"Лабиринт отражений", как реалистичная модель коммунизма

Oct 17, 2008 12:05

Сначала хотел написать "Матрица", но "Матрица" - это все-таки нечто иное. А вот "Лабиринт отражений", описанный Лукьяненко, подходит идеально.

Речь идет о виртуальной реальности, как средстве разрешения ключевых проблем коммунизма, которые, в общем, видят и сами левые. А именно:

1) Неэффективность плановой экономики;
2) Неограниченность человеческих потребностей;
3) Невозможность справедливого распределения дефицитных ресурсов.
4) Нежелание большинства людей работать (то есть заниматься тем, что нужно обществу, а не тем, что интересно им самим).

Об этом достаточно много сказано в моих предыдущих темах. Левые, конечно, будут спорить с каждым из пунктов, но чтобы не слишком отвлекаться на эти споры, я уточню каждый из пунктов:

1) Плановая экономика тем эффективнее, чем меньше видов продукции она производит. Этот постулат легко доказывается математически.
2) Границу "разумных потребностей" провести невозможно. Критерий "научной обоснованности" предопределяет убожество (невозможно научно обосновать потребность в приобретении модного платья)
3) Какой бы способ распределения дефицитных ресурсов не предлагался - пороков в нем оказывается больше, чем достоинств.
4) То же самое. Воспитание сознательности, воспитание верности профессии с детства, общественное назначение на неинтересную работу, дежурство по подъезду или по планете - везде пороков больше, чем достоинств.

И еще несколько тезисов, которые необходимо принять для построения модели:

- Виртуальная реальность, на уровне ощущений неотличимая от реала, теоретически возможна.
- Потребности человека в действительности связаны именно с ощущениями. Человек ест не ради физиологической поддержки организма, а ради вкусовых ощущений и чувства сытости.
- Поскольку речь идет об ощущениях, компьютерные ресурсы, необходимые для построения виртуала, примерно одинаковы вне зависимости от того, какие объекты присутствуют в поле зрения в каждый конкретный момент. Большинство моделей предметов можно хранить в одном экземпляре и прорисовывать многократно, и даже уникализация далеко не всегда требует хранения полной модели.

Такой виртуал естественным образом решает перечисленные выше проблемы.

- Потребности людей в реале можно ограничить любым "разумным" или "научно обоснованным" уровнем.
- Соответственно, можно сократить ассортимент выпускаемой в реале продукции до уровня, с которым без проблем справится плановая экономика.
- Это сокращение снижает и потребность в рабочей силе. Чем меньше людей требуется для работы в реале - тем больше вероятность, что на каждую вакансию удастся найти людей, которым именно эта работа интересна.
- Проблема дефицитных ресурсов если и не решается полностью, то сужается очень значительно.

В свою очередь, в виртуале никакая работа не нужна, зато простор для творчества огромный. Любой человек может создать любой предмет на основе существующей болванки или модели и открыть его для использования другими людьми (всеми или только некоторыми) либо оставить только себе.

Хочешь собственные дворцы в ста точках мира - вот тебе прорисовка ста точек мира, вот тебе модели дворцов, вот тебе инструменты для их обустройства и перестройки по своему вкусу.

То есть после начальной настройки и создания первичного набора моделей все остальное в виртуале создается силами энтузиастов. В том числе и силами эгоистов (да хоть социопатов), которые стараются только ради себя, но разрешают другим использовать плоды своих стараний.

Иными словами, потребности, недоступные в реале, человек может в полной мере удовлетворить в виртуале.
Previous post Next post
Up