К дискуссии о домашнем образовании

Nov 01, 2014 21:48

В последнее время часто приходится обсуждать различные проблемы образования. Уже писал пару постов на эту тему, преимущественно для того, чтобы чётко сформулировать для себя мнения по вопросу. Сейчас хотелось бы высказаться на тему домашнего образования, поскольку этой идеей сейчас весьма увлечены многие молодые (и не очень) родители. Дискуссии на ( Read more... )

Leave a comment

Comments 17

polryby4 November 1 2014, 19:40:09 UTC
Полностью соглашусь с твоим выводом. ИМХО, решение в пользу домашнего обучения во многих случаях - это способ справиться с тревожностью родителей.
А деткам надо позволять задаваться реальными жизненными задачками (в том числе - конфликты с ровестниками и взрослыми) и учить их конструктивно решать.
Пример родителей (точнее, бабушки, но и родители могут делать то же), которые "знают, что ребенку надо" - в "Похороните меня за плинтусом"

Reply


aviculus November 1 2014, 21:16:11 UTC
Абсолютно согласен (преподаю с 1992 года).

Reply


reineke November 1 2014, 22:31:49 UTC
По-моему, совершенно естественно ранжировать школы. В моём мире хорошая школа лучше хорошего домашнего образования, но плохое домашнее образование лучше плохой школы. Вообще мало что может быть хуже плохой школы - разве что плохая частная школа. Тут уже больше возможностей для выбора.
А описываемый другой мир и джунгли отлично воссоздаются в нормальной спортивной секции, например.

Вообще, конечно, это всё издержки запрета экспериментов над детьми, столько можно было бы интересного узнать :-). Но всё же для хорошего ответа я бы взял человек 200 в возрасте 20 лет, получивших домашнее образование, и сравнивал бы уже с школьным. Чтоб были какие-то основания для выводов.

Reply

butyagin November 2 2014, 06:50:50 UTC
Ну, с тем, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, трудно не согласиться. А по поводу "джунглей в спортсекции", опять-двадцатьпять. Нет, никакой кружок и секция не является заменой школе по той самой главной причине. Может они слегка и могут социализировать, но, во-первых, находятся под контролем родителей (пущу/не пущу, деньги есть/нет), во-вторых, занимают относительно небольшую нишу в жизни ребёнка, а, главное, не дают альтернативных предложений, именно в силу того, что узкозаточены. Именно об этом я и писал. в смысле альтернативных предложений кружки и секции бесполезны.

Ну, вот я, например, наблюдаю за учениками и студентами, для меня этого материала вполне достаточно.

Reply

reineke November 2 2014, 18:58:42 UTC
хороший кружок занимает большую нишу в жизни ребёнка.
Но суть не в этом. Мы можем организовать штуку, которая будет называться "Фигола" и сдавать туда ребёнка 5 дней в неделю на 8 часов. В фиголе ребёнок будет ни хрена не делать, но иногда, несколько раз в день, исполнять какие-то кретинские требования типа 5 минут стоять на голове или ещё что-то в этом роде, а не выполнит - получит розги. И внезапно оказывается, что фигола, по твоим критериям, ничем особо не отличается от школы. И в отличие от кружка и домашнего образования, даёт альтернативу :-).

Есть студенты после домашнего образования? Много?

Reply

butyagin November 4 2014, 11:13:27 UTC
Артемий, понятно, что можно поставить сортир и назвать его школа, но мы ведём речь о том, что имеется сейчас, а не о возможных абстракциях. Студентов нет, а кружковцы попадаются в Эрмитаже.

Reply


nuhets November 2 2014, 09:38:14 UTC
Есть еще один момент.

Любой учитель, даже плохонький, как ни странно, имеет больший опыт общения с детьми конкретной возрастной группы.
Тупо в человеко-часах, помноженных на разнообразие детских-человеческих психотипов...

Для очень многих родителей переходный возраст 13-18 лет -- это шок. Они узнают, что их дети, которых они так любят и опекают, умеют врать, хотят делать свой выбор, часто неадекватный, пробовать запретное, не видят "очевидных родителям" целей и жизненных ориентиров.
А для любого учителя, работавшего хотя бы лет пять в старшей школе это норма. Он работает в ней, живет в ней, адаптируется в ней, он ошибается и проходит через общение с подростками еще и еще, и еще раз. Такого "шанса на ошибку" у родителей практически быть не может.

Reply


yakovis November 2 2014, 10:29:15 UTC
> Как сказал мой оппонент Миша Яковис, «в моём мире об образовании заботятся ответственные родители, потому что только им может быть нужно хорошее образование их детей»

Привет, Саша. Нет, у меня была немного другая мысль. Во-первых, я говорил не про ответственных родителей, а о том, что родители неизбежно несут ответственность за то, что делают с детьми, и они же несут все затраты, временные, эмоциональные и материальные. Поэтому, сравнивая родителя и чиновника РОНО в том, кто должен быть «заказчиком образования», я выбирал бы родителя. Он, может, и не очень ответственный, но чиновник-то еще менее. Ты говорил тогда, что родители, бывает, творят с детьми ужасы, что правда, но непонятно тогда, не нужно ли отлучать детей от груди сразу на всякий случай.

Не уверен, что это рассуждение так напрямую можно применить к обсуждаемому тут вопросу.

Вторая ссылка на мою точку зрения тоже, мне кажется, немного съехала, но неважно.

А твое собственно ключевое рассуждение про школу как альтернативу семье - это интересно, буду думать.

Reply

butyagin November 4 2014, 11:19:14 UTC
Да? Миша, извини, значит я не совсем правильно понял твою мысль. Ноя всегда веду мысль не о "заказчике", а об исполнителе. Об учителе, который учит непосредственно. Среди них немало тех, которым это нужно и интересно. И не чиновник РОНО будет иметь дело с учеником, а именно учитель. На ужасы, которые творят родители с детьми я указал именно в качестве антитезы идеи, что родитель является тем, кому образование ребёнка как раз нужно. Нет, отлучать, наверное, не стоит, я, как раз об этом и пишу.

Reply

yakovis November 4 2014, 12:09:39 UTC
> Но я всегда веду мысль не о "заказчике", а об исполнителе. Об учителе, который учит непосредственно ( ... )

Reply

butyagin November 4 2014, 16:29:14 UTC
Миша, твоя мысль мне прекрасно понятна, я даже не вижу с чем тут спорить. Естественно, чиновник не так гибок, как родитель, а воспитание в интернате, мягко говоря, не сахар. И это любому понятно. Исключения есть, и я намеренно написал о "хорошем интернате", но и оговорился, что это интернат для одарённых старших детей при университете (и свои родители почти у всех них есть). Думаю, там совсем другая статистика, но это не имеет отношения к делу.
Тем не менее, мне кажется, что рассмотрение ситуации в школе в рамках бизнес модели не совсем корректно. А к рассматриваемой теме вообще особого отношения не имеет. В рамках такого восприятия имеется заказчик, исполнитель и образовательные услуги. От кого получить услуги - совершенно не важно, от школы, частного учителя или Отца Фёдора. В том посте я веду речь о школе, как общественном институте, а здесь чиновник рано является фигурой весьма внешней, а конкретный исполнитель, работающий с ребёнком, наиболее важной.

Reply


Leave a comment

Up