Знание материала. Хлопок

Aug 06, 2012 22:00





Итак, как я уже говорила в предыдущем посте на эту тему, хлопок - это не название ткани. Это исходное сырьё. Оно, как известно всем - растительного происхождения, и активно используется в производстве текстиля, как в «чистом виде», так и в смеси с другими компонентами, как натуральными, так и искусственными либо синтетическими.

У меня лежит список тканей, вырабатывающихся из хлопка. Я решила им поделиться, но

Байка / Бархат / Батист / Бумазея / Буфмуслип / Бязь

Вафельная ткань / Вельвет / Вельветон / Вольта / Вуаль

Газ / Гарус / Гипюр / Гринсбон

Далемба / Дамаск / Демикотон / Деним

Казинет / Канифас / Киндяк / Кисея / Коленкор / Краше / Кретон / Ксандрейка / Кумач

Ластик

Мадаполам / Мадрас / Майя / Маркизет / Марля / Махровая ткань / Миткаль / Молескин / Муслин

Нанка / Нансук

Перкаль / Пике / Плащевая ткань / Плис / Плюш / Поплин / Прюнель

Репс

Саржа / Сатин / Ситец / Сукно

Тарлатан / Тафта / Тик (тикаль) / Трико / Тюль

Фланель

Чинц

Шотландка

Главная сложность в том, что сейчас многие наименования тканей перестали иметь значение. Изучая в магазине вещь, мы читаем на ярлычке состав материала, поскольку тот же вельвет, например, может быть выработан как из хлопка, так и из хлопка с добавлением синтетики, так и просто из синтетики. Об этом я уже тоже писала. Тем не менее, в магазинах, торгующих тканями, «родные» названия пока ещё встречаются - хотя в настоящее время терминология тоже может быть весьма путанной. Я это к тому, что если на ткани написано «поплин», то он вовсе не обязательно будет стопроцентно хлопковым. А может быть и вовсе не поплином - по странной прихоти менеджера в магазине тканей или ещё по какой причине. Поэтому - читаем состав.

Лично я с недоверием отношусь к материалам, состоящим из хлопка на 100 %. Точнее, если это какие-то свободные блузы, или широкие юбки, то есть вещи, у которых нет необходимости держать форму, строго следуя линиям человеческой фигуры - то пусть. В этом случае хлопок может быть и стопроцентно натуральным, без примесей. Но если хлопок слишком тонкий, то в чистом виде он недолговечен, быстро истирается. Поэтому к нему осторожно примешивают синтетические волокна либо вискозу.

Вискоза обладает всеми теми же приятными свойствами, что и хлопок - она гигроскопична, воздухопроницаема, а потому может выступать с хлопком в паре на равных. И 50% на 50%, и 40% на 60% (с перевесом в любую сторону) дают в результате неплохой материал. Вискоза делает хлопок несколько прочнее и шелковистее на ощупь. Они хорошо «дружат», поскольку по сути, оба материалы растительного происхождения.

Занятны взаимоотношения хлопка и льна. Лён имеет своеобразную пластику - кому-то она очень нравится, а кто-то находит льняную «мятость» неопрятной. Так что визуально - на любителя (лично я люблю естественную помятость натуральных тканей). Сообщаясь с хлопком, лён в какой-то мере передаёт ему свою фактуру, а ещё - свои полезные свойства (доказано, что лён спасает от жары лучше хлопка, и даже… защищает кожу от бактерий). Кроме того, лён прочнее хлопка, а значит, улучшает ещё и износостойкость материала.

Хлопок в паре с натуральным шёлком выглядит благороднее «простоватых» хлопковых тканей - он имеет приятный блеск и красивую пластику. Я знаю, что есть люди, которым неуютно в натуральном шёлке - вот им должна понравиться такая смесь. Хлопок с шестью значительно «облегчает» шерсть (чем больше в составе хлопка, тем менее «зимней» будет вещь). Впрочем, и хлопку, и шерсти, как правило, необходимо некоторое количество синтетики для облагораживания и вида, и свойств.

Из хлопка часто делают трикотаж - который приятен к телу, комфортен, удобен, хорошо тянется, но… хорошо и растягивается. Стопроцентный хлопок - особенно в трикотажных полотнах - имеет свойство деформироваться, причём безвозвратно (можно, конечно, постирать и поутюжить, но через несколько часов носки всё растягивается снова). Поэтому к хлопковой нити добавляются нити эластана - это такая нитка-резинка, которая даёт хлопковому полотну тянуться, но не даёт деформироваться, «возвращая» нити обратно. По моему опыту, оптимальное содержание эластана - 3-5%, некоторые источники выдают цифру 10-12%, но этого, как мне кажется, уже много. Переизбыток эластичной нити делают хлопковую ткань (или хлопковый трикотаж) «резиновым», такой материал не очень комфортно носить и тяжело утюжить.

Синтетические добавки (чаще всего - полиэстер) хороши, как приправы: в небольшом количестве. Опять-таки, на мой взгляд - 20% синтетики достаточно, чтобы облагородить хлопок (сделать его более прочным, менее мнущимся) и не испортить его. Порой синтетика добавляется для визуальных эффектов - как металлизированные нити; на днях я ещё вспомнила об интересной разработке: металлические нити, интегрированные в ткань таким образом, чтобы ткань при сжимании «запоминала» форму (таким образом можно «ваять» себе платье словно скульптор). Впрочем, к любопытным технологиям я предлагаю ещё вернуться и поговорить.

Источник- http://wardrobe-rehab.livejournal.com/170443.html

о ткани

Previous post Next post
Up