Захотелось вдруг посмотреть китайский фильм. Недавний.
Но чтобы кино было не сказочное, не про принцесс, драконов и императоров - такого много теперь.
И не колониальный товар из Гонконга.
И вот шпионский триллер.
Китайский ретро нуар.
Жестокая история с выстрелами, погонями, смертью за каждым углом.
И никаких драконов!
Название фильма перевели на разные языки по-всякому.
По-русски получилось "Над обрывом".
По-французски - "Тупик":
По-английски - "Идущие по скалам":
По постерам уже понятно, что будет очень горячо, хотя дело происходит зимой.
Так и оказалось.
Завязка сюжета для шпионского фильма самая традиционная, но сразу бьющая по нервам.
Начало 1930-х.
В Маньчжоу-го - марионеточное государство под началом Японии - заброшены четыре парашютиста-подпольщика:
Заброшены они из СССР.
У них и яд в коробочке (на случай провала) называется Зарница, и привозят они с собой вино из Омска, и знают, как по-русски будет "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"
Их операция называется тоже по-русски - "Утро" или как-то так:
Итак, операция "Утро", хотя китайцам крайне трудно произносить звук Р (не зря они нашего путешественника Пржевальского звали Пилисиливалики):
Цель операции - типичный макгаффин, как у Хичкока (это же триллер!)
То есть это то, что всем очень нужно, но что это и как достать, не очень ясно.
Похоже, герои должны вывезти из страны единственного оставшегося в живых узника страшного застенка, чтобы мир узнал о преступлениях японской и маньчжурской военщины.
Но сделать это оказывается почти невозможно: подполье сдаёт предатель:
Потому, разделившись на две группы, четверо смелых должны поначалу просто выжить:
Враг коварен и злобен:
Маньчжурское гестапо не только практикует изощрённые восточные пытки - его сотрудники проницательны и хладнокровны:
Однако подпольщики тоже не промах:
Даже юная комсомолка, нежная, как лунный свет, и не утратившая полудетской наивности, умеет постоять за себя:
А эта несгибаемая красавица возвращается в Маньчжоу-го не только как борец - она ищет своих потерявшихся детей:
Такова завязка.
Сообщать все хитросплетения сложной интриги шпионского фильма нечестно.
Да я и не смогу.
Но нельзя же не открыть главного.
Поначалу кажется, что кино будет про этих вот отчаянных ребят, заброшенных из СССР с опасным и важным заданием:
Но нет!
Это только присказка, сказка впереди.
На самом-то деле кино про Штирлица!
В китайском, разумеется варианте.
Как и Штирлиц, коммунист Чжоу - таинственный, сдержанный, импозантный - внедрился в самые высшие сферы маньчжурского гестапо и при этом руководит подпольем:
Вот они, китайский Штирлиц и китайский Мюллер:
Этот Мюллер тоже умный и усталый немолодой человек, но без домашнего обаяния "нашего" - китайцы не верят в человеческие приятности подобных типов:
Как и Штирлиц, отважный разведчик Чжоу попадает в безвыходные ситуации, рискует головой, оказывается под подозрением, однако…
Без спойлеров!
Но будут погони и перестрелки, и не раз:
Будет всевозможное остросюжетное:
То есть всё то, что полагается, когда томительный нуар внезапно оборачивается боевиком:
Да, без спойлеров!
Но несколько слов о ещё двух главных героях фильма.
Они не бегут и не стреляют, но каждую минуту на экране.
И определяют всё, что там происходит.
Первый такой герой - Харбин.
Да, всё происходит в Харбине, одной из главных гаваней русской эмиграции.
Уютный спокойный город, что так напоминает русскую провинцию.
Город русских заведений и русских вывесок (вывески все без единой ошибки! тут вам не Голливуд):
Тихий и нарядный, дивно меланхоличный в зимнюю пору, этот город абсолютно чужд героям.
Потому что здесь их ждёт лишь опасность и смерть:
Фильм очень красивый и стильный.
Очень.
Причём эта стильность результат не дотошного показа множества деталей старины, а напротив, их строгого и точного отбора.
Ничего лишнего, ничего случайного - только знаковое. Ведь это жанровое кино, то есть условность обязательна.
А сюжет настолько запутанный, что некогда разглядывать пустяки и мелочи.
Зато всякая мелочь важна.
Потому - только угрожающая полутьма интерьеров:
Только чёрное и белое, только тёмные шляпы, припорошенные снежком, только тёмные одежды, только чёрная кожа:
Мех и перчатки:
Экзотические для нас мундиры маньчжурских военных и зимняя форма парашютистов:
И элегантные автомобили на таинственных ночных улицах Харбина:
Но самый поразительный герой этого фильма - снег.
Стужа. Зима. Метель.
Холодно, холодно, холодно.
Да мы что, снегу не видели?
Но снег, увиденный совершенно иначе, глазами человека иной культуры, оказался совсем непохожим на наш.
Он идёт непрерывно, он всюду, он заполняет собой весь мир:
Нигде ни на минуту от него не скрыться.
Даже в кинотеатре, куда героиня заходит на конспиративную встречу, крутят "Золотую лихорадку" Чаплина - грустную историю о маленьком человеке, беззащитном в холодном заснеженном краю:
Снег днём и ночью.
Этот очень жанровый фильм с тайнами, пальбой и приключениями - истинная поэма снега:
Чёрный ветер, белый снег.
Снял это всё выдающийся режиссёр Чжан Имоу.
Вот он на съёмках:
То есть снег тут самый настоящий.
И в то же время символический.
Он само холодное жестокое время, сама судьба.
Съёмочная группа в снегу:
Но вот что странно (это уже не про Китай): хотя Россия страна с долгой и снежной зимой, хотя её и представляют северной и холодной, в кино она совсем другая.
Не могу вспомнить ни одного отечественного фильма, где русская зима была бы такой же определяющей смысл и стиль материей, как тут у китайцев.
Или была бы не просто фоном.
Или хотя бы выглядела эффектно.
Советские кинематографисты куда больше любили лето и море.
Коротенькие зимние эпизоды, даже важные, снимали быстро и недалеко от дома.
Где-нибудь под Москвой, на жиденьком снегу:
Даже если по сюжету зимы было не избежать, впечатляюще она не смотрелась:
Популярны рассказы о том, что зиму обычно снимали, когда снегу не было - чуть ли не летом.
И потому его заменяли солью, опилками, пеной из огнетушителя.
А актёров посыпали снежком из нафталина:
Российское кино сохранило эту горячую привязанность к летним съёмкам на натуре и курортным локациям. Это куда приятнее, чем мёрзнуть в лесу.
Даже в "Территории" зима получилась много бледнее лета:
Как это несправедливо. И неправильно.