ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)

Jul 01, 2024 23:10



Захотелось вдруг посмотреть китайский фильм. Недавний.
Но чтобы кино было не сказочное, не про принцесс, драконов и императоров - такого много теперь.
И не колониальный товар из Гонконга.

И вот шпионский триллер.
Китайский ретро нуар.
Жестокая история с выстрелами, погонями, смертью за каждым углом.

И никаких драконов!

Название фильма перевели на разные языки по-всякому.
По-русски получилось "Над обрывом".

По-французски - "Тупик":



По-английски - "Идущие по скалам":



По постерам уже понятно, что будет очень горячо, хотя дело происходит зимой.
Так и оказалось.

Завязка сюжета для шпионского фильма самая традиционная, но сразу бьющая по нервам.

Начало 1930-х.
В Маньчжоу-го - марионеточное государство под началом Японии - заброшены четыре парашютиста-подпольщика:



Заброшены они из СССР.
У них и яд в коробочке (на случай провала) называется Зарница, и привозят они с собой вино из Омска, и знают, как по-русски будет "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"

Их операция называется тоже по-русски - "Утро" или как-то так:



Итак, операция "Утро", хотя китайцам крайне трудно произносить звук Р (не зря они нашего путешественника Пржевальского звали Пилисиливалики):



Цель операции - типичный макгаффин, как у Хичкока (это же триллер!)

То есть это то, что всем очень нужно, но что это и как достать, не очень ясно.

Похоже, герои должны вывезти из страны единственного оставшегося в живых узника страшного застенка, чтобы мир узнал о преступлениях японской и маньчжурской военщины.

Но сделать это оказывается почти невозможно: подполье сдаёт предатель:



Потому, разделившись на две группы, четверо смелых должны поначалу просто выжить:



Враг коварен и злобен:



Маньчжурское гестапо не только практикует изощрённые восточные пытки - его сотрудники проницательны и хладнокровны:



Однако подпольщики тоже не промах:



Даже юная комсомолка, нежная, как лунный свет, и не утратившая полудетской наивности, умеет постоять за себя:



А эта несгибаемая красавица возвращается в Маньчжоу-го не только как борец - она ищет своих потерявшихся детей:



Такова завязка.
Сообщать все хитросплетения сложной интриги шпионского фильма нечестно.
Да я и не смогу.

Но нельзя же не открыть главного.

Поначалу кажется, что кино будет про этих вот отчаянных ребят, заброшенных из СССР с опасным и важным заданием:



Но нет!
Это только присказка, сказка впереди.

На самом-то деле кино про Штирлица!
В китайском, разумеется варианте.

Как и Штирлиц, коммунист Чжоу - таинственный, сдержанный, импозантный - внедрился в самые высшие сферы маньчжурского гестапо и при этом руководит подпольем:



Вот они, китайский Штирлиц и китайский Мюллер:



Этот Мюллер тоже умный и усталый немолодой человек, но без домашнего обаяния "нашего" - китайцы не верят в человеческие приятности подобных типов:



Как и Штирлиц, отважный разведчик Чжоу попадает в безвыходные ситуации, рискует головой, оказывается под подозрением, однако…

Без спойлеров!
Но будут погони и перестрелки, и не раз:



Будет всевозможное остросюжетное:



То есть всё то, что полагается, когда томительный нуар внезапно оборачивается боевиком:



Да, без спойлеров!
Но несколько слов о ещё двух главных героях фильма.

Они не бегут и не стреляют, но каждую минуту на экране.
И определяют всё, что там происходит.

Первый такой герой - Харбин.

Да, всё происходит в Харбине, одной из главных гаваней русской эмиграции.

Уютный спокойный город, что так напоминает русскую провинцию.
Город русских заведений и русских вывесок (вывески все без единой ошибки! тут вам не Голливуд):



Тихий и нарядный, дивно меланхоличный в зимнюю пору, этот город абсолютно чужд героям.
Потому что здесь их ждёт лишь опасность и смерть:



Фильм очень красивый и стильный.
Очень.

Причём эта стильность результат не дотошного показа множества деталей старины, а напротив, их строгого и точного отбора.

Ничего лишнего, ничего случайного - только знаковое. Ведь это жанровое кино, то есть условность обязательна.
А сюжет настолько запутанный, что некогда разглядывать пустяки и мелочи.
Зато всякая мелочь важна.

Потому - только угрожающая полутьма интерьеров:



Только чёрное и белое, только тёмные шляпы, припорошенные снежком, только тёмные одежды, только чёрная кожа:



Мех и перчатки:



Экзотические для нас мундиры маньчжурских военных и зимняя форма парашютистов:



И элегантные автомобили на таинственных ночных улицах Харбина:



Но самый поразительный герой этого фильма - снег.

Стужа. Зима. Метель.
Холодно, холодно, холодно.

Да мы что, снегу не видели?

Но снег, увиденный совершенно иначе, глазами человека иной культуры, оказался совсем непохожим на наш.
Он идёт непрерывно, он всюду, он заполняет собой весь мир:



Нигде ни на минуту от него не скрыться.

Даже в кинотеатре, куда героиня заходит на конспиративную встречу, крутят "Золотую лихорадку" Чаплина - грустную историю о маленьком человеке, беззащитном в холодном заснеженном краю:



Снег днём и ночью.
Этот очень жанровый фильм с тайнами, пальбой и приключениями - истинная поэма снега:



Чёрный ветер, белый снег.
Снял это всё выдающийся режиссёр Чжан Имоу.

Вот он на съёмках:



То есть снег тут самый настоящий.
И в то же время символический.
Он само холодное жестокое время, сама судьба.

Съёмочная группа в снегу:



Но вот что странно (это уже не про Китай): хотя Россия страна с долгой и снежной  зимой, хотя её и представляют северной и холодной, в кино она совсем другая.

Не могу вспомнить ни одного отечественного фильма, где русская зима была бы такой же определяющей  смысл и стиль материей, как тут у китайцев.

Или была бы не просто фоном.
Или хотя бы выглядела эффектно.

Советские кинематографисты куда больше любили лето и море.

Коротенькие зимние эпизоды, даже важные, снимали быстро и недалеко от дома.
Где-нибудь под Москвой, на жиденьком снегу:



Даже если по сюжету зимы было не избежать, впечатляюще она не смотрелась:



Популярны рассказы о том, что зиму обычно снимали, когда снегу не было - чуть ли не летом.
И потому его заменяли солью, опилками, пеной из огнетушителя.

А актёров посыпали снежком из нафталина:



Российское кино сохранило эту горячую привязанность к летним съёмкам на натуре и курортным локациям. Это куда приятнее, чем мёрзнуть в лесу.

Даже в "Территории" зима получилась много бледнее лета:



Как это несправедливо. И неправильно.

Штирлиц, стиль, триллер, Чжан Имоу, кино

Previous post Next post
Up