В 1956-м Йоханан Аарони проводил археологическую разведку в оазисе
Эйн Геди, и метрах в 150 к северу от одноимённого источника наткнулся на древнюю постройку, расположенную на каменной террасе на 170 метров ниже уровня не-мёртвого моря. Вскоре, в 1956-7, у Йосефа Наве дошли руки до небольших пробных раскопок; на основании собранной керамики он приписал находку к так называемой
гасульской культуре конца медно-каменного века (он же халколит); а также предположил, что имеет дело с общественным зданием, возможно храмом. В 1962-м, в рамках раскопок Биньямина Мазара на
Тель Горен, его ученик Давид Усишкин провёл дополнительные раскопки "нашего" объекта и также интерпретировал последний как храм. Похоже, что комплекс не был разрушен природным катаклизмом или супостатами; скорее его просто забросили и при этом вынесли всё ценное; этим можно объяснить тот досадный факт, что ожидаемого обилия каких-нибудь явно культовых предметов здесь нет. Вместе с тем, подборка добытых фрагментов керамической посуды необычна и может свидетельствовать в пользу культового характера объекта; нет или мало характерной домашней утвари, зато наиболее распространённым видом сосудов оказались непрактичные конические "корнеты" (примерно
такие). Интересно, что поблизости не удалось найти следы поселения соответствующего периода; посетители, допустим, могли приходить издалека, но где жили священники ?
Но отвлечёмся на минуту от "нашего" храма. За год до Мазара и Усишкина другой археолог, Песах Бар-Адон, изучал пещеру в крутом склоне ущелья
Нахаль Мишмар (ака Вади Махрас), километров на 10 южнее. Добираться до пещеры пришлось при помощи верёвочной лестницы. Вероятно, в древности дела обстояли несколько проще; во всяком случае люди бывали там в гасульский период (а также много позже, во время восстания Бар Кохбы, но в рамках данного поста римские времена менее релевантны). Бар-Адон с коллегами не зря рисковали сломать шеи: в полости в стене пещеры, завёрнутый в остатки тростниковой подстилки, лежал настоящий
клад из 442 предметов (429 медных, остальные каменные или костяные) - одни более-менее понятные, как
головки от палиц; другие совсем необычные,
похожие на скипетры и короны. Подстилку в какой-то момент
проанализировали на содержание C14 и получили 3500-й год до нашей эры или несколько раньше; то есть рубеж халколита и ранней бронзы.
Усишкин предположил, что пещерный клад Бар-Адона представляет собой культовые принадлежности из храма в Эйн Геди, припрятанные жрецами до лучших времён, которые так и не наступили. Некоторые исследователи согласились с ним; другие предложили альтернативные объяснения. Так, по Мирьям Тадмор, клад мог принадлежать неким торговцам или металлургам; а по Давиду Илану, мог состоять из предметов, похороненных с каким-нибудь важным вождём, благо в пещере есть халколитические могилы. В 1980-е Ицхак Гилад и Юваль Горен провели провели петрографический анализ черепков из Эйн Геди и Нахаль Мишмар, и пришли к выводу, что они сделаны из разной глины. Несмотря на это, в более поздней работе Горен почему-то таки поддержал гипотезу об Эйн Геди...
К храму ведёт маркированная чёрным цветом тропа от парковки у подножия Тель Горен; но меня зачем-то понесло через расположенные севернее последнего террасы:
Теперь направо, курсом примерно на север. Наверху виднеется здание мамлюкской мельницы, которую приводил в действие источник Эйн Геди; а на склоне - современные трубы, ведущие от того же источника.
Ниже мамлюкской мельницы видим
византийскую. Обе мельницы раскапывал Гидон Адас в 1997-8 в рамках экспедиции Хиршфельда.
Подъём:
Мамлюкская мельница (13-14 века):
Пройденные террасы, пальмы, древняя синагога (прячется под белой палаткой возле пальм) и, конечно, Мёртвое море:
Дальше:
сообщаетОснование башни размером 10 на 10 метров, 7-6 века до нашей эры:
Осталось совсем немного...
Цель достигнута:
Реконструкция (север сверху). Верхняя часть стен была, видимо, построена из необожжённых кирпичей, со временем развалившихся; а крыши предположительно из деревянных балок и веток. Судя по небольшому фрагменту раскрашенной штукатурки, по крайней мере часть комплекса была оштукатурена и украшена.
Главный вход в южной части комплекса:
Двор:
В центре двора - круглая каменная инсталляция (диаметром 3 м) с углублением в центре (диаметром 90 см и глубиной 40 см), возможно для воды. По альтернативному предположению Амихая Мазара, там могло расти священное дерево. Рядом нашли обломок египетского алебастрового сосуда.
Северо-восточный угол двора; там ещё один или два входа и дренажный канал:
Здесь точно вход:
Усишкин не уверен, просто ли это пролом в стене или ещё один вход; на реконструкции выше он не показан:
Здесь был дренажный канал:
Собственно храм - здание с внешними размерами 19.7 на 5.5 м, вход в середине южной стены.
Дверь:
"Подкова" по всей видимости служила жертвенником, во всяком случае внутри нашли кости животных и пепел; а заодно керамическую фигурку быка. На круглой "подставке" в углу жертвенника, сделанной из неместного известняка, возможно стоял идол или ещё какая-нибудь важная культовая штуковина. Также в кадре скамьи вдоль стен; и возле жертвенника не то тоже скамьи, не то столы для приношений. В торцах помещения обнаружили ямы с опять же костями и фрагментами керамики.
Меньшее здание в восточной части комплекса (7.5 на 4.5 м); ввиду отсуствия "интересных" находок, его точное назначение неизвестно. К зданию вела вымощенная дорожка длиной 2.5 м.
Вид на север:
Теперь в обратный путь:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volumes 2,5)
The Ghassulian Shrine at En-Gedi By David UssishkinThe Chalcolithic Temple in Ein Gedi: Fifty years after Its Discovery By David UssishkinThe "Ghassulian" Temple in Ein Gedi and the Origin of the Hoard from Nahal Mishmar By David Ussishkin