XXX. ПГРЭЗ (разбирая архивы)

Jul 28, 2014 14:30

Оригинал взят у ulis_aka_janek в XXX. ПГРЭЗ (разбирая архивы)
После того, как сорвалась апрельская поездка в украинскую Зону, вопрос, ехать или не ехать в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник решился сам собой. Так вместо Припяти и чернобыльских сёл моя очередная поездка пришлась на белорусское Полесье.





И сразу сюрприз: мы въехали в ПГРЭЗ по всем правилам через привычный КПП, зарегистрировались, получили памятки и стартовали в направлении пункта назначения. По пути прошли другой КПП, где тоже зарегистрировались. И, поехав дальше, пропустили нужный поворот. Некоторое время мы ехали, считая, что просто не узнаём знакомые места.
Как вдруг...
Мы не поверили своим глазам: перед нами оказалось обыкновенное шоссе с оживленным движением в обе стороны.

В общем, получилось так, что, сбившись с пути, мы проехали ПГРЭЗ насквозь, но вовремя опомнились и дали задний ход. Впрочем, к вопросу, существует ли контроль в отсутствие КПП, я ещё вернусь.
Но ощущения, когда ты едешь по Зоне, а потом вдруг "Раз!" и никакой Зоны нет, а есть автобан и цивилизация (и вообще забудьте о Зоне!) - непередаваемы.




Один из бывших населенных пунктов - Колыбань, ж/д переезд и станция. "Железка" - тот самый путь от Славутича до Семиходов. Когда мы проезжаем по железной дороге, всегда стараемся не пропустить Колыбань, столько у нас с ней связано хороших воспоминаний.
Светофор на переезде, кстати, в рабочем состоянии. Вообще, насколько мне известно, "сигналка" не утратила работоспособность даже на давно не обслуживаемых дистанциях. Этот же переезд хоть и пересекается считаное число раз в сутки, вполне "обитаем".




"Смска" на стене ж/д платформы. :) Посетители здесь появляются регулярно. Кто-то отмечается таким вот образом.




Украинская газета в белорусской Зоне.

Граница между Украиной и Беларусью, конечно "закрыта": почти все дороги либо заросли, либо намеренно перекопаны, что делает пересечение границы делом крайне сложным, если вообще возможным. Полноценное автомобильное сообщение есть только по дороге между Славутичем и Чернобылем (связывая два украинских города, она проходит транзитом через Беларусь, но проехать по тому шоссе из конца в конец просто так тоже не получится - Зона!).
Впрочем, сталкеры, проникающие на территорию Чернобыльской Зоны и ПГРЭЗ, проходят почти прозрачную границу пешком.
И, конечно, границы не существует для всякого зверья, которое часто, обитая по одну сторону границы, забредает на сопредельную территорию. Лошадей Пржевальского видели в Белоруссии, на территории Украины замечали мишек из ПГРЭЗ.




Колоритная "настенная живопись".




Эх...




Традиционный взгляд в сторону Славутича.




...и малинка, пробивающаяся из-под шпал. Росла бы она где-нибудь за Яновом, у неё был бы шанс распуститься, а тут - движение!




Коровник, который строился, очевидно, студенческим строительным отрядом "Сатурн". Глядя на полосы красного кирпича, невольно вспоминаешь "Белый дом" в Припяти: конечно, под отделкой этого не видно, но когда она осыпется, видно, что строили из того материала, какой оказался под рукой.







Скорее всего он так и остался недостроенным.




"Номерки" - метки для крупного рогатого скота.




Сооружение, немножко напоминающее катапульту или гильотину, а на самом деле предназначенное для процесса искусственного осеменения.




Ещё видов машинки.



















Просто смятое в блин ведро.




Полукруглое строение из кирпича непонятного назначения, которое мы назвали "Колизей" :).




Мельница. Напоминает строение в украинских Зимовищах. Доски на лестнице давно истлели, так что забраться вверх проблематично. Пока ходили, где-то невдалеке от нас пролетел вертолет.







Архитектура и внутреннее убранство невольно навевают ассоциации с костелом и органом. :)







Телеграфные столбы спилены намеренно. Сделано это скорее всего для того, чтобы случайное их падение не вызвало бы внезапное перекрытие дороги. Движение по ней, повторюсь, минимальное, но есть. Ну а тока в проводах, разумеется, нет уже четверть века.







Столбы лежат либо вдоль дороги, либо в придорожных канавах.




Чем дальше от цивилизации и основных маршрутов передвижения по Зоне, тем уже дорога.










"Колючка" 10-км зоны вдоль дороги, по краям которой - болота. Как же там квакают лягушки! :)










:)




Залесье-белорусское, магазин. Село интересное, но остановились здесь мы всего на минутку.




Иногда по краю дорог встречаются такие вот могильники - "бурты".













Что в них, мы так и не поняли. Что-то сельскохозяйственного происхождения, помещенное в полиэтиленовые мешки.




Маленькое отступление: за границами Зоны наше внимание привлек этот дорожный указатель. Один из ликвидаторов рассказывал, что его лагерь находился около деревни Бабчин. Сейчас Бабчин располагается у самой границы белорусской Зоны, один из КПП носит название деревни.




Дерновичи. Здесь мы тоже сделали краткую остановку. Что-то мы уже видели, а на что-то обратили внимание впервые.




























Насколько я понял, 1922 - номер абонента. Выполнен на табличке, снятой с комбайна. :)



















Чудо инженерной мысли - катер с кузовом от зерноуборочного комбайна в Довлядах.




"Назначение судна: буксировка небольших плавсредств, паромных переправ, а также служебных разъездов (4 чел) и перевозок грузов (в корпусе) массой не более 0,3 т."




Внутри кабины - таблички-"памятки", оставшиеся от комбайна "Нива".




Сам буксирно-моторный катер БМК-90 выпущен в 1956 году. Судостроительный завод №341 располагался в Рыбинске, сейчас это ОАО "Судостроительный завод "Вымпел".







По идее на месте кабины должен был располагаться съемный тент.













В непосредственной близости от границы между Белоруссией и Украиной. Намерений пересекать её не было, да и время, когда мы оказались в Зоне, спокойствием уже не отличалось, так что мы не стали искушать судьбу и дальше просто не поехали.
Дорога, по которой бы мы поехали дальше, через несколько сотен метров оканчивается площадкой, на которой установлен щит, приветствовавший всех пересекающих границу между Киевской и Гомельской областями. Именно по этой дороге ходили автобусы из Киева в сторону Белоруссии, делавшие остановку в Припяти. Сейчас по границе дорогу пересекает глубокий ров.

P.S.
На одной из трасс внутри Зоны мы были остановлены патрулем погранслужбы, уверенным в том, что мы въехали в заповедник по ошибке. Что характерно, у патруля была информация, что с той трассы, на которой мы случайно оказались, "сегодня были заезды". Вообще за время нахождения в заповеднике мы не раз встречали патрули - территория ПГРЭЗ представляет собой не только зону отчуждения, но и пограничную зону, что подразумевает особый порядок пребывания в ней и дополнительные ограничения.




Пожарная вышка. При удачном стечении обстоятельств с неё можно увидеть ЧАЭС.




Остановка на окраине большой-пребольшой Белой Сороки.




Тишина обманчива: едва я наступаю на траву, как раздается в прямом смысле дикий хруст - это бежит испуганный заяц. К такой неожиданности я, конечно, не готов и заяц в кадр не попадает :) Получаю ценное указание "не спугнуть медведя".










Колодезный "журавль"...




...и сам колодец.
































































Видимо, чьи-то останки, превратившиеся в горстку пуха.













Довляды (по крайней мере та часть, где мы проезжали) оставили ощущение селения, которое не оставило о себе памяти. Если многие старые деревни бывшие жители помнят и иногда навещают, то сравнительно новые кирпичные здания вспоминаются бывшими жителями гораздо реже.










Дрова пролежали у забора многие годы и давно истлели. Чей-то пропавший напрасно труд.













В Вепры мы так и не поехали, ограничившись небольшой остановкой на перекрестке.













Дороги постепенно становятся менее и менее заросшими, а это значит, что мы близки к выезду из ПГРЭЗ.







Пересекаем дизборьер, который расположен у границ заповедника.




Путешествие окончено.

Это была тридцатая поездка в Зону отчуждения как таковую и третья в Полесский радиационно-экологический заповедник.
Покинутые села украинского и белорусского Полесья, бывший город энергетиков Припять, сама ЧАЭС оказались намного более притягательными и интересными объектами для посещения и изучения, чем я мог себе представить восемь лет назад. Будут ли ещё поездки и репортажи - посмотрим. В свою очередь хочется надеяться, что обстановка на Украине в ближайшем будущем перестанет препятствовать посещению Зоны и я снова, выбрав свободный день, поеду навстречу новым открытиям и впечатлениям.
А пока на этом всё, спасибо за внимание.
Previous post Next post
Up