Раз пальцовка, два пальцовка...

Dec 12, 2012 21:45

Про развитие мелкой моторики часто и много говорят на родительских ресурсах, но в музыкальное (и общее, кстати) образование тема, в общем, не проникла. Ну, лепка и прочие "мы писали-писали, наша клавиатура запылилась" не в счет.

Дети играют во многие игры. Выбор игр, как правило, не случаен, а первичный список весьма велик, но очень быстро "средняя" социума сужает его до тех, которые им, социумом, востребованы. В нашем случае это обычно догонялки и прятки. Налоговые инспекторы и финансисты требуются всегда. Быстрые, ловкие, хитрые, находчивые - все это славные качества, которые облегчают выживание в каменных джунглях современных городов.

Но есть класс игр, которые имеют непосредственное отношение к развитию менее заметных, но ничуть не менее важных вещей. Ладушки, камень-ножницы-бумага, колыбель для кошки, считалочки и всякое похожее. После того, как мамы считают период "раннего развития" оконченным, игры эти медленно сходят на нет. Да, кто-то продолжает: лепить, показывать фокусы (с картами, к примеру), играть в конструктор, делать аппликации или шить. Кого-то ведут в музыкальную школу. Но не всех.

Меж тем, в мире есть немало знания, которое посвящено развитию пальцевых техник, совершенно не случайно. Связь пальцев рук и разнообразных других частей организма изучена достаточно хорошо. В Ютубе полно разработок для людей, заинтересованных в процессе. Лично мне нравится видео Грега Ирвина простотой и систематичностью. Но в музыкальных школах, меж тем, пальцевые вещи доступны оказываются далеко не всем. Пианистам, к примеру, упражнения для пальцев показывают. Другим гражданам - не всегда. А объяснений, почему оно так или иначе, педагоги часто не дают. Мол, на тебе упражнение, а дальше - как пойдет. Поколения до тебя, милый, делали, им помогло. Не хотелось бы обобщать, но моя выборка часто такова.

Конечно, вопрос, стоит ли объяснять детям суть упражнений, для многих остается дискуссионным. Для меня ответ очевиден - обязательно. Другой вопрос, что нужный язык я, к примеру, могу подобрать далеко не всегда. Но это уже вызовы индивидуальные, с которыми надо биться самостоятельно.

Если библиотека движений тела в целом - это ушу, йога и брейкданс, то библиотека движений пальцев - это мудры. Им следует уделить внимание в течение нескольких первых уроков, соревнуясь с учеником в выполнении тех или иных мудр. Нужно рассказать не только о физиологической подоплеке, но и привлечь человека задумываться о тех потоках (энергии, информации, вещества), которые через него проходят в момент выполнения мудр. Как и асана, мудра является своего рода настройкой антенны, которая усиливает определенные частоты спектра (или трогает струны, для приверженцев соответствующей теории). Можно даже попытаться провести диагностику ученика по тому, какие мудры удаются (но перед этим лучше потренироваться на знакомых и близких, диагностика - это навык, и быстро он не приходит, хотя обмануться быстрыми результатами и харизматично начать убеждать других - крайне соблазнительно). К указаниям на разнообразных сайтах и в литературе стоит относиться осторожно. Принцип тут всегда простой: если кто-то проходит (и видит) дорогу, это еще не означает, что она будет дорогой доброй и для вас. Парня в горы тяни, рискни.

Ну и для педагога, конечно, главный вызов - держать себя и собственный уровень. Удачи!

искусство, музыка

Previous post Next post
Up