is a plot! The one who is conspiring against the king is Pa'apu, so send him before me.” [No]w I am sending Rab/pi-Ilu. [Let] (him) bring him ([lu-ú] yu-bal-šu) [because of] this matter.
После раскопок Питри и Блисса Тель эль-Хеси некоторое время было принято отождествлять с Лахишем, пока всё не испортил Уильям Олбрайт. Сперва (1924) он сильно усомнился в идентификации, отметив, что слой железного века на Тель эль-Хеси слишком мал для такого важного города, как Лахиш; мол, скорее там находился Эглон. А затем (1929) внёс конкретное предложение по "перемещению" Лахиша километров на десять в восточном направлении, на Тель эд-Дувейр. В результате дальнейших изысканий Лахиш прочно осел на Тель эд-Дувейр, а убедительной идентификации для "нашего" Тель эль-Хеси нет до сих пор. Тем не менее, повторяя первую фразу поста, знаковые раскопки Питри и Блисса и методологические выводы из них застолбили для сабжа место в истории исследований наших палестин.
От 40-го шоссе к цели ведёт грунтовка, поначалу хорошая:
Но проверять, преодолеет ли "антиджип" эту водную преграду, мне не захотелось, и последний километр или около того пришлось идти пешком:
Цель в поле зрения:
Обхожу холм с севера. Серая полоса отмечает сухое русло речки Шикма.
По всей видимости, место пересечения дороги с речкой; продолжение последней можно проследить опять же по полосе высохшей растительности, на заднем плане.
Здесь дорога поворачивает на юг и её ответвление поднимается на холм:
Нижняя часть холма с запада на восток:
Теперь совсем наверх:
Вид на нижнюю чась холма и дальше на запад:
На речку Шикма и дальше на север:
Примерно на юго-восток:
На юге пасут овец:
Возможно, место раскопок:
Северо-восточную часть холма, как уже отмечалось, совершенно срыли Питри и Блисс:
Спуск:
Здесь, наверно, кто-то живёт...
Керамика:
Дальше:
Всё, пора обратно, к машине...
Напоследок - переправа через речку Шикма:
Бонус: Тель эль-Хеси с юго-востока на фотографии Питри:
Раскопки на фотографии Блисса:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
On site identifications old and new: The example of Tell el-Hesi By Jeffrey Blakely, Fred HortonBiblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea, A journal of travels in the year 1838 (Volume I) By Edward RobinsonThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alTell el-Hesi and the Camera: The Photographs of Petrie and Bliss By Shimon Gibson and Tessa RajakA mound of many cities; or, Tell el Hesy excavated By Frederick BlissThe Shephelah according to the Amarna Letters By Nadav Na'aman
Отчёт ЖЖ-юзера
ramires10