"Легенда о любви" Мариинский театр 01.07.2014, видео

Jul 04, 2014 20:02

У этого спектакля есть только один недостаток: он записан не целиком. В остальном он, кажется, совершенен.

Состав спектакля довольно обычен, за исключением дебютировавшей в партии Ширин Новиковой. И дебют, на мой взгляд, был невероятно удачен не только для Олеси, но и для Легенды.


Итак, какова же роль Ширин в спектакле.

С нее все начинается: она умирает, и Мехменэ Бану в отчаянии готова отдать все, что угодно, за исцеление сестры. И уже здесь, если посмотреть внимательно, становится понятно, кто такая Ширин. Она не просто любимая младшая сестричка всесильной царицы. Она не просто красива, не просто добра, она должна быть чем-то большим, иначе не была бы всем миром Мехменэ, который мучительно невозможно потерять. Замечу сразу в скобках, что именно поэтому, например, Сомова так неудачна в этой партии. Несмотря на миловидность и явное добродушие Сомовой над смертным одром ее Ширин можно поплакать и даже сильно поплакать, но решительно незачем отдавать все на свете. Никто не убивается над любимой канарейкой, пусть даже сильно любимой.

А между прочим, Ширин все должно в случае чего продолжиться: она наследница Мехменэ Бану, она в короне принцессы. И это второй штрих к ее портрету, который пусть и не является основным, но про который нельзя до конца забывать. Ширин не приходится править, ей нет необходимости держать себя властно, она может позволить себе всегда быть просто женщиной. И здесь есть очень красивая параллель с решением образа Мехменэ именно Лопаткиной. Ее Мехменэ такая же красивая женщина, как и Ширин. Но она всесильная царица, и хотя всегда помнит про обе свои стороны, никогда не смешивает личное и важное. Потому что надо. И Ширин не будет смешивать. Просто ей пока не надо. И из-за этого "пока не надо" ее образ можно (но не нужно) трактовать в диапазоне от беззаботной девочки до гаремной красавицы. И Новикова этого не делает.

Олесе всегда очень удаются роли девушек добрых и светлых, но не легкомысленных. И ее Ширин именно из таких.

И вот тут мы подходим к третьему участнику. Ферхад. Кто он такой, что Ширин влюбляется в него без памяти?

Нам говорят, что он художник. Нам говорят, что он возвышен, утончен и прекрасен и самолюбование Цискаридзе здесь самая типичная иллюстрация. Но можно ли сбежать из дворца в закат с таким человеком? Сбежать-то, конечно, можно, но ведь такой Ферхад будет рисовать на камнях, в то время как Ширин придется самолично копать колодец и собирать из подручных материалов шалаш.

Именно поэтому Ферхад Иванченко в данном спектакле с вовсе не девочкой-припевочкой Ширин Новиковой очень удачен. Он возьмет свою Ширин, унесет ее в безопасность, прорубит ей личный водопад и построит дом. И это будет самый лучший дом, и кому нужны эти дурацкие фрески на стенах?.. И никаких соплей, только чистое глубокое настоящее чувство.

Мы, конечно, привыкли к художнику, и каменщик может резать глаз. Но именно при таких слагаемых спектакль начинает играть дополнительными гранями, приобретая значительно большую глубину, которой раньше не имел.

Видению Мехменэ тоже добавилось глубины. Когда царь-Ферхад приходит к ней, он не является в полной мере ни царем, ни Ферхадом. Это сгибание Ферхада в бараний рог в угоду страсти Мехменэ. Этому есть четкое свидетельство в самой хореографии: как только Мехменэ получает желаемый шпагат в поддержке, царь-Ферхад практически сбрасывает ее на пол и, не оборачиваясь, уходит. Ферхад здесь для Мехменэ только и исключительно подставка. Его самого нет, есть только обрамление для Мехменэ. Иванченко здесь очень удачно ненастоящий, деревянный и слегка мебель. Подозреваю, что немного мебелью Иванченко был всегда, но то, что он ненастоящий, стало видно только на контрасте с его дуэтами с Новиковой.

На этом фоне классическая уже сработанность Лопаткиной с Кузнецовым-визирем выглядит привычным профессионализмом, что, впрочем, никак не умаляет важность, значимость и вообще блистательность Кузнецова.

Отдельно хочу сказать про шута Попова и танцовщиц Степановой и Петушковой. Их танец - не просто танец. И это не просто шутовское отыгрывание встречи Мехменэ, Ширин и Ферхада. Они пришли издеваться над Мехменэ и получить свое удовольствие сполна. Не волнуйся, всесильная царица, мы увидели и поняли твое отношение к Ферхаду. Ты нас прогонишь, и мы удалимся, не поворачиваясь спиной. Как положено. Но ты все равно все поймешь. И поймешь, что мы поняли, что ты поняла. И ничего ты не сделаешь. И тебе будет больно, мучительно больно. Потрясающей силы сцена.

В записи этого нет, но по свидетельству, которому я безоговорочно верю, Новикова немножечко не дотянула трагедию в конце. И на самом деле это хорошо. Потому что спектакль для Новиковой дебютный, работа над партией вряд ли завершена, и вполне вероятно, что Олеся может еще лучше. Ура и выпьем же за это!

балет, Мариинка, видео

Previous post Next post
Up