Видимо, поэтому учениками Гурджиева почти сплошь были дети банкиров (услуги духовного учителя стоили очень дорого). С вливанием группы Успенского гуру-клуб становился всё более элитарным: со временем «аристократическая коммуна» смогла купить замок под свой институт.
Мне запомнилась история русской девушки: у неё было больное сердце, и она решила обратиться за помощью к Гурджиеву; тот сказал что-то вроде: «Хочешь большой и чистой любви? Приходи на сеновал». По телефону она ответила, что не придёт, тогда Гурджиев «нагнул матов». Девушка скончалась, оставив записку: «В моей смерти прошу винить…».
И ещё наводит на размышление вот такая фраза: «За две недели до смерти Гурджиев попросил шофёра отвезти его в русскую церковь на рю Дарю и долго молча сидел перед ней снаружи».
Среди многочисленных гуру 20-го века, подстригавших своих овец, мне больше всех нравится Джидду Кришнамурти, он освобождал от чувства стадности. Ты сам себе можешь быть учителем, говорил он, и я это понимаю так: не надо ни к кому «прислоняться», особенно к тем, у кого девиз «рука руку моет», учение «путь хитреца» и логика пройдохи.