В прошлый раз прошли вдоль Невы за Троицкий мост... (
https://cand-orel.livejournal.com/1844229.html) -
На другой стороне реки видна Соборная мечеть - исламское культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Является памятником архитектуры, стиль северный модерн. Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи.
А из-за моста выглядывает шпиль Петропавловской крепости:
Смотрим правее-правее-правее...
Фрегат Благодать - заведение общепита.
Небольшое здание слева - дворец великого князя Николая Николаевича с доходным домом. Великий князь Николай Николаевич-младший - сын великого князя Николая Николаевича старшего, племянник Императора Александра II, двоюродный дядя Императора Николая II.
Это был последний великокняжеский особняк, построенный в городе. Сразу после Октября в здании разместился Государственный институт по изучению мозга имени В. М. Бехтерева с уникальным Музеем мозга.
C 2001 г. - здесь резиденция Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
В скверике (не виден) - Домик Петра I. Первая постройка в Санкт-Петербурге, жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный дом площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня - с 4 июня по 6 июня 1703. Здесь же 7 июня прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.
Здание слева - Дом военморов, на данный момент являющееся одним из самых старинных жилых зданий, которое имеет очень богатую историю. Также постройка сохранила в себе элементы сталинского неоклассицизма, из-за чего представляет большую культурную ценность с архитектурной точки зрения. На территории дома часто останавливались высшие чины комиссариата военно-морского флота.
Первое, что бросается в глаза - это наличие монументальной бетонной скульптуры. Она изображает матроса и кораблестроителя, тандема, на котором и держался весь флот советского союза. В центре композиции расположен ботик Петра 1, что придает скульптуре наиболее величественный внешний вид.
На данный момент здание было превращено в обычный многоквартирный дом, функционирующий до сих пор. Интересно то, что на данной территории жили такие известные личности, как Ф. А. Абрамов (писатель), контр-адмирал П. Д. Папкович, а также К. Ю. Лавров, народный артист времен СССР. (
https://droogie.ru/spot/dom-voenmorov/)
В центре кадра - жилой комплекс «Аврора», объект недвижимости премиум-класса, реализованный на Пироговской набережной. Двадцатиэтажный дом построен по монолитно-кирпичной технологии, его фасады имеют панорамное остекление, а купольная центральная часть служит архитектурным украшением.
Справа в кадре - отель Санкт-Петербург.
Видны трубы Крейсера Аврора:
Далее на Пироговской набережной - Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, первое высшее медицинское учреждение России для подготовки классных чинов военного ведомства и военнослужащих медицинской службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Академия занимает историческое здание в центре Санкт-Петербурга, построенное в конце XVIII века по проекту Антонио делла Порта в стиле высокого классицизма и украшенное живописными панно Джузеппе Бернаскони.
А с нашей стороны реки выходит в Неву Лебяжья канавка:
Верхний Лебяжий мост (Верхне-Лебяжий) - автодорожный арочный мост через Лебяжью канавку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет острова 1-й Адмиралтейский и Летний Сад. Внешнее оформление моста сохранилось до настоящего времени в своем первоначальном виде. Один из самых старых мостов Петербурга. Объект культурного наследия России федерального значения.
Лебяжья канавка (Лебяжий канал) - канал в Санкт-Петербурге, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров). Судоходство по канавке запрещено.
К ней и примыкает Летний сад...
Летний сад - парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Занимает отдельный одноимённый остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.
Надо было сказать, что дело было во вторник... А я отвык уже от совка (не люблю я это слово, как и сам совок). Вторник - выходной. Лето - прекрасная погода, разгар туристического сезона, но выходной. Спрашиваю у охранника - что же Вы зимой делаете, как не отдыхаете?! Нет, он говорит, зимой мы просушиваем и проветриваем.
Вник. Подумал, что я предвзято отношусь... Но! Мы же туда попали в другой день! И когда по репродуктору зазвучала знакомая с детства речь про то, что надо соблюдать культур-мультур поведения и тому подобное... Нет! Совок!
У меня был телескопический объектив... Главная Аллея:
Минерва (Minerva) - древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной (этрусской) богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.
Не... Народ работает:
Рок - олицетворение судьбы, определенного жизненного жребия, представлен в виде слепого старца. В левой руке Рок держит книгу судеб, куда при рождении человека записывается судьба новорожденного. Рок изображен опирающимся на алтарь, обвитый дубовой гирляндой - атрибут, указывающий на дар прорицания, также свойственный этому божеству.
Марк Ульпий Нерва Траян (Marcus Ulpius Nerva Traianus; 18 сентября 53 - 8 августа 117), больше известный как Траян - римский император из династии Антонинов, правивший в 98-117 годах. Известен своими обширными завоеваниями. При Траяне территория Римской империи достигла максимальных размеров. Второй из пяти хороших императоров.
Сивилла Европейская. Сивиллы, сибиллы - в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия. Подобно пифийским оракулам, предсказания сивилл делались обычно в стихотворной форме - гекзаметром. Считалось, что сивилла может предсказывать на тысячу лет вперёд, поэтому одна якобы предсказала извержение Везувия и указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции.
Сивилла Ливийская (Ливианина или Либика) - упрекающая людей в поклонении и служении идолам, она путешествовала в Самосе и Дельфах . Сивилла называется Либика, или Ливийская, потому что была из Ливии, которая является третьей частью вселенной, называемой латинянами Африкой, а ныне у турков именуется Варварией. Была она среднего роста и весьма черная, и всегда носила в руке масличную ветвь. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Книги Сивилл хранились в руках женщин - сивилл, имевших дар прорицать и открывать волю богов. В древнем мире всех сивилл насчитывалось 12. Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего. По одной из теорий, первоначально «Сивилла» - личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится как «божья воля».
Сивилла Самосская (Фито или Самонефа) - жила во II тысячелетии до н. э., ходила в разноцветной одежде, нося в руках книгу и терновый венец.
Сивилла Дельфийская - имела моложавый вид, в руках носила лавровую ветвь, оплетала голову своими волосами. Жила до Троянской войны. Упоминается в «Строматах» Климента Александрийского.
Монументальная группа «Мир и Победа», исполненная по специальному заказу, была привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти Петра I.
Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг.
Установлена перед северным фасадом одного из дворцов Петра I. В центре - фигура юной женщины, в левой руке ее - рог изобилия, а в правой - опрокинутый факел. Эта женщина символизирует Россию, а опрокинутый факел, которым она сжигает военные атрибуты - окончание войны. Крылатая Ника (богиня победы) держит в руке пальмовую ветвь - символ мира - и ногой попирает поверженного льва (символ Швеции). Львиная лапа лежит на картуше с латинской надписью: «Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое совершить может».
Прачечный мост над Фонтанкой за Летним Садом:
Прачечный мост - автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурге, соединяет Летний Сад (остров) и Безымянный острова. Один из первых каменных мостов, построенных в Петербурге. Первый трёхпролётный каменный мост в городе. Объект культурного наследия России федерального значения.
Фонтанка - водоток в Санкт-Петербурге, протока дельты реки Невы, пересекающая центральную часть города. Длина - 7,6 км, ширина от 35 до 70 м, глубина от 2,6 до 3,5 м. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова. До появления Обводного канала в XIX веке, левый берег Фонтанки относился к материку, а правый образовывали острова: Летний Сад, Спасский, Покровский, Коломенский и Галерный. Впоследствии Галерный остров был объединён с Коломенским, а левый берег стал частью Безымянного острова.
За Прачечным мостом видна Аврора у другого берега Невы:
«Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции. С 1948 года находится на вечной стоянке у Петроградской набережной у истока Большой Невки. Крейсер несколько раз перемещался для проведения ремонтов, последний раз вернулся на стоянку 16 июля 2016 года.
Движемся назад вдоль Невской ограды:
Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решётки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решётки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773-1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита, доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытёсывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782-1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Последние три месяца мастера работали без смен, чтобы «в поправлении своих домишков в зимнее время меж сменами побольше времени дома быть».
Строительство ограды было закончено уже в 1784 году.
Антиной (лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος; вероятно, 20 ноября 110 - вероятно, 30 октября 130) - греческий юноша, фаворит и возлюбленный римского императора Адриана.
О его жизни практически ничего не известно. После трагической гибели Антиноя в Египте император Адриан обожествил его. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, в различных городах империи в его честь были учреждены праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари, чеканились монеты с его портретами, создавались многочисленные скульптуры. Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусства. Благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжал считаться символом юношеской красоты и изящества. Начиная с эпохи Возрождения, его изображения стали воспроизводиться в европейском искусстве. История любви Антиноя и Адриана приобрела статус культовой в гомосексуальной субкультуре с момента её зарождения.
Бога веселья Вакха, или Бахуса, как правило, изображали в образе красивого юноши в запряженной пантерами или леопардами колеснице. Он был увит плющом или гроздьями винограда, а в руке держал обвитый плющом жезл. Будучи еще совсем юным, Бахус был определен покровителем вина и веселья, а заботу о нем возложили на плечи Силена - наполовину человека, наполовину козла. Силен всюду сопровождал Бахуса и занимался его обучением.
Культ поклонения Бахусу был широко распространен в античном мире, и в разных странах в его честь устраивались пышные пиршества, во время которых участники предавались безудержному веселью, переходящему порой в полную разнузданность. Скульптура Бахуса, созданная итальянским архитектором в XVIII столетии, располагалась в Летнем Саду, и была в 2009 году отправлена на реставрацию. Руками реставратора Алексея Баруздина она была полностью восстановлена, включая все утраченные элементы. В настоящее время она украшает одну из аллей Летнего Сада.
Берсо (фр. berceau - люлька, колыбель) - садово-парковое сооружение, галерея, проход, образованный вертикальными стенками типа трельяжа для вьющихся растений и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку (отсюда название):
Такие крытые аллеи, в прохладной тени которых гуляли дамы и кавалеры, наряду с другими причудами, появились во французских парках регулярного стиля второй половины XVII века, в частности в знаменитом парке Версаля, а затем получили распространение и в пейзажных парках XVIII столетия. Прототипом берсо XVIII века являются зелёные туннели садов позднего Средневековья и эпохи Возрождения, которые создавали из упругих ивовых прутьев - молодые побеги соединяли вверху и они образовывали подобие живого зелёного туннеля.
Рядом с Лебяжьей канавкой:
И снова - Лебяжья канавка:
Мы ещё придем в Летний Сад и будем уворачиваться объективом от назойливых прохожих, а сейчас двигаемся дальше.
Продолжение следует...