Накидка- С древнейших времен и до ХІХ века

Oct 03, 2012 13:06

Оригинал взят у tanja80 в Накидка- С древнейших времен и до ХІХ века


Если попробовать описать этот предмет одежды - боюсь, сведения мы получим самые противоречивые, а подчас и прямо противоположные. Эта вещь - самая женственная в современном гардеробе и необычайно мужественная на протяжении столетий. Самая легкомысленная и фривольная по крою - самая строгая и официальная по назначению. Самая модная в последнем сезоне - и самая древняя в истории человечества.
Это все - накидка.

История накидки - это, собственно, наша с вами история, homo sapiens’ов... Название этого предмета отражает его суть: самый простой способ согреться - накинуть на себя что-нибудь теплое и тепло же сохраняющее. Непродуваемое. И желательно - непромокаемое. И, конечно же, красивое? А почему бы и нет ;)


…Сначала накидка была просто куском меховой шкуры дикого зверя, позже ее стали делать из плотной ткани. Но когда первые потребности удовлетворены, душа просит красоты и изящества - и вот уже накидка меняет форму, материал, украшается всевозможными способами, какие только в состоянии придумать человеческий разум. Чтоб приятно было и самому носить, и перед людьми похвастаться.
Но не будем забегать вперед: даже самые древние и мрачные времена не обошлись без  прекрасных накидок, на которые стоит взглянуть хотя бы одним глазком.

Пожалуй, наиболее знаменитая накидка - пелерина из Молда (бронзовый век, ІІ тысячелетие до н. э.) - представляет собой ювелирное изделие из листового золота. Обнаружена она была в г. Молд, в северном Уэльсе, в 1833 году в могильном кургане на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Вместе с пелериной были найдены остатки грубой ткани и 16 фрагментов листовой бронзы, которые, по-видимому, представляли собой основание пелерины: местами золотые листы были прикреплены к бронзе заклёпками. Ширина пелерины составляет 458 мм. Предполагают, что хозяйкой пелерины с большой вероятностью была женщина - жрица древнего культа, а сама пелерина являлась частью церемониального облачения. В настоящее время эта реликвия частично восстановлена и хранится в Британском музее.



Древних греков мы привыкли представлять в туниках и пеплосах - а то и вовсе без одежды, благо, мягкий климат и открытые нравы этому способствовали. Между тем даже в древние времена на Балканах не всегда было настолько тепло, чтобы круглый год щеголять в тонкой хламиде. Что защитит от холода? Конечно же, накидка.
Греческая накидка называлась гиматион. Носили ее и мужчины, и женщины. Женский вариант нам понятнее и ближе - тонкую длинную ткань набрасывали на плечи и даже покрывали голову, образуя капюшон. Такая накидка закрывала почти всю фигуру. А вот мужчины предпочитали практичности красоту - они эдак художественно перебрасывали гиматион через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Более того, в углах накидки подвешивали небольшие гирьки, чтобы данная деталь туалета (и ее владелец, разумеется) выглядели достойно - и присутствуя на представлении в театре, и заседая среди равных в ареопаге, а хоть бы и торгуясь на приморском рынке за свежую кефаль…
Но один-единственный гиматион - это же скучно, не так ли? Никакого полета фантазии, и самое страшное - у соседки такой же… Допустить этого никак нельзя! И греки, как могли, разнообразили свой костюм - складками, расшитыми каймой краями, выбором ткани, а то и кроем или цветом. Например, если покрасить гиматион в пурпурный, получится фарос. Но пурпурная краска дорогая - что делать? Можно накидку не красить, а обрезать - тогда получим хламис, короткий вариант гиматиона. Его носили прежде всего юноши, всадники, солдаты и путешественники. А также их покровитель - бог Гермес.

Римляне от греков не так чтобы сильно отстали, поверх тоги они надевали лацерну - накидку с капюшоном, предохраняющую от дождя. А полководцы и прочая знать - пурпурный плащ полудаментум. А зимой пенулу -  округлую или эллипсовидную накидку без рукавов из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было, имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон.
А если уж совсем холодало, на плечи ложился диплакс - сложенный вдвое гиматион-полудаментум.

Средеземноморский тип накидки (который фактически представлял собой большой отрез ткани) вернулся в повседневную жизнь в ХІХ веке вместе с ампиром и модой на античность - надо же было как-то сохранять от холода хрупкие женские плечики... В те времена накидка, как и полагалось, закрывала почти всю фигуру. Но ничто не вечно в этом мире - особенно если неудобно таскать в руках 3-4 и больше метров ткани... И с течением времени накидка превратилась в привычную для прохладной поры деталь современного гардероба - шелковую или кружевную шаль.


Но если римляне и греки даже зимой могли обойтись относительно легкой накидкой, то в Европе этого было недостаточно. Древние германцы накидки делают из шерсти и кожи - им ни холод, ни снег или дождь не помеха. Такая одежда называется кукулус и представляет собой удлиненный наплечный капюшон. Он закрывает голову и плечи, оставляя телу возможность свободно двигаться. А остроконечная форма не дает снегу падать за шиворот и предохраняет горло от ветра.
(фото кукулуса - отсюда:  http://celticreconstruction.blogspot.com/2011/09/2.html)
Если же нужно было закрыть все тело, надевали  клок - длинный плащ. Или глоке (колокол) - круглую накидку с отверстием для головы. Глоке, кстати, до сих пор сохранилась как вариант спортивной одежды - так называют накидку из неваляного сукна.


Средние века подарили нам несколько видов интересных и привлекательных накидок.
Прежде всего изменился крой. Если в античные времена накидка представляла собой длинный кусок ткани, заматываемый вокруг фигуры, позже - укороченный плащ, скрепленный на плечах, то теперь  в основе кроя накидки - прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Накидка становится не широкой, а длинной - до колен, а то и до щиколоток. И даже сшивается по бокам. Почти платье))
Но все-таки она остается накидкой - верхней одеждой, сохраняющей от холода. Средневековая накидка становится модной и красивой частью повседневного и праздничного туалета. Накидки шьются из дорогих привозных тканей, украшаются богатой отделкой мех
ом, полудрагоценными и драгоценными камнями, смальтой и шитьем.
Мы знаем несколько основных разновидностей такой накидки.

Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) - женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века), похожа на элегантный жакет. Сюрко носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Часто перетягивался узорчатым поясом, причем иногда пояс пропускался под задней частью накидки - таким образом спинка оставалась свободной, а спереди пояс стягивал ткань в мягкие складки, подчеркивая хрупкость и прелесть женской фигуры.
Накидка-сюрко просуществовала несколько веков, а затем к ней пришили рукава - и получили верхнее платье-роб (еще на несколько веков). Позже, укоротив верхнее платье, получили жакет. Современные же дизайнеры, кажется, не против вернуться в Средние века: уж очень привлекательным оказался образ, который создают мягкая линия плеча, небрежные складки и приталенный силуэт... А также весьма практичным по ветреной погоде - затянутый пояс не только подчеркнет талию, но и сохранит тепло.


Опелянд (фр. houppelande) - длинная, широкая верхняя накидка. От сюрко опелянд отличался прежде всего большой шириной - широкое одеяние собиралось на плечах в мягкие складки, внизу боковые швы соединялись, образуя рукава. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда, типичная для французско-бургундской моды XIV века. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина В народной одежде тапперт сохранился до начала XV века.


Гойке - клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Этим же словом называлась не только накидка-гойке, но и шапочка - обструганный круглый остроконечный кусок дерева, на который крепилась накидка. Шапочка-гойке часто украшалась шерстяным помпоном. В некоторых народных костюмах накидка-гойке  удержалась вплоть до XVIII века.


В эпоху Ренессанса костюм значительно усложняется, его крой становится более разнообразным, и как следствие, социально дифференцированным. А накидка начинает передавать род занятий своего хозяина.
Например, ганзейскому торговому люду очень кстати пришелся короткий испанский плащ - настолько, что образ прочно вошел в культуру под именем «нюрнбергский купец». И сегодня сложно не узнать ренессансного купца в коротком, подбитом мехом плаще, с меховым же стоячим воротником, лихой цилиндровидной шапке и коротких штанах - на полотнах художников, изображающих бытовую жизнь, обязательно отыщется такой персонаж.

Или другой городской сюжет - площадь, подмостки, бродячие комедианты, натянутая веревка, жонглер, канатоходец… Последний скорее всего в накидке - распущенной или закинутой на одно плечо. Эти накидки-балаганки, конечно же, не для тепла - для красоты, для привлечения внимания публики, поэтому они яркие и сделаны из легкого драпирующегося материала.



Священнический богослужебный костюм тоже не обошелся без накидки. Тут она символизирует багряницу, в которую одели Христа на суде у Понтия Пилата. У католиков это казула или орнат - кусок ткани с прорезью для головы, который одевался поверх другого облачения.

У православного священника накидка именуется фелонь и выглядит иначе: с XVI века их стали делать из тяжёлой жесткой парчи, так чтобы верх возвышался конусом над плечами. Сегодня для фелони могут использовать и более мягкие ткани - тогда верхнюю часть накидки укрепляют дополнительной тканью, чтобы сохранить нужную форму.


Военные всегда оказывали значительное влияние не только на историю государств, но и на историю костюма. Сегодня мы знаем казакин как короткий приталенный кафтан с галунами и нашивками. Однако мало кто помнит, что его прообразом была не только одежда казаков, но и накидки, которые носили военные. Эти накидки выполняли прежде всего утилитарную функцию - они предохраняли доспехи от лишней сырости, а кроме того, на них имелись нашивки, указывающие род войск и чин владельца.
Идеалом мужчины не всегда был брутальный мачо, принципиально отвергающий всякие излишества - в конце концов, мужчины тоже люди, им тоже хочется нравиться, шиковать и производить впечатление. Причем не только мобильниками или пистолетами - закинутый на одно плечо плащ прекрасно подходит для этой цели! Особенно этот вид одежды полюбили мушкетеры, лейб-гвардейцы и кавалерия - ну а где вы еще найдете столь страстных и вдохновенных воинов, поэтов и любовников?
Отличительным знаком мушкетёров была короткая лазоревая накидка, с прорезями для рук, с серебряными галунами и нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами. И только много позже она трансформировалась в приталенный жакет-казакин.



Прообразом упомянутой выше накидки «нюрнбергский купец» был короткий испанский плащ - боэмио, или мантлик.  В нем испанцы отвоевывали свои земли у арабов во времена Реконкисты, в нем шли покорять неизведанные просторы Нового Света… Он и сегодня сохранился в традиционном испанском костюме. А мы наверняка помним его в завораживающем танце матадора перед быком - в руках у тореро не просто кусок алой ткани, а именно короткий плащ-боэмио :)
В отличие от мужской испанской накидки, которая гордо шествовала по Старому и Новому Свету, женская испанская накидка-мантилья осталась верна своим владелицам. Первоначально это был кусок шелка, который крепился к высокому головному убору. Однако испанки пошли дальше - вместо шелка они взяли тончайшей работы кружевное полотно, и не просто цепляли его к гребню-пейнете, но закрывали плечи и грудь. И скромно, и соблазнительно… О да, испанки знали толк в соблазнах! Позже, в ХХ веке, когда пейнеты практически вышли из моды, испанки от накидок не отказались - такую красоту грех прятать в бабушкином сундуке. Да и зачем? Ведь красота мантильи - так же, как и красота испанских женщин - вне времени.

С каждым веком время текло все быстрее и быстрее. В древние времена могло пройти несколько столетий, практически не оставив следа ни в сознании людей, ни в их костюме. Но чем дальше, тем быстрее меняется жизнь и властно требует не только нового мировоззрения, но и нового платья. Удобного? Разумеется, но не только. Стремление к красоте - вот что в первую очередь отличает человека от дикого зверя, а отнюдь не умение пользоваться вилкой и шпагой. ХІХ век открывает новые территории не в дальних странах, а в душах, властно перемешивая далекое и близкое, экзотическое и обыденное. Не случайно именно этот век подарил нам огромное количество разновидностей накидок - пожалуй, даже больше, чем все предыдущие столетия.

Но об этом - в следующей статье… ))









Накидки ХIХ века



Ах этот ХІХ век!.. Полупрозрачный тюль, нежнейший батист, загадочный муар… И кружева, и рюши, и драпировки… И меняющийся силуэт дамских нарядов - высокая грудь, узкая талия, там бальная туфелька из-под юбки, а там - веер, привезенный из далекого Китая или черепаховый гребень, доставленный из Африки через Атлантику. Бал, бал…

Ну а начинался бальный сезон в середине осени. И к прекрасному туалету обязательно добавлялась одна крайне необходимая по осенней сырости деталь - верхняя одежда. И разумеется, это не просто привычное нам черное или коричневое пальто на все случаи жизни, ведь бал - случай исключительный, это праздник, а праздник никто не желает испортить затрапезным видом.
Накидка для такого случая - вещь незаменимая. Она и от холода укроет, и при этом не превратит барышню в пыльный мешок - наоборот, подчеркнет и красоту платья, и изящество фигуры.


Впрочем, кто сказал, что накидка приемлема лишь для бала? Костюм ХІХ века со множеством пышных нижних юбок надежно предохранял от холода нижнюю часть тела даже зимой, а вот о верхней этого не скажешь: корсет да блузка, порой с весьма обширным декольте - и что толку прикрывать плечи и грудь нежнейшей шелковой или батистовой косынкой, от холода она не спасет. Поэтому накидка оказалась весьма актуальной деталью дамского туалета - и гостей принимать, и путешествовать в ней очень удобно. А уж флиртовать!




…Вечер, огни бального зала, кони и кареты, широкая лестница, зеркала и свечи, юная девушка, трепещущая от восторга и смущения в предвкушении своего первого вальса - ее плечики вздрагивают в волнении под нежнейшим вышитым шелком накидки. И опытная красавица, легко впорхнувшая в залу и эффектным жестом сбросившая кружевную накидку с дивных плеч - прямо на руки кавалеру. До конца вечера накидка ей больше не понадобится.
 Итак, прошу любить и жаловать - сорти-де-баль, или накидка для бала, а по-нашему - сартинка. Действительно предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала или фойе театра.






Кто сегодня согласится надеть салоп? Он стал воплощением провинциальности и дурного вкуса. Однако было время, когда салоп был модной европейской новинкой, барышни и дамы в очередь выстраивались к модисткам и портнихам.

По всей вероятности, к началу ХIХ века в Европе сильно похолодало - иначе с чего бы женщины стали носить длинную, почти до пят, свободного кроя накидку, полностью скрывающую и фигуру, и платье? Вот уж действительно мешок… Впрочем, если этот мешок сделать из дорогого сукна или шелка, с широким бархатным воротником, обшить кружевом и лентами, сделать прорези для рук (или даже небольшие рукава) - скрепить разрезы лентами и их тоже украсить, разумеется… Можно даже чуть приталить и сильно расширить книзу - чтобы подчеркнуть изгибы фигуры. Поставить меховую подкладку - такую мягкую, такую нежную… Ни одна женщина не откажется от этой роскоши.

Несколько позже к салопу стали пришивать рукава - практически, он был предшественником пальто, но в отличие от последнего, боковые швы салопа ниже рукава не зашивали, а зашнуровывали, распуская шнуровку на нужный объём юбки.

Название этой накидки образовано от английского слова slop, обозначающего свободное просторное платье, но мы давно забыли источник и воспринимаем салоп как название исконно русской одежды.
В Европе салоп быстро сменился другими типами накидки, а в России задержался практически до конца ХIХ века - и неудивительно, ведь зима здесь гораздо холоднее европейской. Однако 100 лет салопа - даже для приверженцев традиции оказалось многовато, и в высшем свете его надолго заклеймили как образчик редкостной безвкусицы. Реабилитировали же эту накидку лишь в ХХI веке: оказывается, городская мода никак не может обойтись без столь простой и универсальной вещи.


ХІХ век не скупился на яркие события и не менее ярких личностей, вошедших в историю не только своим талантом, но и любимыми вещами.
Например, Франсуа-Жозеф Тальма, знаменитый
французский актер эпохи якобинской революции и наполеоновских войн, стал создателем и нового стиля актерской игры - и нового модного туалета. Тальма первым ввел на сцену исторический костюм (до того актеры играли в тех же нарядах, что были в моде в их время). Актер часто играл тиранов и монархов, и его амплуа требовало широких трагических жестов - а что может сильнее выразить чувства, чем смятый в руке текучий шелк?
Мужчины практически сразу же подхватили новую моду - уж очень удобной оказалась накидка-тальма, закрывающая плечи и грудь, но не стесняющая порывистых движений и не мешающая выхватить пистолет. Позже к ним присоединились и дамы - но стали делать эти накидки из кружев.
А имя актера стало нарицательным, превратившись в название одежды.



Еще одну разновидность накидки подарили нам французы, точнее - Алжир и Тунис, которые долгое время были французскими колониями. Франция набирала из местных жителей Иностранный легион - и вместе с алжирцами и тунисцами в Европу приникала восточная культура и элементы восточного костюма. Так здесь появился и бурнус.

Изначально бурнус - нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. Эти накидки Европа увидела еще во времена Крестовых походов, но в моду они вошли лишь в ХIХ веке - вместе с эпохой романтизма, страстью ко всему этническому и экзотическому. Отличительной чертой европейского бурнуса стали две детали - во-первых, тут обязательной деталью была отделка в виде нашитой по подолу длинной бахромы, а во-вторых, накидка имела декоративный капюшон с острым уголком, который украшался шелковой кистью. Полы бурнуса откидывались и крепились к плечам. В эпоху бидермейер бурнус стал образцом для мужского модного плаща, но особенно эта накидка полюбилась женщинам, и более всего француженкам - еще бы, и согревает, и позволяет практически полностью продемонстрировать прекрасный туалет!



У итальянок был другой взгляд на то, что женщина должна показывать, а что скрывать. Чем больше тайны - тем больше соблазна. Широкая длинная, до щиколоток, накидка со стоячим воротником - что лучше может укрыть женские секреты от недобрых глаз?..

Накидка-ротонда была названа по типу архитектурного сооружения - такого же круглого, как и силуэт длинной накидки, и такого же романтичного, словно самим творцом придуманного для нежных встреч.
Часто ротонды делали двойными, верхняя, конечно же, короче - примерно до талии или середины бедер. А со временем от длинного варианта отказались, а верхняя часть стала делаться все короче и короче - чуть ли не до размеров пелерины. Но главный признак такой накидки сохранился - на фигуре она напоминает круглую башню, по имени которой и названа, а линия подола параллельна земле.


При слове "манто" сегодня мы представляем нежнейшей выделки меховую шкурку, широкий шарфик, если можно так сказать, небрежно обернутый вокруг шеи и свободно ниспадающий, желательно ниже пояса... Однако дамы ХІХ века, боюсь, нас бы не поняли. Манто той поры - скорее косынка, но о-о-очень больших размеров, и зачастую  отделанная рюшами, кружевом, лентами еtс. Ну и конечно, голову этим "платочком" не покрывали - для головы предусмотрены шляпки и капоры, а использовали именно как накидку: манто закрывало плечи, руки и часть фигуры почти до бедер. Вместе с широченной юбкой манто образовывало плавный мягкий силуэт - не авантюристка, но хранительница домашнего очага, ежевечернего чая, булочек с ванильным кремом и начищенного до блеска столового серебра...





Накидки длинные, накидки не очень длинные… А если совсем короткие? Да так, что трудно сказать, что это - то ли очень короткая накидка, то ли слишком широкий воротник… Речь пойдет о пелерине - среди всяческих накидок, у нее, пожалуй, самая долгая история и наибольшее количество вариантов.

Конечно, пелерина - отнюдь не для защиты от холода или пыли, а просто потому, что красиво. И очень, очень соблазнительно… Настолько, что даже мужчины ввели ее в свой гардероб - ну а кто сказал, что лишь женщина может быть сексуальной?
Первоначально накидки-пелерины без рукавов носили паломники (собственно, от них и пошло название: из франц. pelerin - странник, соотв. из латинского peregrinus - чужестранец).

Второе рождение пелерина получает в эпоху бидермейер, демонстрируя все новые и новые вариации модных форм. У мужчин она является элегантным дополнением к рединготу, у женщин - принадлежностью выходного туалета. Дамы экспериментируют с воротником, длинной, отделкой, кроем… Пелерины варьируются от очень коротких до длинных, отделываются мехом, кружевами, вышивкой, сочетаются со шляпками различных фасонов, а те в свою очередь украшаются перьями, лентами и даже живыми цветами…




 



Пелерина оказалась настолько удобной, что стала частью других разновидностей верхней одежды - например, плащей и пальто.
Так, мантия - разновидность плаща - очень часто имеет широкий воротник-пелерину, отделанный драгоценным мехом горностая или соболя.
А в первой половине ХІХ века популярностью пользовался гавелок - плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока. Мужской гавелок имел тот же фасон, что и женский, но длина его была короче. Зачастую гавелок делался на атласной подкладке. Также мог иметь меховой воротник.

Одной, двумя, а то и тремя пелеринами часто разнообразили крой различных сюртуков, плащей и пальто: модный силуэт требовал подчеркнуть линию плеча - и сделать ее мягкой, текучей, романтической… Пелерина прекрасно справлялась с этой задачей и в XIX веке, и в ХХ, когда наравне со шлицами, ремнями и двубортными застежками стала неотъемлемой деталью военного кроя и стиля милитари (иногда укорачиваясь до совсем крохотной накладки на одном плече).
















Статья отсюда- http://olgerau.ucoz.ru/index/0-45

верхняя одежда, пост на конкурс, история, это интересно

Previous post Next post
Up