Добро пожаловать в ад...

Nov 18, 2006 18:46

ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ В РОССИИ

(И. М. КОЗИНА, М. КАРЕЛИНА, Т.В. МЕТАЛИНА)

Внешняя трудовая миграция из бывших союзных республик в Российскую Федерацию - одно из серьезных последствий распада Советского Союза. Иностранные рабочие стали новой, неотъемлемой чертой жизни крупных и средних городов многих стран СНГ. С одной стороны, это результат изменения соотношения физического и социального пространств: люди, которые раньше ездили на заработки в пределах одной страны, теперь делают то же самое, но уже пересекая государственную границу и оказываясь в положении иностранных рабочих. В этом смысле значительный рост числа иностранных рабочих - результат политико-правового реструктурирования социального пространства, приведшего к формированию новых механизмов социального исключения. С другой стороны, появление нелегальных и полулегальных иностранных мигрантов на рынке труда - следствие как сознательной либерализации многих сфер жизни постсоветских обществ, так и утраты контроля государства за миграционными процессами в прежних масштабах. Руководители предприятий получили возможность свободного найма рабочей силы. Появились экономические интересы, толкающие к привлечению именно иностранных рабочих. Эти трансформации в социально-экономической сфере сопровождаются неспособностью государственных органов контролировать границы, основная часть которых является новой и не обустроенной, и отслеживать динамику состава населения крупных и средних городов.
Настоящая статья посвящена рассмотрению трудовых практик нелегальных иммигрантов из Таджикистана, работающих в строительной отрасли Москвы и Московской области, степени и возможности их защищенности в период миграции. Под трудовыми практиками понимается «совокупность устойчивых и массовых взаимодействий (легальных и нелегальных) между работниками и работодателями по поводу найма, выполнения трудовых норм и взаимных обязательств в период занятости» [1, с.6]. С одной стороны, иностранные работники движимы интересом заработать больше, чем это можно сделать на родине, а с другой - часто оказываются под гнетом сильной эксплуатации, становятся жертвами обмана со стороны работодателей, объектом репрессий со стороны правоохранительных органов. Какова та цена, которую вынуждены платить люди, за то, чтобы обеспечить реальную возможность заработать средства на решение материальных проблем, а зачастую просто выжить? Существуют ли в настоящее время механизмы, обеспечивающие защиту их трудовых прав?
Москва и Московская область - места наибольшего использования зарубежной рабочей силы - по официальной статистике здесь насчитывается более 73,2 тыс. приезжих работников или 30% всей зарубежной рабочей силы. О точных масштабах трудовой миграции судить сложно, поскольку значительная часть рабочих-иммигрантов находятся на нелегальном или полулегальном положении. В интенсивно развивающемся частном секторе московской экономики создается множество рабочих мест. Благодаря строительному буму многие мигранты находят работу в строительстве и производстве стройматериалов. В их числе особенно много выходцев из Таджикистана [2]. Крайне низкий уровень жизни и высокий - безработицы заставляет значительную часть трудоспособных таджикистанцев выезжать в Россию на сезонные заработки, которые фактически являются основным источником их доходов. В свою очередь, российские работодатели охотно нанимают их на работу, так как они менее требовательны к условиям труда и согласны работать за сравнительно скромную плату. В Москве даже небольшая плата во много раз превышает заработки в Таджикистане, где средняя зарплата на момент исследования (2003 г.) составляла согласно данным Государственного комитета статистики Республики Таджикистан 29 сомони в месяц (около 10 долларов США).
Если причины, побуждающие жителей Таджикистана к трудовой миграции достаточно очевидны, то об истинном положении работников-строителей в период миграции можно только догадываться по отдельным журналистским публикациям. Считается общеизвестным, что условия труда и быта этой категории рабочих наихудшие и наиболее унизительные. Сколько-нибудь глубоких и широких исследований этой проблемы не проводилось. Одной из причин такого положения является недоступность данного сообщества для широкомасштабного изучения, поскольку иностранные рабочие в значительной своей части находятся в сфере теневого или полутеневого рынка труда. Кроме того, проблемы трудовой миграции рассматриваются обычно масштабно - с точки зрения тех или иных институтов, государственных интересов, но не с точки зрения тех людей, которые непосредственно вовлечены в данные процессы, что создает существенный пробел в нашем знании социальной реальности.
Характеристика данных. Статья опирается на данные структурированных интервью с таджикскими строителями-мигрантами . Далее в тексте мы будем пользоваться термином «трудящийся-мигрант», под которым подразумевается человек, «который будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» [3]. В соответствии с дизайном исследования было опрошено 150 человек. Из них 50 человек в момент исследования работали на стройках Москвы, 50 человек имели опыт трудовой миграции в прошлом, и 50 человек имели намерение отправиться в ближайшее время на заработки за пределы республики. Набор респондентов производился методом «снежного кома», при этом две последние категории респондентов опрашивались в Таджикистане. Анкеты для каждой группы респондентов были составлены таким образом, чтобы иметь возможность обобщить и сопоставить полученные данные. Опрос проводился чаще всего по месту жительства, однако, часть респондентов в Москве и Московской области были опрошены на рабочем месте или в офисе одной из неправительственных правозащитных организаций. Зачастую из-за языкового барьера опрос проводился через переводчика. Необходимо добавить, что не всегда рабочие-мигранты охотно шли на интервью, соглашаясь на него лишь после многократных заверений об анонимности опроса.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению условий труда и занятости нелегальных рабочих из Таджикистана, коротко остановимся на социально-демографических характеристиках изучаемой группы. Абсолютное большинство респондентов - мужчины, в числе участников опроса оказалось всего 3 женщины. Преобладающей является группа лиц в активном трудовом возрасте - люди в возрасте 26 - 45 лет составляли более 60% нашей выборки. Средний возраст респондентов - 34 года. Самому младшему участнику исследования 16 лет, самому старшему - 64 года. Среди респондентов примерно поровну представлены городские и сельские жители, для половины из них - нынешняя ситуация является первым опытом трудовой миграции. Полученные данные опровергли первоначальную гипотезу исследователей, что на заработки из Таджикистана отправляются главным образом люди с низким уровнем образования и квалификации, мало востребованные в силу этих причин на внутреннем рынке труда. Очевидно, что неразвитость этого рынка и низкий уровень заработной платы побуждают к миграции и работников с различным уровнем образования и квалификационно-должностным статусом. 47% респондентов имели высшее и среднее специальное образование. Среди них - преподаватели, врачи, экономисты, юристы, инженеры, программисты и др.
Материальное положение семей трудящихся мигрантов, в целом, характеризуется крайне низким уровнем денежных доходов. В наиболее неблагополучной ситуации находятся жители сельской местности. Средняя величина дохода на одного члена домохозяйства в сельской местности составляет $9 в месяц, в городской местности - $14. Такая разница объясняется повышенной «детской» нагрузкой сельских семей и меньшей, по сравнению с городом, долей занятых. Доходы 83% домохозяйств не обеспечивают стоимости продовольственной части минимальной потребительской корзины [4]. При этом в каждой пятой семье на человека приходится менее 5$ в месяц. Рынок труда в республике обеспечивает занятость 30% взрослых членов исследуемых домохозяйств, в половине семей за зарплату или доход работает только один человек (при среднем размере домохозяйства в 6 человек). В таких условиях особое значение приобретают не денежные источники существования, такие как потребление продуктов подсобного хозяйства и активное использование социальных сетей (хотя доходы от занятости являются основным источником существования большинства семей). Привлечение других ресурсов и их роль в обеспечении семей менее существенны. Государственная поддержка (социальные трансферты) в качестве одного из источников существования назвали 16% респондентов и продажу продукции подсобного хозяйства - 10%.
Общая картина материального положения семей таджикских трудовых мигрантов вполне объясняет мотивы выезда на заработки их представителей. В условиях неразвитого трудового рынка и низкого уровня заработной платы почти все респонденты отмечают в качестве основной побудительной причины - необходимость обеспечить выживание семьи, оплату самого необходимого: питания, одежды и пр. В этом смысле, полученные результаты практически полностью подтверждают данные исследования причин трудовой миграции, проведенного в Таджикистане [5].
Распространяется не только нищета по доходам, но, что гораздо хуже, нищета по возможностям. Это означает, что человек теряет доступ к образованию, здравоохранению, питанию. Поскольку реальные возможности обеспечить потребности домохозяйства внутри республики отсутствуют, в подавляющем большинстве случаев (74%) решение о поездке находит поддержку со стороны других членов семьи.

Практики неформального трудоустройства
Согласно существующему законодательству, для того, чтобы иностранному рабочему получить разрешение на работу, ему надо найти человека (или организацию), который согласился бы зарегистрировать его на своей жилплощади и найти работодателя, который имел бы разрешение нанять его на работу. И то и другое, как показывают результаты исследования, становится существенной проблемой. Если же какой-то пункт из названных остается не выполненным, то легально въехавший в страну иностранный гражданин становится нелегально работающим мигрантом. Сложность бюрократических процедур по легализации трудящимися мигрантами своего статуса приводят к тому, что практически все работники становятся незаконными трудовыми мигрантами, находящимися на нелегальном положении, а потому согласны на любые условия работы и проживания. 40% респондентов из нашей выборки находились в Москве без оформления регистрации. Отсутствие регистрации каждый второй из них связывал с коррумпированностью соответствующих инстанций (ответ «без взятки ее не получишь»). Прямым подтверждением обоснованности подобного мнения является тот факт, что большинство респондентов, оформивших регистрацию, по их собственному признанию, воспользовались незаконными каналами ее получения [6]. Еще 15% не оформили регистрацию по причине низкой информированности о прохождении данной процедуры «не знали, как это делать». Около 20% респондентов не оформляли регистрацию в связи с тем, что не видели в этом необходимости.
Действительно подавляющее большинство респондентов наняты на основе устной договоренности с работодателем, что объективно создает условия для нарушения трудовых прав и лишает работника возможности их защищать. Среди наших респондентов только 9 человек имели легальный статус, поскольку при наличии регистрации и разрешения миграционной службы, их трудоустройство было закреплено документально в форме трудовых и гражданско-правовых договоров.
На практике при приеме на работу для них чаще всего достаточно было предъявить паспорт. Отметка о регистрации в Москве предъявлялась лишь в половине случаев, при этом сам по себе данный документ еще не обеспечивает законности найма. А разрешение миграционной службы требовалось лишь в 19% случаев. Трудовая книжка, свидетельства об образовании/квалификации, медицинские справки, рекомендации практически не востребованы при трудоустройстве. Разрешение отраслевого профсоюза не упоминалось респондентами ни разу. 15% респондентов вообще не потребовалось представлять какие-либо документы. В целом, процедура приема на работу упрощена и чаще всего ограничивается лишь собеседованием с работодателем. Инструктаж по технике безопасности проходили менее половины респондентов (43%), медицинский осмотр - лишь каждый десятый. В 20% случаев работникам вообще не приходилось проходить каких-либо процедур при приеме на работу.
Поиск места работы так же, чаще всего, носил неформальный характер. Трудящиеся мигранты, в основном, воспользовались собственными социальными сетями - «с помощью родственников, знакомых» нашли место работы 61%, еще 24% нашли работу самостоятельно. Услугами посредников (рекрутеров) для поиска работы воспользовались только 15% респондентов. Причем, не факт, что это были официальные представители соответствующих фирм.
Ключевыми условиями, которые оговариваются при трудоустройстве, являются размеры и сроки выплаты заработной платы. Какие-либо другие условия менее, либо вообще не значимы. Однако, если сравнивать практики трудящихся мигрантов прошлых лет (2001-2002 гг.) и работников, занятых в Москве в период опроса, можно наблюдать некоторые подвижки, изменения практик трудоустройства в сторону их формализации. Нынешние работники активнее обсуждали вопросы условий труда, значительно чаще обговаривали свой режим труда и отдыха. В отдельных случаях работодатель даже брал на себя оплату временной нетрудоспособности. Проблемы с питанием эти респонденты решали преимущественно самостоятельно. Бывшим мигрантам, видимо, чаще приходилось подряжаться на условиях оплаты после завершения строительства объекта, поэтому для них важным помимо оплаты было согласование сроков выполнения работ и обеспечение бытовых условий (проживания и питания). Продолжительность рабочего дня и отдыха в этих случаях в большей мере регулировалась самими работниками. Оплата временной нетрудоспособности не предусматривалась вообще. В то же время каждый третий работник испытывал ограничения личной свободы, поскольку работодатель изымал паспорт на срок найма.

Содержание и условия труда. заработная плата
Как правило, работа респондентов на строительных объектах предполагает сочетание квалифицированного и неквалифицированного труда. Те, кто делал работу, требующую определенной квалификации, одновременно выполняли функции подсобников, разнорабочих и пр. Только в качестве разнорабочих (погрузка, земляные работы и пр.) была занята треть респондентов. 60% выполняли работу каменщиков, штукатуров-отделочников, плотников. Еще 10% работали электриками, сварщиками. Поскольку основная профессия большинства мигрантов не имеет отношения к строительству (только треть опрошенных до поездки имели опыт работы в строительстве или соответствующую квалификацию), приобретение необходимых навыков происходит в процессе выездной работы. В первый раз такие люди работают исключительно как подсобники (примерно половина среди респондентов с однократным опытом миграции), а в следующих поездках уже перемещаются в более квалифицированную категорию.
Анализ вопросов, касающихся режима и условий труда, дает основания говорить о высоком уровне эксплуатации мигрантов, а также игнорировании работодателями целого комплекса трудовых прав. В частности, средняя продолжительность рабочего времени существенно превышает установленные рамки (40-часовая неделя). В среднем мигранты работают по 10 часов ежедневно, по 6-7 дней в неделю. Каждый четвертый работник трудится по 12-14 часов без выходных. В целом, общая трудовая нагрузка практически исключает возможность отдыха, что подтверждается оценкой интенсивности собственного труда. 55% опрошенных отмечают, что работать приходится очень напряженно, зачастую на пределе сил. 62% респондентов оценили условия своего труда, как неблагоприятные, представляющие опасность для жизни и здоровья. В то же время работодатели зачастую ограничиваются предоставлением средств труда, не уделяя должного внимания соблюдению техники безопасности на объектах и обеспечению спецодеждой.
На вопрос: «Как вы оцениваете условия своего труда по сравнению с условиями труда работников, выполняющих подобную работу - жителей Москвы, Подмосковья?», 75% респондентов ответили, что трудятся в худших условиях. 39% считают, что их условия труда хуже, чем у других приезжих работников (выходцев из Украины, Молдавии и пр.). Закономерным следствием напряженного труда в неблагоприятных условиях является высокий уровень заболеваемости и производственного травматизма. 42% опрошенных отметили случаи прерывания трудоспособности по причине производственной травмы и 58% - по другим причинам. При этом почти 40% респондентов отметили, что продолжали трудиться, будучи больными.
Уровень ежемесячного заработка варьируется от 50$ до 400$. В среднем зарплата составляет 219$. Зависимости размера заработка от уровня квалификации работника не наблюдается, разброс оплаты, как у подсобников, так и у выполняющих более сложную работу, очень велик. Периодичность выплаты зарплаты в большинстве случаев - один раз в месяц (52%) случаев. У 22% респондентов зарплата выплачивалась чаще, чем один раз в месяц (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц), остальные получали вознаграждение после выполнения определенного объема работ. Наиболее сильную дискриминацию таджикские мигранты (как нынешние, так и бывшие) ощущают в сфере оплаты труда на фоне строительных рабочих, которые являются жителями Москвы и Подмосковья. По мнению абсолютного большинства опрошенных (91%), москвичи за подобную работу получают больше. 50% считают, что их труд оплачивается ниже по сравнению с выходцами из других регионов (Украины, Молдавии и т.д.).
Условия проживания в период трудовой миграции
Половина опрошенных мигрантов-строителей проживали в относительно благоприятных условиях (на съемных квартирах, у знакомых, в рабочих общежитиях). Остальные были вынуждены жить в помещениях мало приспособленных для этих целей, зачастую не отвечающих элементарным санитарным нормам. Около 30% строителей-мигрантов размещались в строительных вагончиках, еще 20% жили прямо на строительных площадках в подсобных помещениях, в строящихся зданиях и пр. В среднем, в одном помещении проживали одновременно 8 человек. Около 20% работников-таджиков ютились по 15-25 человек (максимальное указанное число проживающих в одном помещении - 38 человек). На проживание в российской столице у респондентов, в среднем, уходило около 40% заработка. Остальную часть заработанных денег респонденты откладывали или, отправляли на родину своим семьям. В большинстве случаев, мигранты высылали деньги один - два раза за весь период пребывания в Москве.

Нарушения трудовых и гражданских прав
Очевидно, что низкий уровень формализации отношений занятости негативно сказывается на социальной и личной защищенности работающих мигрантов. Нарушение даже основных, базовых прав работников в условиях найма на основе устной договоренности, в принципе, не подлежит регулированию законом, а отсутствие регистрации влечет за собой единственный результат - депортацию. В таких условиях естественное неравенство прав нанимателей и нанимаемых принимает форму правового произвола первых при полном бесправии вторых. Речь идет уже не только и не столько о задержках заработной платы, что практически не воспринимается как нечто маргинальное и незаконное, а превращается в норму. Анализ ответов на вопросы о нарушении трудовых прав работающих мигрантов показывает, что практически все респонденты сталкиваются с различными трудовыми формами эксплуатации от принуждения к работе в неблагоприятных условиях и обмана при расчетах до ограничения свободы передвижения и телесных наказаний.
Трудящиеся мигранты беззащитны не только перед произволом работодателей, но и перед злоупотреблениями работников административных структур и правоохранительных органов, сталкиваются с жестокостью криминального мира и недоброжелательностью населения. Коррупция, которой пропитаны все отношения трудовой миграции, является одной из серьезных проблем. Особенно силен прессинг со стороны правоохранительных органов - 87% опрошенных указали на то, что сталкивались со случаями поборов и вымогательства со стороны правоохранительных органов, 40% сталкивались с подобными явлениями со стороны представителей административных структур.
Проживая в чужой национальной среде, мигранты достаточно часто подвергаются оскорблению национальных чувств, человеческого достоинства - 52% респондентов указали на то, что за период миграции сталкивались со случаями оскорбления по национальному признаку со стороны местных жителей. Ситуация, как известно, усугубляется широко распространенной ксенофобией. Московские жители, живущие в последние годы в условиях повышенной террористической опасности и антимигрантских настроений, воспринимают таджикистанских рабочих не столько в качестве конкурентов на трудовом рынке, сколько в качестве источника дополнительных социальных и экономических проблем.

Правозащитное поведение
Недоверие к власти со стороны трудящихся мигрантов проявляется в отсутствии желания у них добиться справедливости. Только15% участников опроса, столкнувшись с нарушением своих прав, пытались их отстаивать. При этом половина из них прибегали к такому традиционному способу защиты, как апелляция к непосредственному руководителю (бригадиру, прорабу, начальнику участка). Единицы (7 человек) обращались к внешним инстанциям. В частности, были названы правозащитные организации Информационно-правовой центр «Миграция и право», Общественная организация «Таджикская диаспора». Низкий уровень включенности в какие-либо виды правозащитного поведения является проявлением и неразвитого правосознания мигрантов, и свидетельством объективной слабости механизмов защиты потерпевших в российской правовой системе. Уровень доверия к каким-либо иным институциональным каналам защиты крайне низок. Исключение составляет «посольство моей страны», которое было названо 18% респондентов. Однако, анализ реальной практики правозащитного поведения не показал ни одного случая обращения в посольство, как к возможному каналу защиты. Подавляющее большинство опрошенных либо вообще не надеются ни на какую защиту, либо склоняются к неформальным способам правозащитного поведения (родственники, друзья, посредники, нанятая охрана).
Работая в неформальном секторе, нелегально проживая в Москве, наши респонденты не просто включаются в воспроизводство неправовых трудовых практик, в которые в той или иной мере вовлечены и множество российских работников. Их положение особенно уязвимо, поскольку невозможно противодействовать нарушению трудовых прав без неблагоприятных последствий для себя. Экономические интересы участников данных взаимодействий, включая чиновников, которые по большей мере стремятся не пресечь подобные практики, а извлечь личную выгоду из их распространения, способствуют распространению новых форм принудительного труда и созданию базы для нового социального исключения. Профсоюзы стран СНГ либо игнорируют эту проблему, либо становятся на националистические позиции, требуя устранения с рынка труда иностранных конкурентов. Ни о какой солидарности пока не идет и речи.
Фактически, трудящиеся мигранты оказываются вообще за пределами правового поля. Однако эти заведомо неправовые ниши помогают трудящимся мигрантам выживать в большей степени, чем правовые и работники сознательно идут на определенные жертвы для обретения более значимых финансовых выгод. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что для значительной части трудовых мигрантов это вполне осознанный выбор - около 60% респондентов ответили утвердительно на вопрос «Достаточно ли у вас было информации о предполагаемых условиях вашей работы?». И, несмотря на негативный опыт, более половины участников опроса собираются вновь приехать на заработки.
Таблица 1

Причины трудовой миграции, в % к опрошенным*

Ответы на вопрос: «Почему вы решили отправиться на заработки?»
%
Необходимость обеспечить выживание семьи 85
Нужны средства на образование 35
Нужны средства на жилье 34
Нужны деньги на свадьбу 33
Нужны деньги, чтобы расплатиться с долгами 28
Нужны деньги на крупные покупки 24
Необходимы средства на лечения 19
Нужны деньги на создание бизнеса 18

_____________
* Можно было выбирать несколько вариантов ответа
Таблица 2
Практика договоров при трудоустройстве по поводу условий работы (%)*
Ответы на вопрос: «Какие условия были оговорены при трудоустройстве?» Мигранты в Москве, N=50 Бывшие мигранты, N=50
Размер заработной платы 94,0 88,0
Сроки выплат заработной платы 78,0 72,0
Продолжительность рабочего дня 57,0 28,0
Обеспечение проживания 47,0 48,0
Режим отдыха 43,0 20,0
Сроки выполнения работ 33,0 72,0
Обеспечение питания 16,0 52,0
Оплата нетрудоспособности 4,0 -
Передача паспорта работодателю - 30,0

___________
*Можно было выбирать несколько вариантов ответа

Таблица 3
Уровень обеспеченности средствами труда и техники безопасности,
в % к опрошенным*

Характеристики обеспеченности средствами труда и техники безопасности %
Полностью или частично не обеспечены средствами труда 32,0
Полностью или частично не обеспечены спецодеждой 72,0
Полностью или частично не обеспечены средствами по технике безопасности 59,5

___________
*Можно было выбирать несколько вариантов ответа

Таблица 4
Нарушения прав трудящихся мигрантов в Москве и Московской области, в % к опрошенным*

Ответы на вопрос: «Приходилось ли вам или вашим коллегам-землякам за время пребывания в Москве и Московской области сталкиваться со следующими явлениями?» %
1. Задержки выплаты зарплаты 67
2. Ограничение свободы передвижения 43
3. Необоснованные вычеты из зарплаты 42
4. Принуждение к работе в неблагоприятных условиях 38
5. Грубое обращение, оскорбления, угрозы со стороны работодателя 36
6. Обман при расчетах за работу 35
7. Необоснованные увольнения 21
8. Побои, телесные наказания 12
9. Сексуальные домогательства 2

___________
*Можно было выбирать несколько вариантов ответа

Таблица 5
Представления о возможностях защиты интересов трудящихся мигрантов, в % к опрошенным*

Ответы на вопрос: «Как вы считаете, кто реально может защитить интересы таких людей как вы, приехавших на заработки из Таджикистана?» %
1. Никто 50
2. Моя семья, родственники, друзья 19
3. Посольство моей страны 18
4. Национальные объединения, организации 11
5. Посредники, организовавшие трудоустройство 7
6. Российские общественные правозащитные организации 4
7. Международные правозащитные организации 4
8. Охрана, нанятая за деньги 4
9. Правоохранительные органы 4
10. Суд, трудовая инспекция 2
11. Профсоюз -

___________
*Можно было выбирать несколько вариантов ответа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальная трансформация в России // Социол. исслед.2002. № 6. С. 3-17.
2. Официальной статистики по трудовой миграции нет ни в России, ни в республике Таджикистан. В Министерстве труда и социальной защиты РТ не располагают точными данными о количестве трудовых мигрантов за рубежом, поскольку выделить из общего числа мигрантов категорию трудовых мигрантов в настоящий момент не представляется возможным. В республиканской прессе называют разные цифры: 200 тысяч человек, 600 тысяч, 800 тысяч, 1 миллион, 1,2 миллиона, 1,6 миллиона и т.д.
3. Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Генеральная Ассамблея ООН. Резолюция 45/158 от 18.04.1990.
4. Данные о размере прожиточного минимума в республике не публикуются. Поэтому анализ групп домохозяйств по доходам привязан к расчетной стоимости минимальной потребительской корзины в республике ($64) и ее продовольственной части ($24).
5. Исследование «Трудовая миграция из Таджикистана» проводилось Международной организацией миграции (МОМ) в сотрудничестве с научно-исследовательским центром «ШАРК» в 2002-2003 г. Еще одно исследование проводилось в 1999 году Центром по изучению миграционных процессов при Институте проблем занятости при поддержке Комитета по геополитике Государственной Думы РФ и ВНИИ внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ. Выборка по Москве составила 100 человек, но среди респондентов таджикских рабочих было только 13 человек.
6. По свидетельству респондентов за оформление регистрации им приходилось платить от 600 до 2700 рублей, при этом не все уверены, что полученный документ имеет законную силу.
Previous post Next post
Up