Мне самой не верится, но у меня все хорошо. Закончился стоматолог, пропал адреналин от вождения, у ребенка закончились все его школы, а значит самое время продолжить наш курс. Решимся? Занятий остается все меньше и меньше, темы все легче и интереснее, лето, жара, отпуск, самое время много и продуктивно рисовать.
(Специально всем, кто за меня переживал, хочу сказать - я езжу крайне аккуратно, такси, дедушек, велосипедистов и марштки объезжаю крайне аккуратно и далеко, никого не подрезаю, всех стараюсь пропускать и всегда говорю "спасибо". Большое спасибо так же вам, за поддержку, я чувствую ее, по-настоящему.)
Но речь сегодня пойдет не о вождении. я хочу рассказать вам о практическом применении помпозиции. Начну, как водится,
Я выбрала несколько акварелей, для которых сделаю легенький композиционный разбор, а потом подведу итог.
1. Judi Whitton's
Построим диагонали, и увидим, что смысловой центр рисунка лежит ниже центра геометрического. Это очень важно - никогда не располагайте самое главное точно в центре. Чаще всего оно будет тяготеть немного вниз - там мы подчеркиваем, что важное - оно "тяжелое", его тянет вниз. Впрочем, бывает и "легкое", взлетающее важное - например, воздушный шарик. Такой смысловой центр должен располагаться выше геометрического центра бумги - он должен взлетать.
Делим изображение на девять секторов, вот так. Вообще-то по-грамотному его нужно делить, применяя законы золотого сечения, но на точность можно закрыть глаза. Как изображение делить на 9 частей знают практически все, кто хоть раз смотрел в видоискатель фотоаппарата. В большинстве этих агрегатов изображение в видоискателе условно делится на девять частей. Почему? Да потому что наиболее важное лучше располагать поближе к ключевым точкам или хотя бы к ключевым линиям:
Фигуры человека и собаки как раз и ноходятся близко к этой линии 1/3.
Мы видим смысловой центр - белое пятно, к которому стремится улица, стремятся и путники:
Таким образом в этой работе мы видим, как двое идут в будущее. Всего-лишь благодаря композиции.
Herry Arifin.
Диагонали:
Смысловой центр опять находится ниже центра геометрического:
Трети.
И мы опять видим, где именно расположены важные элементы. Композиция статична, ничего никуда не спешит, не идет, на разваливается. Все находится в единстве и покой. Тихий вечер людей, которые никуда не спешат. Сумерки. Спокойная прогулка.
Rudko. Сложные формы, в духе архитектуры Гауди. То ли какая-то экзотическая страна, то ли какой-то выдуманный мир...
Центр.
Сразу замечаем интересное - оказывается, правая нижняя сторона существенно тяжелее и холоднее верхней левой. Такой себе диалог тяжелого и холодного с легким, светлым, теплым.
Трети:
Важное:
Jean Haines. Надо будет, кстати, о нем обзор написать, очень интересный художник.
Тут вообще все здорово и интересно. Трети:
Посмотрите, он же взлетает!
Диагонали
Действительно взлетает!
Запомните, пожалуйста, линии, которые идут вправо и вверх, символизируют рост, развитие, взлет. Влево и вниз - смерть, упадок, запустение. найдите несколько логотипов банков, проанализируйте линии знаков.
Peter Cushing.
Статика.
Центр композиции
Находится сильно ниже геометрического центра. Все спокойно. Тихо. Стабильно.
Трети. Все предсказуемо.
Чо тут самое важное? Ах да, конечно:
Angus L. M. MacDonald
Что мы тут видим? Земля, земля, земля, лодки, которые суть порождение земли:
Центр:
Трети. Опять предсказуемо.
Линия горизонта очень высоко. Это значит, что все интересное тут находится на земле, и автор подчеркивает это
С тяжелой, густой землей спорят только домики слева, да узкая полоска воды, как отражение неба. Взлетаем?
Кузема.
Эту работу я выбрала специально по контрасту с предыдущей. Тут уже не земля, тут небо:
Центр
Опять предсказуемые трети:
Небо, небо, небо. С ним даже не спорит, ему подпевает узкая полоска земли, в которой все равно отражается небо:
Andrew Gemmill
Вода, лодки, небо:
Центр. Сразу видим диагонали:
Трети
Видим интересное: диалог холодного и теплого.
Итак, для чего нужна композиция? Прежде, чем начать рисовать, мы думаем, что именно хотим сказать. Подбираем выразительный язык, и дальше заполняем матрицу. Ну и плюс, конечно, толику акварельной непредсказуемости :)
Домашнее задание: городская зарисовка. Расскажите мне историю вашего любимого места?
Харьковчане - кто идет рисовать со мной? Предлагаю в среду, часа в 4, на Дарвина.