Веломифология: Сколько велосипедистов в Москве?

Jul 20, 2015 10:57




Первая половина июля оказалась не менее богатой на различные события, связанные с популяризацией и развитием велосипедной инфраструктуры, чем май и июнь. В Москве при поддержке Департамента Транспорта прошли два подряд ночных велопробега: Велоночь и Ночной Велопарад. А наиболее нашумевшим мероприятием стало официальное открытие велополосы на Бульварном кольце, которая, скорее всего, поставила жирный крест на возможности обособить там же трамвайную линию, в настоящее время куда более востребованной, чем велотранспорт. Это в свою очередь стало очередной иллюстрацией странности приоритета в городе велосипедов перед общественным транспортом. Кстати, примечательно, что некоторые велосипедисты возвращались с Ночного Велопарада не своим ходом, а как раз на 3-м трамвае, ходящем по Бульварному кольцу.

Но самым удивительным моментом в этом открытии велополосы на Бульварном кольце было смелое заявление Департамента Транспорта Москвы о том, что «прогнозируемый велосипедный поток на дорожке ежедневно будет составлять 10 тысяч человек». Этот сверхоптимистичный прогноз вслед за выяснением реального количества велосипедистов в городах Европы, которому была посвящена предыдущая статья из серии «Веломифология», заставил озадачится вопросом, а собственно сколько людей в Москве используют велосипед в качестве транспорта в настоящее время.

Напомню, в прошлый раз мы выяснили, что за исключением нескольких стран вроде Нидерландов или Германии доля транспортных перемещений на велосипедах в подавляющем большинстве крупных европейских городах, на самом деле, составляет крайне небольшие величины, в основном от 0 до 3%. При этом власти многих из этих городов в Европе предприняли уже немало усилий для популяризации велосипедов в виде прокладки большого числа велодорожек и организации городского велопроката. Это отчасти опровергает и гипотезу о том, что единственным препятствием появления большого числа пользователей велотранспорта в Москве и других российских городах является недостаточное развитие велосипедной инфраструктуры.

С другой стороны многие велоэнтузиасты требуют срочной организации повсеместной сети велодорожек в Москве как раз на том основании, что:


«С каждым годом велосипедистов в городе становится все больше и больше.»

«...число велосипедистов, например, в Зюзино с каждым годом растёт...»

«Да, не большинство, и даже не 1%, но они есть и их число стабильно и быстро растёт.»

В том то и дело, что 1-2% - это доля велосипеда в транспортных перемещениях в таких городах как Лондон и Париж с их обширной сетью велодорожек и автоматического велопроката. Т.е. это теоретический и вряд ли пока достижимый максимум для Москвы, которого эти крупнейшие европейские города достигли после долгих лет усиленного развития велосипедной инфраструктуры, до чего Москве пока как до Луны. А на данный момент речь идёт в лучшем случае о сотых долях процента.

Руководитель Департамента Транспорта Москвы Максим Ликсутов в конце октября 2012 года на телеканале «Дождь» в передаче, посвящённой закрытию велосезона, говорил, что число поездок на велосипеде в транспортных целях составляло на тот момент всего около 8 тысяч в лучшие дни. А всего в городе при этом совершается порядка 20 миллионов поездок. Т.е. доля велосипедного транспорта в перемещениях по Москве составляет лишь 0,04%. А чтобы на Бульварном кольце появилось 10 тысяч велосипедистов необходимо, чтобы они туда съехались со всей остальной Москвы.

Для сравнения Московский метрополитен в будние дни перевозит около 8 млн пассажиров, а Мосгортранс - 5,8 млн. А велотранспортом во всём городе пользуются почти на порядок меньше людей, чем одним только 17-м маршрутом трамвая, перевозящим 70 тысяч пассажиров в сутки. Чего уж там говорить о разгрузке велосипедами метро и наземного транспорта в целом, обслуживающих пассажиропотоки аж в тысячу раз больше.



На Международной конференции по развитию велосипедной инфраструктуры, прошедшей в мае 2014 года в Санкт-Петербурге, в докладе представителей Департамента Транспорта Москвы были оглашены аналогичные данные уже за 2013 год:

«Согласно статистике города, численность занятого населения всех вместе взятых районов Москвы составляет 6,6 миллионов человек. Из них всего 8 000 поездок в день было совершено с помощью собственных велосипедов жителей города (данные за 2013 г.). Кроме этого, ежедневно 550 поездок совершались на велосипедах, взятых напрокат. Эти данные касаются всего 0,04% всех ежедневных поездок на работу и домой. Город планирует увеличить эту долю до 1% к 2020 г. с помощью инвестиций в велосипедную инфраструктуру.»

Т.е. нельзя даже сказать, что по данным Департамента Транспорта число велосипедистов в Москве «стабильно и быстро растёт», как любят уверенно повторять некоторые велоэтузиасты. Весь небольшой рост в 2013 году обеспечило появление в Москве автоматического проката «Велобайк», а число транспортных поездок на собственных велосипедах осталось прежним - 8 тысяч. При этом следует ещё учитывать, что, согласно тому же докладу представителей ДепТранса, большинство из 550 поездок с использованием городского велопроката «совершались в качестве прогулок, и лишь в 35 % случаев велосипед использовался как средство передвижения.»

Правда, согласно пресс-релизу Банка Москвы, спонсирующего «Велобайк», в 2014 году эта доля немного выросла: «В прошлом году 46% пользователей использовали велосипеды проката с транспортными целями.» Но несмотря на то, что идея подобных велопрокатов мне лично очень нравится, такая статистика на фоне огромных бюджетных и спонсорских вливаний в «Велобайк» выглядит крайне удручающей. Даже если город и спонсоры в прошлом году заплатили не по 150 млн рублей, как утверждал Навальный, а лишь по 61 млн рублей, в пересчёте на одного пользователя, больше половины которых использует велопрокат для развлечения, объём дотаций всё равно превосходит в несколько раз печально знаменитый монорельс с себестоимостью поездки в 200 с лишнем рублей.

Но самое главное, что все эти данные про 8-8,5 тысяч велопоездок и долю велосипедного транспорта 0,04% в перемещениях по Москве отражают ситуацию лишь в наиболее благоприятные периоды, а то и вообще только в самые лучшие дни. В статье на сайте «Мослента» со ссылкой на оценки ДепТранса приведена ещё более удручающая цифра транспортных перемещений на велосипеде в целом за сезон 2014 года: «приблизительное число поездок с апреля по ноябрь в прошлом году - 150 тысяч». Источник и данные, честно говоря, вызывают некоторые сомнения. Но если им верить, выходит, что в целом велосипедный транспорт в Москве на данный момент по числу пользователей уступает даже не на 3, а аж на 4 порядка метрополитену и Мосгортрансу, перевозящим соответственно 2,4 млрд и 1,6 млрд пассажиров ежегодно.

Это всё нас подводит к ещё одному важному аспекту использования велосипедов в качестве транспорта - климатическому. Ведь вопрос состоит не только в том, насколько приоритетно создавать в Москве обширную велоинфраструктуру, которой будет пользоваться максимум 1% населения. Главная проблема в том, насколько эта инфраструктура будет реально востребована даже этим небольшим количеством велосипедистов в холод, в дождь и другие неблагоприятные дни, составляющую большую часть года в московском климате. Обычно на этот аргумент разоблачители веломифов уверенно утверждают, что в Европе велосипедисты активно ездят и зимой, и в любую погоду, но конкретных цифр никто не приводит. Что ж, мы попробуем восполнить этот пробел и разобраться с этим вопросом более объективно, но уже в следующей статье.

Продолжение следует: Сколько велосипедистов ездит зимой?

Велотранспорт, Мифы о транспорте

Previous post Next post
Up