Эйн Геди - Халколитический храм.

Mar 19, 2024 12:26



В 1956-м Йоханан Аарони проводил археологическую разведку в оазисе Эйн Геди, и метрах в 150 к северу от одноимённого источника наткнулся на древнюю постройку, расположенную на каменной террасе на 170 метров ниже уровня не-мёртвого моря. Вскоре, в 1956-7, у Йосефа Наве дошли руки до небольших пробных раскопок; на основании собранной керамики он приписал находку к так называемой гасульской культуре конца медно-каменного века (он же халколит); а также предположил, что имеет дело с общественным зданием, возможно храмом. В 1962-м, в рамках раскопок Биньямина Мазара на Тель Горен, его ученик Давид Усишкин провёл дополнительные раскопки "нашего" объекта и также интерпретировал последний как храм. Похоже, что комплекс не был разрушен природным катаклизмом или супостатами; скорее его просто забросили и при этом вынесли всё ценное; этим можно объяснить тот досадный факт, что ожидаемого обилия каких-нибудь явно культовых предметов здесь нет. Вместе с тем, подборка добытых фрагментов керамической посуды необычна и может свидетельствовать в пользу культового характера объекта; нет или мало характерной домашней утвари, зато наиболее распространённым видом сосудов оказались непрактичные конические "корнеты" (примерно такие). Интересно, что поблизости не удалось найти следы поселения соответствующего периода; посетители, допустим, могли приходить издалека, но где жили священники ?

Но отвлечёмся на минуту от "нашего" храма. За год до Мазара и Усишкина другой археолог, Песах Бар-Адон, изучал пещеру в крутом склоне ущелья Нахаль Мишмар (ака Вади Махрас), километров на 10 южнее. Добираться до пещеры пришлось при помощи верёвочной лестницы. Вероятно, в древности дела обстояли несколько проще; во всяком случае люди бывали там в гасульский период (а также много позже, во время восстания Бар Кохбы, но в рамках данного поста римские времена менее релевантны). Бар-Адон с коллегами не зря рисковали сломать шеи: в полости в стене пещеры, завёрнутый в остатки тростниковой подстилки, лежал настоящий клад из 442 предметов (429 медных, остальные каменные или костяные) - одни более-менее понятные, как головки от палиц; другие совсем необычные, похожие на скипетры и короны. Подстилку в какой-то момент проанализировали на содержание C14 и получили 3500-й год до нашей эры или несколько раньше; то есть рубеж халколита и ранней бронзы.

Усишкин предположил, что пещерный клад Бар-Адона представляет собой культовые принадлежности из храма в Эйн Геди, припрятанные жрецами до лучших времён, которые так и не наступили. Некоторые исследователи согласились с ним; другие предложили альтернативные объяснения. Так, по Мирьям Тадмор, клад мог принадлежать неким торговцам или металлургам; а по Давиду Илану, мог состоять из предметов, похороненных с каким-нибудь важным вождём, благо в пещере есть халколитические могилы. В 1980-е Ицхак Гилад и Юваль Горен провели провели петрографический анализ черепков из Эйн Геди и Нахаль Мишмар, и пришли к выводу, что они сделаны из разной глины. Несмотря на это, в более поздней работе Горен почему-то таки поддержал гипотезу об Эйн Геди...

К храму ведёт маркированная чёрным цветом тропа от парковки у подножия Тель Горен; но меня зачем-то понесло через расположенные севернее последнего террасы:







Теперь направо, курсом примерно на север. Наверху виднеется здание мамлюкской мельницы, которую приводил в действие источник Эйн Геди; а на склоне - современные трубы, ведущие от того же источника.



Ниже мамлюкской мельницы видим византийскую. Обе мельницы раскапывал Гидон Адас в 1997-8 в рамках экспедиции Хиршфельда.





Подъём:



Мамлюкская мельница (13-14 века):









Пройденные террасы, пальмы, древняя синагога (прячется под белой палаткой возле пальм) и, конечно, Мёртвое море:



Дальше:



сообщаетОснование башни размером 10 на 10 метров, 7-6 века до нашей эры:







Осталось совсем немного...



Цель достигнута:



Реконструкция (север сверху). Верхняя часть стен была, видимо, построена из необожжённых кирпичей, со временем развалившихся; а крыши предположительно из деревянных балок и веток. Судя по небольшому фрагменту раскрашенной штукатурки, по крайней мере часть комплекса была оштукатурена и украшена.



Главный вход в южной части комплекса:





Двор:



В центре двора - круглая каменная инсталляция (диаметром 3 м) с углублением в центре (диаметром 90 см и глубиной 40 см), возможно для воды. По альтернативному предположению Амихая Мазара, там могло расти священное дерево. Рядом нашли обломок египетского алебастрового сосуда.





Северо-восточный угол двора; там ещё один или два входа и дренажный канал:



Здесь точно вход:





Усишкин не уверен, просто ли это пролом в стене или ещё один вход; на реконструкции выше он не показан:



Здесь был дренажный канал:



Собственно храм - здание с внешними размерами 19.7 на 5.5 м, вход в середине южной стены.





Дверь:



"Подкова" по всей видимости служила жертвенником, во всяком случае внутри нашли кости животных и пепел; а заодно керамическую фигурку быка. На круглой "подставке" в углу жертвенника, сделанной из неместного известняка, возможно стоял идол или ещё какая-нибудь важная культовая штуковина. Также в кадре скамьи вдоль стен; и возле жертвенника не то тоже скамьи, не то столы для приношений. В торцах помещения обнаружили ямы с опять же костями и фрагментами керамики.



Меньшее здание в восточной части комплекса (7.5 на 4.5 м); ввиду отсуствия "интересных" находок, его точное назначение неизвестно. К зданию вела вымощенная дорожка длиной 2.5 м.





Вид на север:



Теперь в обратный путь:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volumes 2,5)
The Ghassulian Shrine at En-Gedi By David Ussishkin
The Chalcolithic Temple in Ein Gedi: Fifty years after Its Discovery By David Ussishkin
The "Ghassulian" Temple in Ein Gedi and the Origin of the Hoard from Nahal Mishmar By David Ussishkin

фотоотчёты, храмы, мельницы

Previous post Next post
Up