Родовое кладбище Войниловичей в имении Савичи (Копыльский район).

May 26, 2012 00:06

Знаменитый и славный на Литве род Войниловичей избрал местом своего фамильного погребения не богатый храм или часовню-усыпальницу, а родные поля под небом рядом со своим имением Савичи, где они столько потрудились на благо и славу своей Родины. Родовое кладбище (также называемое «курган») находилось в 1-1,5 км. к северу от усадьбы недалеко от дороги в другое имение Малые Савичи, принадлежавшее Чарноцким. Сегодня это место также несложно найти по северной стороне света относительно места бывшей усадьбы. Правда, теперь курган находится посреди колхозного поля, и никакой дороги к нему сейчас нет.
Достоверно известно, что на этом кладбище были похоронены следующие владельцы Савичей:
- Франтишек Войнилович ( 1710 - 2-я пол. 18 в., перезахоронен после 1864 года из несвижского костёла Святого Креста)
- Адам Войнилович ( 1806 - 1874, перезахоронен во 2-й пол. 19 века из тимковичского костёла Архангела Михаила)
Скорее всего, здесь же покоились их жёны, братья и сёстры. Не исключено, что и многие другие владельцы Савичей и их родственники были также похоронены на этом кладбище.
Известный последний законный владелец имения Эдвард Войнилович похоронил на этом кургане своих любимых двоих детей - Симеона и Елену, - в память о которых он построил в 1905-1910 годах минский костёл в честь одноимённых святых. Так что это место особенно знаковое для всех жителей нынешней белорусской столицы.
Вот так выглядело это кладбище при Войниловичах перед первой мировой войной:



Видимая на снимке статуя Девы Марии была особо почитаема среди местных католиков. Её копия была установлена в том же минском костёле св. Симеона и Елены после его постройки.

Быдло в человеческом обличье, распущенное большевистским переворотом 1917 года и последующей «диктатурой пролетариата», совершенно разгромило это святое место в марте 1921 года и, скорее всего, ещё позднее. Перед ублюдками не устоял, не остался целым, ни один надгробный памятник и ни одна могила.
Только в 1990-х годах местная католическая парафия при поддержке минского прихода св. Симеона и Елены несколько облагородили это место и установили на нём деревянный крест. Почти все памятники с кладбища исчезли в неизвестном направлении, а те, что остались, стоят после перенесённого погрома на произвольных местах.



Общий вид родового кладбища Войниловичей.



Постамент от неизвестного памятника с надписью. Возле него стоят лампадки, что немного радует.



Фрагмент неизвестного надгробия с надписью.

И чудом уцелевшие памятники, коих на кургане насчитывается только ДВА.





Надгробие Адам Войниловича, отца Эдварда Войниловича, о котором говорилось выше.





Габриэля Войнилович-Могильницкая, сестра Эдварда Войниловича.

Следы ещё одного частично уцелевшего надгробия с савичского кладбища ведут … в Минск. У костёла святых Симеона и Елены, рядом с перезахороненными здесь в 2005 году останками Эдварда Войниловича, находится фрагмент надгробия его сына Симеона! Того самого, одному из которых и посвящён костёл!



История обретения этого надгробия довольно странная. Якобы в конце 1980-х в местечко Тимковичи неподалёку от Савичей привезли материал для ремонта какого-то местного памятника. Одна из жительниц местечка по имени Татьяна Фолитар почему-то очень заинтересовалась этим материалом, стала его рассматривать и заметила надпись на камне. Руководствуясь неведомыми мотивами, они с мужем при помощи соседей(!) перетащили памятник к себе во двор и спрятали под всяким мусором(!). Позже, очевидно пережив не один визит милиции, разыскивающей украденный «стройматериал», она добросовестно сдала надгробие в приход костёла Симеона и Елены.
Действительно, в Тимковичах есть один советский памятник из чёрного гранита, установленный в 1989 году. Вот он:



Не совсем понятно, в какой его части могло «пригодиться» надгробие несчастного Симеона Войниловича. Его постамент явно больше. Также, с трудом представляется, как при общем наплевательском отношении в Тимковичах даже к местным памятникам истории и культуры, некая простая семья с соседями в советское время внезапно решила спасти часть надгробия сына савичского пана. Между прочим, в Польше пишут, что этот памятник был вмурован в фундамент деревенского дома, что выглядит гораздо правдоподобнее, учитывая редкостный ум и хозяйственность нашего народа в отношении таких вещей…
Ну да Бог с ним, главное, что хоть часть памятника разыскали и спасли. Думаю, можно приблизительно предположить теперь, куда, в общем, подевались многочисленные памятники Войниловичей. Их не вывезли, и не зверски расстреляли какие-нибудь «москальские» или «немецко-фашистские» захватчики. Они все где-то совсем недалеко от места преступления, среди здешних деревенских домов и огородов. Когда-то у диких степных кочевников был обычай делать из черепов побеждённых врагов чаши для напитков. У диких белорусов 20 века был обычай использовать в хозяйстве чужие надгробия, а также получать барыши от вещей, содранных с выкопанных из могил трупов…
И ещё один аспект, касающийся савичского кладбища. Любому, кто прочитает мемуары Эдварда Войниловича, будет непонятно, почему его останки были с помпой перенесены в Минск. Его пламенным желанием до последней минуты жизни было упокоиться именно в Савичах, на своём родном «кургане». И только здесь он видел могилы своих детей. В своё время ему предлагали переехать из разгромленного большевистскими бандитами дворца в Савичах в Минск - так вот, он наотрез отказался. Среди прочего, и потому, что в Савичах были могилы его детей и предков. И вот сегодня прах Эдварда Войниловича находится в Минске, в городе, к которому он никогда не питал каких-то особых чувств и где бывал часто исключительно «по работе». Можно приводить доводы в защиту и такого положения вещей, но это будет только демагогия, чтобы скрыть главное. - Эдвард Войнилович и его предки создали в Савичах имение, в котором считала за честь побывать элита того времени - и князья, и генералы. А в нынешнем «хрустальном сосуде» есть Минск, в котором чистые улицы(с), Минск-Арена и Национальная библиотека, и есть «замкадье», обречённое на разрушение и деградацию, из которого люди стараются сбежать любыми средствами. История с перезахоронением Войниловича это и де-факто признание такого положения вещей, и ещё большее его усугубление.
Кстати, ничем не покрытый крест на савичском кургане постепенно ветшает. А статуса памятника у этого места как не было, так и нет.


Зніклыя могілкі, Надмагіллі выбітных людзей

Previous post Next post
Up