Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw, хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она соориентирована.
В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее - ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers”, который написал Martin Evening.
Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное - чрезвычайно удобное и полезное.
***
RAW - (c англ. - “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры.
Статья по теме в Википедии.
Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее - записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW. Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG - это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW - это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. :) Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: "Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель - взять ее самим!"
Итак, приступим...
Открываем необходимый RAW (далее "рав") в Фотошопе и перед нами разворачивается такое окно:
Workflow Options - Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth), размер (Size) и разрешение (Resolution) нашего будущего файла. Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью. Управление данными конвертации - В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp, который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings... В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting...
Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее. White Balance Tool - Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент - инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе (подробнее на эту тему в "Простых чудесах цветокоррекции"). Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.
Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic:
White Balance - В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на "стандартность", они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные.
Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto, не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого - Temperature и Tint. Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!
Exposure - Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии - пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.
Recovery - У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery. Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.
Fill light - Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!
Clarity - Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта "софт фокус". Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении - полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.
Vibrance - Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation. Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.
Теперь перейдем к следующей страничке - Tone Curve.
Все, что касается контраста (и косвенно - цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный.
Если работать со второй закладкой Point, то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе.
А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves, закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.
В более ранних версиях ACR функция Point, к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric. В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения... а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так. :)
Двигаемся на следующую страничку - Detail. Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.
NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.
Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей - Luminance и Color. В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй - цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным - чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.
Sharpening - с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе - Unsharp Mask.
Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.
Теперь переходим на HSL / Grayscale - наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере.
Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale. Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL - интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation, Selective Color и Channel Mixer.
Hue - Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым - так я и подвинула соответствующие рычажки.
Saturation - По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.
Luminance - Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.
Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.
Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи - исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections.
Chromatic Aberration, или хроматические аберрации - некрасивые цветные контуры, пятна и полосы, появившиеся в результате того, что объектив не всегда корректно может свести все три составляющие света (красный, зеленый и голубой) в одной точке на плоскости, регистрирующей изображение. Как правило, хроматические аберрации появляются в местах с наибольшим контрастам (например, по контуру темного предмета на светлом фоне). Статья по теме в Википедии.
Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration. Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.
Lens Vignetting, или виньетирование объектива, что означает затемнение изображения по краям кадра. Статья по теме в Википедии.
Данный инструмент позволяет бороться с этими затемнениями или наоборот их создавать. Следует отметить, что проблема виньетирования в работе с современной оптикой встречается все реже и реже, поэтому инструментом этим чаще пользуются не для снижения, а увеличения показателя виньетирования. Этот художественный прием позволяет притемнить пустые или маловажные части кадра, привлечь больше внимания к центру, подчеркнуть главный объект и передать определенную атмосферу сюжета.
Ну что же, на этом с внесением изменений в параметры рава мы закончили...
Вот, что у меня получилось после того, как я проделала все выше перечисленные операции.
Гораздо симпатичнее чем то, что состряпала камера в JPG, не правда ли? :)
Итак, все готово, остается лишь нажать на последнюю кнопку:
Open Image - если вы хотите открыть файл непосредственно в Фотошопе и еще как-то доработать его.
Done - если вы хотите сохранить все параметры данной конвертации (в формате .xmp) для использования их в будущем . Каждый раз, как вы будете открывать данный уже отконвертированный рав, эти параметры автоматически будут к нему применяться. Так же эти параметры можно будет применить к любому другому раву, как было описано выше в части "Управление данными конвертации".
При нажатии Open Image все параметры конвертирования также автоматически сохраняются в .xmp файл.
И в завершении хочу рассказать, что все выше перечисленное может быть применено как к одному файлу, так и к целому пакету. Для этого достаточно выделить нужное количество равов - и все они откроются в ACR одновременно в отдельном окошке слева.
После нажатия Select All (или выделения нескольких выборочных файлов из списка), а затем нажатия Synchronize откроется новое окно управления, в котором можно отметить, по каким именно параметрам вы бы хотели, чтобы конвертация применялась синхронно ко всем выделенным файлам.
Затем через Open image(s) или Done можно все так же открыть отконвертированные равы в Фотошопе или сохранить параметры конвертации к каждому из них.
***
Вот и всё... The End. :)
bulka © 2008
Права на статью принадлежат автору, полное или частичное воспроизведение может быть осуществлено только с разрешения автора.