Подавляющее большинство нормальных людей чувствует, что вот эта картина Леонардо - искусство.
А вот эта картина Ротко - дерьмо.
Но проблема в том, что как только нормальный человек высказывает подобное мнение, сразу же начинается травля. "А кто ты такой, чтобы судить об искусстве?" "Ты специалист?" "Ты искусствовед?" "Ты знаешь, сколько эта картина стоит?" "Все музеи мира ничего не понимают в искусстве, и только ты один понимаешь?"
Самое ужасное в такой травле, что в результате нормальный человек перестает доверять своим чувствам, и опускает руки. "Да, я не специалист." "Ну их... Пусть покупают что хотят и за сколько хотят." "А, может, это дерьмо тоже какое-то искусство?.." "Да и что такое искусство вообще? Определить невозможно."
Так вот, определить, что такое искусство, возможно. И мы это сделаем прямо сейчас. Не забывая, что у каждого социума своё искусство. У ацтеков, возможно, было искусство человеческих жертвоприношений. У папуасов - искусство приготовления человечины. А мы будем говорить про искусство иудео-христианской цивилизации. Бах, Моцарт, Шекспир, Микеланджело, вот это вот всё.
У иудео-христианской цивилизации есть много определяющих особенностей. К примеру, вера в единого бога - монотеизм. И Ветхий Завет в качестве одной из религиозных основ. А также Десять заповедей в качестве морально-этической базы поведения. И многие другие особенности. Но для понимания искусства нам понадобятся всего три.
1. Есть добро и зло, хорошо и плохо.
В иудео-христианской цивилизации добро и зло определены богом. Потому люди не могут переопределять или изменять эти понятия.
2. Люди изначально склонны к плохому, к злым поступкам.
В Ветхом Завете об этом сказано в 8 главе книги Бытие, когда бог после потопа говорит:
не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
У христиан это связано с первородным грехом. Крещение снимает ответственность за первородный грех, но не отменяет его последствие - ту самую склонность ко злу.
3. Иудео-христианская цивилизация оптимистична и прогрессивна.
В ней главенствует идея, что людей, пусть изначально плохих, можно и нужно сделать лучше. К примеру, в Десяти заповедях первая - про монотеизм (который однозначно определяет добро и зло), а остальные делятся на две очевидные группы: делай добро, не делай зла.
Собственно, фантастический прогресс иудео-христианской цивилизации и вызван этим прогрессивным подходом. Другие, более адекватные социумы тоже понимали несовершенство и недоброту человеческих масс. Но не стремились их активно улучшить.
И теперь мы можем дать простое и понятное определение искусства в иудео-христианской цивилизации. У этого искусства всего два обязательных свойства:
1. Оно делает людей лучше, явно или неявно.
2. Оно технически сложно.
(Второй пункт очевидно следует из первого, поскольку простыми методами невозможно изменить людей. Тем более, против их сущности.) Самое важное в таком определении - что оно не выдумка, не идея, а констатация факта. Именно этими двумя свойствами обладают произведения искусства иудео-христианской цивилизации. Бах, Моцарт, Шекспир, Микеланджело, вот это вот всё.
В наши дни силы зла ведут целенаправленное разрушение иудео-христианской цивилизации. Особенно заметно это стало в последние пару десятилетий. Нормальному человеку сложно противостоять силам зла. Но надо стараться. И каждый раз, когда вы увидите дерьмо, которое пытаются выдать за искусство, скажите себе: "Это дерьмо, а не искусство. И это не моё мнение, а объективный факт. В моей великой иудео-христианской цивилизации искусством являются другие вещи." А если не побоитесь, скажите это гордо и громко. Наша цивилизация стоит того, чтобы за нее побороться.