Нынче я не о Стравинском, не о Дягилеве и не об искусстве, а о той архаике, что положена в основу либретто - о человеческих жертвоприношениях. Кому тема неприятна из этических и эстетических принципов, проходите, силь ву пле, дальше. Я предупредила.
Повод.
Возник
офф-топный диалог о жертвоприношениях этих самых. Собеседник считает, что в осенне-зимние мистерии, по протогерманским традициям, проводилась "прополка от лишних ртов"; затем распространяет данный тезис уже на всю Европу, без привязки к конкретным культурам и эпохам. Я остаюсь на той позиции, что племени надо было не только сократить "рты" (едоков), но и сохранить и увеличить число добытчиков и вообще рабочих рук и обеспечить выживание молодняка, а потому вряд ли друиды или кто там крошили головы направо и налево каждый самайно-йольский сезон.
Из привычки доводить, по возможности, дело до конца и испытывая нелюбовь к спорам в духе "имею-мнение-фиг-опровергнешь", я пошла в лес за профессиональными работами. Да, уровень исторических, археологических и антропологических исследований заметно упал, тем не менее, пользу из них всегда можно извлечь путем сопоставления данных разных авторов, оценки задействованных источников и понимания явной или неявной цели авторов (есть некая ангажированность или нет). Скажем, о жертвоприношениях у тех же галлов известно главным образом от римлян, их противников - ну, и насколько таким свидетельствам стоит доверять, не привлекая иных источников?..
Кстати, на Урале тоже бытуют представления о человеческих жертвоприношениях манси, вотяков и хантов, в связи с чем я задавала вопросы двум людям, которые в теме: В.В.Шуклину, собирателю уральской и русской мифологии, и А.В.Слепухину, исследователю культуры манси. Оба придерживались той же точки зрения, а именно: низкая плотность населения и суровые климатически условия скорее подталкивали людей к кооперации, чем к взаимному уничтожению.
Ссылки на русскоязычные работы. Сама еще не все просмотрела, ориентировалась на заглавия и аннотации. Если в текстах и есть какие-то "технические подробности" жертвоприношений, меня они не интересуют, я хочу представить масштаб (частоту случаев), распределение по временной оси и отдельным региональным/этническим культурам.
Человеческие жертвоприношения у древних славян. Текст с сайта "Азбука веры", сомнений в ангажированности - никаких (что христианская евхаристия сама является пережитком какого-то хтонического каннибализма - это, конечно, другое), однако прочитать можно.
Человеческие жертвоприношения на культовых памятниках Урала / Сериков Ю.Б.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ / Сериков А.Е.
История религии в Великобритании / Плотников Е.В.
Жертвоприношение в архаических верованиях и культах / Кузнецова О.В.
Человеческие жертвоприношения и каннибализм (на материале нартского эпоса и русских былин) / Тадевосян Т.В.
Человеческие жертвоприношения на ананьинских поселениях Нижнего и Среднего Прикамья (конец VI - III вв. до н.э.) / Коренюк С.Н., Мельничук А.Ф., Черных Е.М.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ КЭРЭХ: РЕЛИКТЫ И НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СЕВЕРНЫХ САХА / Васильев В.Е.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В РИТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСТОЧНЫХ ХАНТОВ / Рудь А.А.
Социальные нормы народов Крайнего Севера. Жертвоприношение как составная часть культового действия ненцев / Антонов И.Ю.
Лишение жизни в архаических обществах: обрядовость и быт / Георгиевский Э.В.
Мотив жертвы в каменных изваяниях индейцев Центральной Америки / Дэвлет Е.Г.
Ритуально-культовые практики насилия в традиционных культурах / Артюх А.В.
Может, кто еще научных работ подкинет.
И будем почаще вспоминать, что, если на скале нарисовано жертвоприношение, отсюда еще не следует, что оно имело место в действительности. И что помимо регулирования числа едоков, были другие причины и мотивы.
Мораль.
Никакой морали, и не пытайтесь ее сюда тащить. Все якуты и майя вместе взятые рты бы разинули, глядя, какие жертвы массово приносят сейчас, сию минуту, золотому тельцу и всяким "сакральным сущностям".