Спустя столько времени после защиты моей диссертации, еще возникают вопросы о чем же таком я писала в своей нетленке. В связи с этим, я решила выложить кусок своего автореферата, для того чтобы вы могли понять с кем имеете дело :)
и чем я жила те три года, что работала над своей темой.
Параграф 2.3. «Утопия человека-массы как важнейший тип постнеклассической утопии» всецело посвящен анализу такого нового феномена, как постнеклассическая «утопия человека-массы», а также связанных с ним понятий (толпа, массовая культура, массовый человек и др.). Главной особенностью утопий второго подтипа является их ориентация на вкусы и запросы массового потребителя - читателя/зрителя/слушателя, что дает основания рассматривать их как результат выполнения своеобразного социального заказа. Утопия человека-массы ориентирована прежде всего на массовое сознание в целом и на унифицированные и стереотипизированные потребности человека-массы в частности. В данном факте усматривается активное влияние массовой культуры, которая, оперируя базисными архетипическими представлениями, формирует на их основе ряд устремлений (потребность в любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, в том числе и материальному, надежда на чудо и т.п.). Именно массовая культура, привлекая на помощь утопические идеи и образы, предлагает человеку-массе то, чего он лишен в реальной жизни, создавая тем самым современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как нечто более реальное, чем их собственное повседневное существование. Массовая культура при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише стремится утолить естественную для человека тоску по идеалу, формируя при этом типизированный кодекс миропонимания и стандартизированные модели поведения, и внедряет их в массовое сознание. Поэтому продукты массовой культуры на современном этапе можно рассматривать как основное средство воплощения утопического идеала. В связи с тем что данный вид культуры оперирует простыми и понятными каждому образами и идеями, у человека-массы зарождается вера в возможность реализации предложенной ему «индивидуальной» утопии в рамках своей жизни доступными ему средствами.
В параграфе 2.4. «Конкретные механизмы, предлагаемые массовой культурой для воплощения утопического проекта в жизнь» диссертант на основе анализа значительного массива продуктов массовой культуры (литература, кинематограф, селебрити, глянцевые журналы), рассматривает наиболее распространенные формы выражения утопического образа и те изменения, которые претерпел последний на современном этапе.
Массовая литература. В качестве наиболее показательного, с точки зрения автора данной работы, примера выражения утопического сюжета в области массовой литературы правомерно обратиться к так называемому женскому городскому роману, вербализирующему тот ряд утопических идей, носителем которых является массовый читатель. Исходя из тех представлений, которые широко присутствуют в литературе подобного рода, можно дать достаточно подробную характеристику как утопического образа, на данный момент главенствующего в массовом сознании, так и соответствующих ему стереотипов поведения. Главная героиня книг этого жанра - чаще всего одинокая, но при этом преуспевающая и красивая женщина, чей возраст «слегка за тридцать». «Бальзаковский возраст» женщины, которая должна обладать идеальной внешностью, именно в этом жанре зачастую толкуется как некий жизненный рубеж, по достижении которого героиня должна иметь престижную работу и окружать себя только дизайнерскими вещами известных марок. Ей необходимы также и идеальные человеческие отношения (гармоничный брак, заботливый и успешный муж, красивые и здоровые дети). Не имея какой-либо из перечисленных составляющих, женщина не может считаться успешной и состоявшейся. В качестве наиболее показательных в этом плане примеров можно указать на произведения Софии Кинселлы, Джейн Мур, Габи Хауптманн, Мэйвик Чик, Катажины Грохоли, а также на рассказы, публикуемые, к примеру, в русской версии журнала «Cosmopolitan».
Постнеклассическая утопия в ее масскультовском варианте широко использует средства, позволяющие визуализировать рожденный утопическим сознанием образ, делая таким образом акцент уже не на рациональном постижении воспринимаемого текста, а на зрительном и слуховом восприятии, которые дают возможность непосредственного обращения к эмоциональной сфере адресата. Именно с помощью аудио- и видеоряда к утопическому образу обращается все больше число потребителей из числа человеков-массы. Для визуализации утопического образа чаще всего используется массовый кинематограф. Если рассматривать всю историю кинематографа, то в ней можно обнаружить огромное количество примеров выражения утопических образов и утопических же проектов. В первую очередь - это кино середины ХХ в., как советское, так и западное. Именно в кинофильмах этого периода предпринимались попытки визуализировать, «опредметить» тот идеал, к которому на данный момент стремилось общество . В поиске типических примеров воплощения массового утопического образа в кинематографе автор диссертационного исследования обращается к анализу наиболее показательных в этом плане популярных голливудских картин-мелодрам (фильмы «Красотка» и «Горничная» ), являющихся одним из способов выражения утопического образа.
Утопический образ, воплощенный в тексте литературой, является, по сути дела, первым этапом на пути трансляции его в массовое сознание. Для того чтобы наибольшее число потребителей имело возможность почувствовать себя причастным к разворачивающейся перед ними утопической истории, используется видеоряд, дающий практически однозначную трактовку данного образа и демонстрирующий возможность наложения последнего на образ простого человека, обывателя, человека-массы и даже совмещения с ним.
Следующим шагом на пути внедрения утопического образа в массовое сознание становится использование популярности «звезд», так называемых селебрити (от англ. celebrity - знаменитость). В первую очередь это известные на весь мир актеры (Камерон Диас, Джулия Робертс, Джениффер Анистон, Дрю Берримор, Анджелина Джоли и др.), музыканты (Бритни Спирс, Бейонсе, Джениффер Лопес, Мадонна и т.д.) и бизнесмены (например, Дональд Дж. Трамп). К особой категории селебрити можно отнести таких знаменитостей, как Пэрис Хилтон и Эшли Симпсон, чья известность обусловлена не каким-либо вкладом в искусство, но является лишь результатом их скандального поведения, а зачастую и эпатажа публики.
Идеальный образ, традиционно создаваемый в литературе и кино, чаще всего воспринимался реципиентом, в большей или меньшей степени обладающим опытом восприятия художественного текста, как фантазия, не имеющая к жизни никакого отношения, как всего лишь вербально или визуально изложенная утопия, которая, как всем хорошо известно, не может быть воплощена в реальность. С появлением же первых ростков селебрити утопический образ начинает рассматриваться уже не как нечто, не поддающееся объективации, а как воплощенная в реальность мечта. Именно селебрити стало тем явлением, которое доказало возможность наложения идеального образа на реального человека. По мнению обывателя, именно объекты селебрити, их жизнь, их достижения являются реализованной мечтой, содержание которой соответствует установившимся в массовой культуре представлениям об идеале.
Обобщенный портрет селебрити схож с теми представлениями об идеальной женщине, которые сложились в рамках женского городского романа и популярных мелодраматических кинолент. Именно селебрити являются тем звеном, которое связывает вожделенную иллюзию - утопический образ - с реальностью. Благодаря предельному сближению утопической картины с реальностью у обывателя формируется представление о достижимости реализации утопического образа в реальной жизни. Однако обыватель чаще всего предельно далек от идеальной, по его мнению, «звезды». И именно для того чтобы сблизить два столь разных и бесконечно далеких друг от друга мира, чтобы дать максимально полную, а главное - ожидаемую человеком-массы информацию о «звезде» и о, казалось бы, «проверенных» на практике способах достижения сформированного селебрити образа, выпускаются многочисленные глянцевые журналы.
Глянцевые журналы в эпоху постнеклассической утопии являются тем средством выражения утопического образа, которое сочетает в себе как текст (рассказы, публикуемые на страницах журнала, конкретные советы, описания возможных путей достижения успеха), так и визуальный образ (обилие фотографий). Таким образом, именно журналы данного типа оказываются идеальным средством трансляции и распространения постнеклассической утопии в массовое сознание. В качестве широко известного примера глянцевого журнала можно указать на журнал «Cosmopolitan». Благодаря его усилиям в течение последних лет был сформирован и даже, можно сказать, «сформулирован» журнальными средствами, о которых говорилось выше, образ девушки в стиле Cosmo. Этот образ очень близок к тому, который уже описывался в связи с массовой литературой и кино.
Помимо формирования утопического образа названный журнал выполняет еще одну немаловажную функцию в процессе трансляции данного образа в массовое сознание. Суть этой функции заключается в том, что журнал «Cosmopolitan» является своеобразным руководством по воплощению идеала в жизнь, т.е. в определенной степени решает практическую задачу. На страницах журнала, во-первых, можно найти описания - вербальные и визуальные - самого идеала, во-вторых, на примере какой-либо знаменитости и с помощью красочных фотографий и рассказов о селебрити он позволяет увидеть, каким образом этот идеал воплощен в реальность, в-третьих, основываясь на фотографиях, можно выявить те атрибуты, которые делают данного человека идеальным (дизайнерская одежда, макияж, стиль жизнь), и, в-четвертых, получить точные рекомендации, как данного идеала достичь. Выполнению этой задачи, к примеру, служат списки адресов магазинов, салонов красоты и ресторанов, публикуемые в каждом номере журнала.
Говоря о журнале «Cosmopolitan» как о руководстве по воплощению утопического образа в реальность, нельзя не отметить столь значительный проект, как «Выбор Cosmopolitan», который был разработан руководителями этого глянцевого журнала. Суть его заключается в том, что авторы и редакторы журнала, отбирая определенные товары (книги, одежду, музыкальные диски, косметику, услуги салонов красоты и др.), на их взгляд соответствующие образу жизни девушки в стиле Cosmo, помечают их определенным знаком. По их мнению, именно этот стикер поможет покупателям сделать правильный выбор в том многообразии, которое на сегодня характерно для рынка услуг и товаров. Таким образом, мы можем наблюдать, как читательниц журнала буквально программируют на покупку только определенных товаров и услуг, убеждая их в том, что они обязательно помогут обычной девушке или женщине приблизиться к желанному (утопическому) образу.
Разработанный в «лабораториях» масскульта, словесный и визуальный образ для подтверждения своей реальности и достижимости использует «звезд» мировой величины, которые демонстрируются в качестве воплощенной утопии. Используя глянцевые журналы, массовая культура предлагает человеку четкие ориентиры, схемы, конкретные рекомендации, следование которым позволит человеку-массы достичь представленного идеала и неизбежно, по утверждению разработчиков утопических проектов, приведет его к успешному воплощению пропагандируемых ими образов в своей жизни. Тем самым достигается предельное сближение утопии, настоятельно рекомендуемой массовой культурой человеку-массы, с реальной жизнью.