Сегодня я хочу рассказать вам об очень понравившейся мне книге японского эксперта по наведению порядка в доме - Мари Кондо «The Life-Changing Magic of Tidying Up: The Japanese Art of Decluttering and Organizing». На русский книга не переведена. Апдейт: книгу перевели на русский! Ура!) Можно купить в бумажнои или цифровом формате под названием
"Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни" )))))))) Дословный перевод названия - "Магия уборки, меняющая жизнь: японское искусство избавления от ненужных вещей и организации пространства".
В родной Японии Мари популярна, как поп-звезда. Она увлеклась организацией пространства еще в раннем детстве, а последние 10 с лишним лет работает консультантом по организации дома, разработала свой чудодейственный метод "КонМари", постоянно участвует в телешоу, написала 4 книги. Одна из них, собственно "Магия уборки", стала бестселлером и заработала Мари популярность и на западе. Мари сама себя называет "фанатиком наведения порядка" (в выступлении на Talks@Google даже прозвучало слово hentai ^____^).
Пример результатов ее работы с клиентом:
На Ютубе ежедневно появляются новые видео ее последовательниц, разбирающих шмотки, книги, детские вещи и все что угодно по системе КонМари.
Вот, например (даже если с английским не очень, можно посмотреть, и так в принципе понятно):
Click to view
Я офигеваю от того, сколько одежды может быть у одного человека! Столько, чтобы целую комнату забить от пола до потолка! Неудивительно, что в результате "чистки" можно убрать две трети вещей спокойно.
Секрет популярности Мари в том, что после уборки по ее методу ты наводишь порядок раз и навсегда и уже никогда не возвращаешься к накопительству вещей, захламленности и необходимости постоянно наводить порядок. Ты просто меняешь свою жизнь в один момент, разобравшись со своим эмоциональным отношением к вещам, и дальше тебе не нужно ничего делать, кроме как возвращать каждую вещь на место после использования. В основе метода КонМари лежат и принципы минимализма (или эссенциализма?) - оставлять только то, что тебе важно и дорого, чтобы не тратить время и силы на ненужное, и что-то от религии синтоизма - отношения к вещам, как к одушевленным предметам, диалог и сотрудничество с ними.
Небольшая предыстория моего знакомства с этой книгой
Расхламлением, или тем, что в англоязычной среде называется красивым словом деклаттеринг (разбирание, упорядочивание), я увлеклась лет 5 назад. Начиналось все со статьи
Освоить искусство пустоты, из которой я впервые узнала о том, что можно жить как дзенский монах - с минимумом вещей, о Доминик Лоро и ее книге "Искусство жить просто", которую я потом неcколько лет мечтала прочесть (сейчас я читаю ее уже во второй раз и чуть позже, возможно, тоже расскажу о ней, если вам будет интересно). Потом были статьи
Лео Бабауты и миллионы советов о том, что нужно взять и выбросить из своей жизни прямо сейчас.
В тот момент я осознала, что все мои предыдущие попытки наводить порядок в квартире по сути представляли собой перекладывание хлама с места на место. Благо, работы хватало - все накопленное бабушкой и дедушкой за 50 лет совместной жизни, плюс нажитое мной за студенческие годы.
Сначала я избавлялась от всего откровенно старого, лишнего и ненужного - тетради с лекциями с первого курса, какие-то запчасти и материалы для рукоделия, которым я все равно не занималась, прочие бумажки, просроченная косметика и другой мусор. Я все больше входила во вкус и начала избавляться от хороших и полезных, но ненужных именно в нашей квартире вещей. Зарегистрировалась на дарударе и за 4 года раздала
164 вещи, большая часть которых была чем-то вполне ценным (в хорошем состоянии одежда и обувь, книги, посуда...), хотя должна признаться, всякую фигню, достойную помойного ведра, тоже несколько раз случалось дарить. Дарудар - это вообще прекрасное место для экологичного избавления от вещей, но времени на это требуется уйма!
Так я и жила, постоянно что-то выкидывая или отдавая в дар (изредка что-то удавалось продать на авито), но при этом ничего особенно не менялось - в доме так же постоянно появлялся новый хлам. То есть, я вроде бы и стремилась к минимализму, простоте и порядку - но как-то не очень успешно. Хотя у меня был относительный порядок в комнате и немного вещей, если сравнивать с большинством людей, у которых я бывала дома... Но внешне моя комната выглядела не очень-то минималистично, а если открыть шкаф - то вообще ужас: глубокие и широкие пространства полок были завалены стопками вещей.
Потом в моей жизни случилась семейная жизнь и два переезда, и это открыло мне новые грани проблемы и новые возможности. С одной стороны, обнаружилось, как много всего нужно для привычной жизни из числа всяких хозтоваров, кухонной утвари и прочих предметов обихода вроде коврика в ванную... Когда всего этого навалом в родительском доме - даже об этом не задумываешься. А когда въезжаешь в пустую квартиру - столько всего нужно купить, притащить и где-то расставить. Мы смеялись над собой - минималисты, как же - выходя из Ашана с очередной тележкой предметов первой необходимости. И все эти швабры, бутыли и девайсы должны где-то находиться, загромождая углы, шкафы и стойки...
С другой стороны - не так уж много нужно личных вещей и места для их хранения. Если есть только один небольшой шкаф на двоих - все нужные вещи уместятся в этот шкаф. И одежда, и техника, и книги, и косметика, и еще много чего. Многие вещи я не стала перевозить от бабушки и вовсе про них забыла - значит, они были на самом деле мне не нужны.
Но по-настоящему задуматься меня заставил переезд на свою квартиру - вновь оказалось, что вещей чудовищно много, и все это нужно куда-то деть... а денег хватило только на один шкаф из икеи, и то наполовину без полок и ящиков. Где-то в планах остался комод и шкафчик с зеркальными дверцами для ванной. Хотя мы покрасили стены в белый цвет, поставили белый шкаф и нейтральный диван - ни на шаг ближе к минимализму и интерьеру мечты мы не стали почему-то. Я продолжала выкидывать по чуть-чуть всякую мелочь, пыталась поплотнее утрамбовать вещи в шкафу по сумкам и пакетам, но наверное понимала в душе, что никуда это не ведет...
И тут мне два раза подряд в разных блогах попалось упоминание о Мари Кондо - японской иконе порядка и организации. Пошла читать статьи и смотреть видео - и тут меня поглотило полностью...
Очень вкратце описание метода можно найти в статьях в интернете или в тех же видео. Вот они:
1. Наводим порядок в один заход, настолько быстро, насколько это возможно
2. Сортируем вещи по категориям, а не по месту хранения
3. Критерий отбора всего один: "Эта вещь вызывает радость?" (делает тебя счастливым, производит впечатление). Если да - вещь оставляем, если нет - выбрасываем, отдаем на переработку или благотворительность
4. Порядок расхламления: одежда, книги, документы и бумаги, все остальное, сувениры и памятные вещи
5. Одежду нужно хранить сложенной в аккуратные прямоугольнички в вертикальном положении в выдвижных ящиках, так же как и книги, и бумаги - чтобы они не лежали стопкой, давя друг на друга, и чтобы открывая шкаф, ты всегда мог найти нужную вещь.
Вот, в общем-то и все. Можно посмотреть несколько видео, где Мари показывает, как складывать футболки и свитера, и приступать к уборке =)
Click to view
Click to view
Я балдею от того, как по-японски бережно, тщательно и с душой она это делает. Красота!
Или вот, как сложить белье и носки в крышку от коробки:
Click to view
Также рекомендую посмотреть выступление Мари на Talks@Google, где она в общих чертах рассказывает про свой метод. Там есть блок вопросов и ответов, довольно интересный, потому что вопросы задают жизненные - именно те, которые у любого, как мне кажется, возникнут при попытке применить эту систему к себе.
Click to view
Но если вы действительно хотите понять эту систему и раз и навсегда прийти от самонаводящегося бардака к самоподдерживающемуся порядку - советую прочесть книгу!
Она содержит намного больше, чем просто описание метода - в ней объясняется вся философия, почему это надо делать именно так, а не иначе, и самое важное - ЗАЧЕМ это нужно делать. И хотя со многими идеями и правилами Мари я сначала никак не могла согласиться, постепенно она меня переубедила-таки =) К тому же, она оказывает чудодейственное мотивирующее влияние (в отличие от книги Доминик Лоро, которая выносит мозг и создает ощущение, что это все нереально и недостижимо для простых смертных). Я не могла дождаться, пока дочитаю до конца - срывалась и бежала снимать полочку в ванной или убирать все с кухонной стойки. Сколько я мечтала о свободной красивой кухне, как на фотографиях интерьеров в скандинавском стиле:
А оказывается, всего-то и нужно было, что спрятать под мойку страшную бутылку фейри и губку, и переставить кружки сохнуть в шкаф! Нет, мне конечно еще очень далеко до скандинавского дизайна, черт побери))) но это был инсайт!
Так что, если вопрос, как сделать свой дом красивым, упорядоченным, удобным для жизни и не тащить на себе кучу ненужного груза - вам надо читать книгу Мари Кондо!
"Яблочники" могут приобрести
электронную версию на iTunes. Единственный минус - отсутствие перевода :) так что поттягиваем английский!
Ну или читаем мой (не)краткий вольный пересказ. Я пропустила некоторые главы, которые показались мне не очень содержательными, но таких было совсем немного. Если у вас появятся вопросы или желание что-то обсудить по книге - буду рада! Пока меня прет, я готова говорить о расхламлении бесконечно =) В следующем посте буду рассказывать про свои скромные успехи в уборке по советам из книги)
Приготовьтесь к тому, что пересказ будет длинный, запаситесь чаем и терпением! :)
Примечание: жирным курсивом выделены цитаты из книги в моем вольном переводе. Остальное - еще более вольный пересказ своими словами :) // курсив за слэшами // - мои комментарии по поводу
Часть 1. Почему у меня не получается поддерживать дома порядок?
Первая заповедь КонМари - разбираем вещи и наводим порядок один раз и на всю жизнь.
Убираться или выкидывать вещи по чуть-чуть каждый день - это значит, не закончить никогда. //это про все наши любимые проекты «минус 365 вещей» или «избавляться от 27 ненужных предметов каждый месяц»//
Мари пробовала метод «избавляться от одной вещи каждый день», и он ей не подошел - она забросила его через 2 недели. Это оказалось неудобно и неэффективно.
Уборка одним махом, с другой стороны, кардинально меняет ход мыслей. Такое глубокое эмоциональное потрясение непременно повлияет на то, как ты думаешь и твой привычный образ жизни.
"Не гонитесь за совершенством. Начинайте постепенно и избавляйтесь от одной вещи в день" - эти слова как мед на душу тем, кому не хватает уверенности в своих способностях навести порядок.
Это не работает! Хотя поначалу кажется, что в такой постепенной работе есть смысл, а совершенства все равно нельзя достичь.
Мари считает, что достичь совершенства просто - нужно взять каждую вещь в руки (по одной за раз) и задать себе 2 вопроса: нужно ли избавиться от этой вещи и если нет, куда ее положить.
Приспособления для хранения (всяческие ящички, органайзеры, подставки и коробки) - не решают проблему захламленности, а только создают иллюзию порядка.
Сортировать вещи нужно по категории, а не по месту, где они лежат. Люди часто хранят одно и то же в нескольких местах (часть одежды в шкафу, другую часть в прихожей, книги на полках в нескольких комнатах и т. д.). Уборка «по местам» - это частая ошибка! Это повторение одного и того же, плюс так ты не видишь общий объем своих вещей.
Наведение порядка сводится к двум вещам: во-первых, избавиться от лишних вещей, во-вторых, решить, где хранить оставшиеся.
Тогда ежедневная уборка будет сводиться только к тому, чтобы класть каждую вещь на место.
Наведение порядка - это не рутинная работа, а праздник, большое событие, которое нужно осуществить один раз в жизни. Лишь один раз в жизни тебе нужно пережить это состояние идеального порядка, тогда тебе не захочется возвращаться к прежней жизни, и поддерживать этот порядок будет не сложно.
Часть 2. Сначала закончи с избавлением от вещей
Пока не отобрал все вещи, которые нужно устранить из своей жизни - даже не пытайся задумываться о хранении оставшихся.
Начни уборку с подготовки:
1) подумай о цели того, что ты делаешь. Представь себе свой образ жизни в новом, свободном от хлама пространстве. Составь четкое представление, как ты хочешь проводить время в нем. Например: «Я прихожу домой с работы, на полу ничего не валяется... моя комната аккуратна, как гостиничный номер, ничего не нарушает поле зрения. У меня розовое постельное белье и лампа в старинном стиле. Прежде чем лечь спать, я принимаю ванну, зажигаю ароматическую лампу, слушаю классическую музыку, пока занимаюсь йогой и пью травяной чай. Я отправляюсь спать с ощущением неспешности и простора.»
2) подумай, ПОЧЕМУ ты хочешь так жить? Найдя ответ, снова спроси себя - почему? И так пять раз. Смысл в том, чтобы прийти к осознанию, что твоя цель - быть счастливым. Это кажется очевидным, но ты должен это прочувствовать. Спроси себя «Зачем мне наводить порядок?». Когда найдешь ответ - ты можешь начать изучать то, что у тебя имеется.
Сложные критерии выбора, что выкинуть, а что нет, только повергают в стресс. Забудь про правила «выкинь то, что не надевал больше года», «сложи в коробку и убери на месяц» и все в этом роде. Надо выбирать, что ты хочешь ОСТАВИТЬ, а не ломать голову, как определить, что выбросить.
Обязательно возьми каждую вещь в руки! Задай себе вопрос «Эта вещь меня радует?» Если радует - оставь ее. Если нет - избавься от нее.
Конечно, это весьма расплывчатый критерий, но вся фишка в том, чтобы взять вещь в руки. Нельзя просто посмотреть в шкаф и решить, что все тебя радует. Возьми вещь в руки. Твое тело отреагирует на каждую вещь по-разному.
Оставь только те вещи, которые «говорят» с твоим сердцем. От остального избавься.
Разбирай по одной категории вещей за раз. Начинай с одежды. Собери всю одежду в одном месте, обыщи все комнаты, чтобы ничего нигде не завалялось. Сложи всю одежду в кучу на полу. Теперь поочередно бери каждый предмет в руки и спрашивай себя, приносит ли эта вещь ощущение радости. Да - оставляй, нет - сразу кидай в мешок «на вынос»
Порядок категорий тоже важен. Не начинай с сувениров, фотографий и прочих памятных вещей.
Людям тяжело избавляться от вещей, которые им еще могут послужить (функциональная ценность), которые содержат полезную информацию (информационная ценность) и которые связаны с воспоминаниями (эмоциональная ценность). Когда эти вещи - раритеты (их сложно приобрести или заменить), с ними становится еще труднее расстаться.
Самая правильная последовательность: одежда, книги, бумаги, все прочее, памятные вещи. Это путь от простого к сложному. К тому же, так развивается способность ощущать реакцию тела на вещи.
Не позволяй своей семье видеть, как ты выбрасываешь вещи. Родители и бабушки непременно будут переживать что ты не выживешь на том, что осталось. Возможно, они захотят забрать часть хлама себе, хотя им это на самом деле не нужно!
Если тебя раздражает то, что твоя семья не хочет содержать дом в порядке и избавляться от ненужного - оставь их в покое и начни со своих вещей. На самом деле, это у тебя проблемы с хламом. Когда ты с ними разберешься, тебя не будет волноваться хлам других людей. А они, возможно, вдохновятся твоим примером.
Не сплавляй ненужные тебе вещи членам семьи только потому, что тебе жалко их выкидывать и хочется, чтобы они еще послужили.
Что делать, если ты никак не можешь себя заставить расстаться с какой-то вещью? Подумай о том, что она уже сыграла свою роль в твоей жизни, выполнила свою задачу. Больше нет смысла ее хранить.
Не может быть ценным то, что хранится в дальнем углу шкафа, и то, о чем ты даже не вспомнил бы, если бы не вытащил на свет.
И тут ЖЖ сказал, что запись слишком большая =(( поэтому продолжение в
следующем посте!