Явне.

Apr 30, 2010 10:14




От Бетгибелина представляется логичным перейти к родовому гнезду всем теперь известных Ибелинов. И потому, что оба замка были построены в рамках "ашкелонской программы" короля Фулька. И потому, что некоторое сходство названий смущало, должно быть, уже средневековых авторов; иначе отчего бы среди прочих вариаций названия Бетгибелин числилось "Ybelin Hospitalariorum", а Ибелин иногда превращался в "Gibilinum" ?

Замок Ибелин был построен в 12 веке на городище Тель Явне, удачно расположенном у дороги, ведущей из вражеского Ашкелона в Рамлу. И у теля, разумеется, уже имелась к тому времени длинная биография.

Считается, что именно этот пункт отметился в Иегошуа 15:11 ("И выходит граница [колена Иуды] к северной стороне Экрона, и поворачивает к Шикрону, и проходит через гору Баала, и доходит до Явнеэйла. И выходит конец границы к морю."), и в Диврей а-Ямим 26:6 ("И он [царь иудейский Озия] вышел, и сразился с пелиштимлянами, и разрушил стену Гата, и стену Йавнэ, и стену Ашдода; и построил города в (области) Ашдода и у пелиштимлян."). По Флавию, маккавеи освободили город от греческих оккупантов в 147-м году до н.э., но некоторые считают, что скорее всего это произошло позже, при Гиркане. В 63-м до н.э. пожаловал Помпей и реквизировал всё в пользу Римской империи. Некоторое время хозяйничал Ирод, потом Клеопатра получила город в подарок от Антония, после поражения Антония снова Ирод, после смерти Ирода - снова римляне. Далее следует талмудическая история о том, как во время осады Иерусалима Йоханан бен Закай уговорил Веспасиана пощадить "Явне и его мудрецов", очень кстати напророчив полководцу императорский трон. С разрушением Иерусалима в Явне некоторое время собирался Синедрион, однако затем мудрецам отчего-то больше полюбилась Уша.

Мухаммеду город тоже явно чем-то не угодил. "Напади на Юбну рано утром и сожги", так (по словам Якуби) инструктировал пророк своего сподвижника, посылая его в поход на неверных; выполнил ли сподвижник указание - не уточнено. Заодно Якуби сообщает, что город расположен на холме и населён самаритянами. Аль-Баладури включает Юбну в список мест, захваченных в 7-м веке Амром ибн аль-Асом. Аль-Мукаддаси (10 в.) отмечает наличие мечети.

Входят франки. Неназванный Принглом источник называет Явне образца 1101 заброшенным, но в 1123 Фульхерий Шартрский находит тут небольшую деревню. В том же году неподалёку происходит одно из многочисленных сражений с фатимидами. В 1141-м король Фульк пострoил в этом месте - название которого стало звучать "Ибелин" - замок. Как написал Вильгельм Тирский, "Договорившись, на упомянутом холме они построили крепость из крепких камней, с глубоким фундаментом и четырьмя башнями. Из старых построек, от которых сохранились многочисленные остатки, добывается в изобилии камень. В колодцах старых времён, каких много в окрестностях разрушенного города, обилие воды для рабочих нужд и для людей."

Построенный замок король передал некоему Барисану, положив тем самым начало семье Ибелин. Откуда взялся Барисан - загадка. Подборка геральдических документов, известная как Lignages d'Outremer, называет его братом Гийома, лорда Шартра. Подтверждений "шартрскому" происхождению Барисана нет, к тому же представляется вероятным, что к документу приложили руку сами Ибелины, а разве можно им доверять в столь щекотливом вопросе ? По другой популярной версии, Барисан родом откуда-то из северной Италии, где попадались его тёзки. Есть и южноитальянская гипотеза. Так или иначе, в 1115-м наш герой устроился работать коннетаблем Яффы. Когда в 1134-м (?) тамошний граф Гуго не поладил с королём Фульком, Барисан благоразумно принял сторону старшего по званию. Быть может, именно за проявленное политическое чутьё он и был вознаграждён собственным замком, к которому впоследствии добавил Рамлу и Мирабель. Потомки продолжили приумножать семейные владения как на материке (среди прочего Бейрут, Яффа и Арсуф), так и на Кипре; и активно вмешивались в политику королевства вплоть до вооружённой оппозиции императору Фридриху. Благодаря владениям на Кипре Ибелины пережили фатальный для королевства 13-й век, но к концу 14-го вдруг перестали упоминаться в документах.

По соседству с замком существовало франкское поселение; Жан д'Ибелин упоминает его в списке населённых пунктов, имевших собственный городской суд. Вениамин Тудельский был здесь проездом со следующим результатом: Three parasangs to Ibelin, the ancient Jabneh, where the site of the schools may still be traced; it contains no Jews.

Саладин, пишет Прингл, атаковал Ибелин в 1177-м, надо полагать в ходе кампании, завершившейся разгромом при Монжизаре. Десять лет спустя карта легла иначе, и замок (вместе с почти всем королевством) достался сарацинам. Крестоносцы бывали здесь во время третьего крестового похода, но в итоге яффское соглашение (1192) оставило объект за мусульманами. Castrum de Hybilis числится среди недвижимости, ненадолго возвращённой франкам в 1241-м.

Место франкского поселения заняла арабская деревня Ибна. Церковь (вернее её западная часть) стала "большой мечетью" (Джами аль-Кабир); мамлюки добавили минарет. Им же мы обязаны мавзолеем Абу Хурайры (ака могила рабби Гамлиэля) и "прыгучим мостом" через Сорек, о которых подробнее в другой раз.

29 мая 1948-го египетский "экспедиционный корпус" добрался до взорванного моста через Лахиш. Ибна могла бы стать следующей остановкой. Посему 30 мая была сделана попытка взять деревню, но Эцель и Гивати с задачей не справились. Следующая, удачная, попытка в исполнении Гивати имела место 3 июня 1948 года.

"Гражданская" часть франкского поселения, вероятно, располагалась в южной части городища. Во всяком случае именно там обнаруживаются остатки церкви / мечети. Так выглядело строение в начале 20 века:



(20/03/1928, Хаим Бергер, Ynet)



(K.A.C. Creswell, Archnet)

Замурованный вход в церковь, в западной стене:




Интерьер:




Изданная в 1950 книга Мейера ещё упоминает мечеть как находящуюся в хорошем состоянии, рекомендует изучить и восстановить. К рекомендациям не прислушались, и вскоре от здания остался один минарет. Сравнение со старыми фотографиями показывает, что в 20-м веке его немного надстроили.










Надпись на северной стене минарета сообщает о его постройке в октябре-ноябре 1337 года:

In the name of the merciful and pitiful God. Ordered the building of this blessed minaret, his exalted and lordly Eminence the great Emir Saif (ed-din) Bashtak, belonging to (Sultan) En-Nasir, at the beginning of the month Rabi II in the year 738.




Замок находился севернее церкви. Судя по описанию, оставленному Вильгельмом Тирским, вероятно это был квадратный "каструм", вроде несколько более ранней внутренней крепости в Бетгибелине или более позднего замка в Миилии. Остаётся надеяться, что археологи, занимающиеся городищем в последние годы, добудут рано или поздно дополнительную информацию. А пока что кто-то из участников поделился клипом с облётом холма.

Крепостная стена ?







То ли резервуар, то ли печь, то ли ловушка на слонопотама:




Ещё какие-то каменюки:







Если не заходить на тель как нормальные люди, по тропинке с севера, а ломиться через заросли на восточном склоне, можно обнаружить остатки арабских домов:




Похоже на резервуар:







Дом у подножия холма, в народе именуемый "домом с арками" (בית הקשתות). Пишут, что построил его в 1936 местный шейх. Сейчас, похоже, на капремонте.







Вид на железнодорожный мост и пилбокс к востоку от холма. Пилбокс был построен британцами в 1938-м, поскольку в период арабского восстания 1936-9 годов железные дороги и в частности железнодорожные мосты были одними из любимых целей бузотёров. Идентичные соружения можно увидеть, например, в Ашдоде, в Петах-Тикве и возле аэропорта. Вокруг таких пилбоксов ставили заграждение из колючей проволоки, а внутри круглосуточно дежурили несколько полицейских. Для охраны железных дорог в 1937-м было создано и в 1938-м начало действовать специальное подразделение, Palestine Police Railway Department, насчитывавшее порядка 800 еврейских полицейских под командованием британского офицера. К концу войны подразделение расформировали и охрану железных дорог поручили арабским полицейским, а к диверсиям на путях сообщения приступили еврейские организации...











Надо полагать, тот же железнодорожный мост, только в 1928 году:



(Haim Berger, Ynet)

В сентябре 2000 в ходе небольших раскопок где-то востоку от холма, рядом с железной дорогой, нашли двухметровый участок стены, акведук, и византийские черепки. В 2019-22 гораздо более масштабные раскопки у восточного подножия холма (1,2,3). принесли большой винодельческий комплекс византийского периода. А ещё у Явне был портовый пригород, о котором в другом посте.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
Palestine under the Moslems By Guy Le Strange p 28, p 553
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
Some Principal Muslim Religious Buildings in Israel By L.A. Mayer et al
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (1) By Andrew Petersen
Cyprus: society and culture 1191-1374 By Angel Nikolaou-Konnarē, Christopher David Schabel p 87, p 257
The first crusaders, 1095-1131 By Jonathan Riley-Smith
Burgesses and Burgess law in the Latin Kingdoms of Jerusalem and Cyprus By Marwan Nader
War in Palestine, 1948: strategy and diplomacy By David Tal
משטרת ישראל בשביל ישראל
Jewishencyclopedia.com
Eleven.co.il
BibleWalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10

Crossposted to tourism_israel.

крепости, фотоотчёты, доты, мечети

Previous post Next post
Up