Всё больше и больше появляется подтверждений намерений московских властей ликвидировать в ближайшие месяцы троллейбусные линии на Садовом кольце и, скорее всего, в центральной части города в целом. Несмотря на то, что руководитель Департамента Транспорта Максим Ликсутов
официально объявил о таких планах ещё в октябре, многие до сих пор отказываются верить в реальность угрозы уничтожения легендарной «Букашки». Между тем, руководство города уже вовсю ведёт подготовку к претворению этого решения в жизнь.
Во-первых, в середине февраля в несколько автобусных парков Мосгортранса внезапно начала поступать
внеплановая партия новых автобусов ЛиАЗ-5292 (см. заглавное фото). По сообщениям инсайдеров на ряде
транспортных ресурсов, этими дополнительными автобусами собираются заменять ликвидируемые троллейбусы, а вовсе не мифическими электробусами, которые регулярно обещают транспортные начальники Москвы. В частности, говорится, о замене на автобусы 12-го троллейбуса.
При этом никаких тендеров на эту поставку не проводилось и не объявлялось. И даже в опубликованном в январе на сайте ГУП «Мосгортранс»
плане закупок на 2016 год намерения приобрести дополнительные автобусы изначально отсутствовали. Однако, как недавно выяснилось, в
следующей редакции плана закупок от 12 февраля всё же появилось строчка о поставке 68 автобусов большой вместимости за 717,6 млн рублей. Но тендер планируется объявить лишь в апреле, а официальный срок самой поставки - декабрь 2016 г.
Количество автобусов и максимальная сумма контракта подозрительно похожи на соответствующие параметры
прошлогоднего тендера на поставку троллейбусов, который в после полугода непонятных затягиваний в итоге так и не состоялся. Тогда планировалось приобрести 63 троллейбуса за 714,1 млн рублей. Очень похоже, что Мосгортранс решил направить неиспользованные в прошлом году деньги на приобретение дополнительных автобусов. Да и водителям троллейбусов наверно не просто так усиленно
предлагали переучиваться на автобусы.
Во-вторых, как выяснилось, ещё в январе Департамент Капитального Ремонта Москвы (ДКР) заключил с ФГУП «Атэкс» ФСО РФ договор на
выполнение проектно-изыскательских работ в 2016 году по благоустройству Садового кольца. На сайте Госзакупок можно найти
скан этого контракта на сумму в 365,6 млн рублей. В приложении №2, содержащем техническое задание (ТЗ), среди прочих требований к качественным характеристикам работ и услуг на странице 32 можно обнаружить нижеследующий пункт.
6.1.9. Разработка проекта организации дорожного движения на период эксплуатации.
Разработка проекта благоустройства должная быть выполнена на основании транспортной схемы, выданной Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с учетом ликвидации контактной сети троллейбуса на всей протяженности Садового кольца.
Что интересно, победившее в тендере ФГУП «Атэкс» вскоре само провело на Госзакупках аналогичный
тендер на проектирование благоустройства Садового кольца. Его победителем 19 февраля было объявлено АО «БалтСтрой», предложившее разработать проектно-сметную документацию уже за 355,1 млн рублей. Это на 10,5 млн рублей меньше, чем сам «Атэкс» получит от ДКР.
А среди документов этой закупки можно найти тоже самое
ТЗ на выполнение проектно-изыскательских работ, но уже в виде текстового файла, а не скана. И в нём, естественно, есть в том числе и тот же пункт 6.1.9 о ликвидации контактной сети троллейбуса на всей протяженности Садового кольца.
Таким образом, можно констатировать, что ликвидация троллейбусов на Садовом кольце по инициативе Департамента транспорта уже официально включена в документацию по реконструкции этой магистрали. И легендарная Букашка, а также ещё, как минимум, ряд троллейбусных маршрутов (№10, 79), основная часть трассы которых пролегает по Садовому кольцу, доживают свои последние дни и будут отменены или заменены на автобусы эти летом.
К тому же вряд ли троллейбусный погром ограничиться только одним Садовым кольцом. По программе «Моя улица» в 2016 году планируется реконструировать аж 72 улицы. Среди них Бульварное кольцо, Тверская, Моховая, Новый Арбат, Кремлёвская набережная, да и почти все
остальные улицы центра города, где ещё есть движение троллейбусов. Правда, в отличие от Садового кольца, тендеры на проектирование т. н. «благоустройства» большинства из этих улиц на Госзакупках найти не удалось и они, видимо, пока ещё не проводились.
Но в любом случае ликвидация контактной сети даже на одном только Садовом кольце приведёт к существенном нарушению связанности всей троллейбусной сети Москвы и вынужденной отмене маршрутов, как минимум, ещё на ряде улиц, на которые затруднительно попасть как-то кроме как с Садового кольца. В частности, скорее всего, будет отменён троллейбус №9 и прекращено движение по Мясницкой, Б.Лубянке и Сретенке. Также непонятно как и где будут оборачиваться троллейбусы №3 и 47, идущие по Долгоруковской улице. Слабо верится, что ради них будет восстановлен сквозной проезд на Малую Дмитровку. Более вероятно, что будет ликвидировано и троллейбусное движение по Долгоруковской и Новослободской.
Так что срезание проводов даже только на Садовом кольце вызовет цепную реакцию отменен и укорачиваний маршрутов по всему городу и разорвёт хорошо связанную троллейбусную сеть Москвы в отдельные малоосмысленные лоскуты, наподобие того жалкого зрелища, что сейчас из себя представляет трамвайная сеть города. Это в свою очередь приведёт к необратимости процесса дальнейшей ликвидации троллейбусов в Москве и, скорее всего, прекращение существования в городе этого вида транспорта в течение нескольких лет.
Единственная возможность остановить этот процесс пока ещё не поздно - это массовые протесты неравнодушных горожан. А наиболее простая и удобная его форма - это написание обращений в
мэрию Москвы о необходимости сохранения движения троллейбусов и его восстановления на уже уничтоженных участках. Образец послания и более подробные инструкции можно посмотреть в статье
«Как спасти московские троллейбусы?».