Продолжим... (предыдущая часть здесь -
https://cand-orel.livejournal.com/1096966.html)
Карту оставлю и в этом посте - чтобы ориентироваться. Мы подошли к Римскому театру:
Соответственно, перед ним (театром) Агора (др.-греч. ἀγορά) - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления.
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры - полностью обособленный, с регулярной планировкой - сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии).
Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме. Одна из крупнейших и известнейших агор - Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI-I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Со временем в Афинах возникли две агоры в разных частях города: греческая и римская. Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.
Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица - агораномы (метрономы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.
Что касается посещения театра, то лишний раз отмечу меркантильность принимающей стороны и экономичность туроператоров. В принципе, театр можно посетить за отдельные деньги, но под посещение времени не выделено. Поэтому как-нибудь следующим разом - самоходом, а туроператор пусть экономит (я и в этот раз был был готов доплатить, но экскурсия внутрь не запланирована). Поэтому воспользуемся исключительно плагиатом.
https://resortturkey.ru/wp-content/uploads/2021/04/Amfiteatr.jpg Римский театр, как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспенде (Aspendos), в Турции и в Оранже (лат. Arausio) во Франции.
https://www.whitman.edu/theatre/theatretour/side/images/large%20images/side.plan.jpg Витрувий даёт точное описание плана и сооружения римских театров, как бы устанавливая два независимых один от другого типа театров. Уклонения римского театра от греческого объясняются сокращением, потом полным упразднением роли хора и в зависимости от этого делением орхестры на две части: и то, и другое началось ещё у греков и только получило у римлян законченное развитие.
В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры. За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой. Нижние края места для зрителей, были всегда параллельны сцене, в противоположность театру греческому, и шли по линии, проведённой через углы вписанных фигур, ближайшие к горизонтальному диаметру круга, отчего крайние клинья получались меньше остальных. Верхняя дуга основного круга образовала нижнюю границу мест для зрителей. Это пространство делилось тоже концентрическими проходами (praecinctiones) на два или на три яруса, которые в свою очередь делились на клинья (cunei) лестницами по радиусам.
http://www.dronestagr.am/wp-content/uploads/2017/05/2016-10-14-14.38.01-7.jpg Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру были крытые и тоже назначались для зрителей. В римском театре орхестра уменьшена сравнительно с греческим театром; здесь находились места для сенаторов; сцена (pulpitum), наоборот, расширена, так как назначалась не только для актёров, но и для всех художников; по Витрувию, она значительно ниже греческой сцены, под которой он разумеет просцений, называя его также logeion. Максимальную высоту римской сцены он определяет в 5 футов, греческой - в 10-12 футов. Коренная ошибка Витрувия в сопоставлении театров двух типов сводится к тому, что римскую сцену он представлял себе преобразованием греческого просцения, который он считал местом действия актёров, с тою разницей, что в римском театр просцений сделан ниже, шире и длиннее, придвинут ближе к зрителям. На самом деле римская сцена есть часть древнегреч. орхестры - та часть, которая с сокращением роли хоров в драматических представлениях стала лишней ещё у греков в македонском периоде; для актёров было достаточно и той части круга, которая лежала непосредственно перед сценой и просцением; при этом обе части орхестры или оставались на одной плоскости, или место для актёров могло быть поднято до уровня крайнего нижнего ряда сидений. По образцу римских театров были перестроены некоторые греческие и строились новые в греческих городах.
https://excursturkey.ru/wp-content/uploads/2018/05/ekskursii-v-side-amfiteatr.jpg Другим важным нововведением в римском театре была кровля, соединявшая здание сцены и места для зрителей в единое, цельное здание. Машины и сценические костюмы в римском театре были, в общем, те же, что и в греческом. Занавес (аулеум) опускался перед началом игры под сцену и поднимался снова по окончании. Маски для римских актёров дозволены были поздно, кажется - уже после Теренция; это, однако, не мешало римской молодежи маскироваться в ателланах. Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных событий государственных, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий и т. п.
А напротив Агоры, через дорогу - Археологический музей, котором на самом деле в доисторическую эпоху базировались римские бани (сюда же конечным пунктом и вел акведук). Вход нынче стандартно - за отдельную плату, визит экскурсоводами не планируется. То есть и сюда - следующим разом самоходом.
Ну, самые известные, наверное, термы - термы Каракаллы, о котором недавно я у Пелевина читал и делился мыслями у себя в журнале. В схеме это выглядит так:
https://travelermap.ru/wp-content/gallery/1-381/Terme-di-Caracalla-Rome-Plan.jpg Термы (лат. thermae от греч. θερμός «теплый, жаркий, горячий») - античные бани в классической Греции - при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
По назначению помещений и персонала:
Палестра - место для физических упражнений
Аподитерий - комната для раздевания в римских банях, предбанник
Тепидарий - теплое помещение
Кальдарий - самое горячее помещение
Гипокауст - отопительная система, которая находилась под кальдарием
Лаконик (судаториум, гипокауст) - помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но не глубоким бассейном для омовения
Лабрум - бассейн в лаконике
Пропнигий - парильня
Фригидарий - прохладная комната с бассейнами
Айлептерий - специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Бальнеатор - раб-банщик.
Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен - гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим. Верхнее покрытие состояло из больших кирпичей, слоя битой глины и основного покрытия. Все это держалось на небольших кирпичных опорах (pilae), которые сразу размещали в шахматном порядке. В стены были встроены прямоугольные кирпичи, внутри полые (tubuli), которые крепились металлическими скобами. Внутри стены терм были украшены мрамором или оштукатурены.
Попарились?! Двинули дальше! Через внутренние городские ворота - ворота Веспасиана. Тит Флавий Веспасиан (лат. Titus Flavius Vespasianus, 17 ноября 9 года - 24 июня 79 года), вошедший в историю под именем Веспасиан, - римский император в 69-79 годах, основатель династии Флавиев, пришедший к власти в «год четырёх императоров».
Веспасиан стал первым правителем Рима, не принадлежавшим к аристократии: он был внуком крестьянина и сыном всадника. При Юлиях-Клавдиях Тит Флавий сделал карьеру военного и политика. При Калигуле он занимал должности эдила и претора (в 38 - 40 годах), при Клавдии участвовал в завоевании Британии в качестве командира легиона (в 43 году) и достиг консулата (в 51 году).
При Нероне Веспасиан ушёл в отставку, но позже был назначен проконсулом Африки, а в 66 году возглавил армию, направленную на подавление восстания в Иудее. В гражданской войне, начавшейся в 68 году, он сначала занимал выжидательные позиции. Летом 69 года провозгласил себя императором, опираясь на поддержку всех восточных провинций.
Новый император усилил контроль над армией и преторианской гвардией, вывел из кризиса финансовую систему благодаря экономии и налоговым преобразованиям, стабилизировал ситуацию в провинциях. В его правление были разгромлены восставшие иудеи (Иерусалимский храм при этом был разрушен, началось «рассеяние» евреев по территории империи), восстание батавов, которое возглавлял Юлий Цивилис, было подавлено (70 год).
Усилилось присутствие Рима в Германии, на Востоке Коммагена стала провинцией. Всё население Испании получило латинское право; около 350 местных общин стали муниципиями. В римском сенате усилились позиции представителей италийской муниципальной знати и провинциалов (в первую очередь испанцев). Веспасиан наладил конструктивные взаимоотношения с сенатом. Тем не менее при нём была разгромлена «стоическая оппозиция», а самые видные её представители стали жертвами репрессий. Расширенные полномочия императора были зафиксированы в специальном сенатском постановлении, получившем силу закона. Усиление династического принципа нашло своё выражение в том, что наследником Веспасиана стал его родной сын Тит.
Словом достойная арка достойному человеку.
А мы выходим на улицу Лиман - прекрасная прогулочная улочка, выстроенная на руинах старинного города.
Слева видим храм Диониса (то, что от него осталось) и вход в Римский театр.
Справа тоже какой-то доисторический объект присутствует, принадлежащий, видимо, археологическому музею.
А мы двигаемся по улочке Лиман вдоль доисторических колон...
Пришли в прогулочную зону, вполне себе такой современной формы и содержания. Другим разом прогуляемся, морским бризом подышим; под насмешки местного населения попадем...