Автопроизводители частенько представляют своё видение городского автомобиля будущего в виде различных концепт-каров. Но мне кажется, все они не учитывают некоторые нюансы, которые бы позволили на самом деле решить эту проблему. Поэтому я решил изложить свой взгляд на то, каким будет городской автомобиль будущего.
Городской автомобиль будущего - каким он будет?
1. В чем проблема?
Итак, каким же будет городской автомобиль будущего?
Большим, мощным, скоростным, то есть наделенным всеми теми свойствами, которыми должен обладать «автомобиль мечты»? Вовсе нет. Потому что существует одна проблема, которую лучше всего характеризует эта фотография:
На фото изображен результат одного давнего эксперимента: сколько места на дороге займут 60 человек, если они поедут на личном автомобиле, либо на автобусе, либо на велосипеде.
Проблема, которую я имею в виду - это пробки. Или, если брать более широко - нехватка в городах места для автомобилей (для их парковки, стоянки, хранения). А ведь очевидно, что проблема нехватки места со временем будет только нарастать: урбанизацию вспять не повернуть, жителей в городах становится всё больше, а место взять негде.
Авторы этих фотографий, очевидно, в качестве альтернативы личным автомобилям предлагают два решения этой проблемы: общественный транспорт и велосипеды.
Перечислим плюсы и минусы каждого решения:
1) Личный автомобиль:
Плюсы:
- «куда захотел - туда поехал», причем в любое время;
- поездка практически «от подъезда до подъезда» (если не учитывать необходимость искать место для парковки);
- «личное пространство»: свой автомобиль воспринимается как что-то своё, личное;
- высокая скорость поездки (разумеется, пока нет пробок);
- возможность получить «удовольствие от вождения». Хотя на самом деле вряд ли это возможно в условиях современного мегаполиса.
Минусы:
- необходимость в поездке управлять автомобилем, то есть, по сути, выполнять работу водителя;
- необходимость уметь управлять автомобилем и иметь права. Ведь выучиться и сдать на права - это довольно сложное дело для многих;
- необходимость искать место для парковки и потом идти пешком до цели поездки;
- необходимость нести затраты денег и времени на обслуживание автомобиля: топливо, шины, ремонты и техобслуживание, налоги, регистрационные действия, поиск продавца при покупке автомобиля и поиск покупателя при продаже;
- риск понести значительные убытки в случае аварии (вплоть до миллионных сумм и тюремного заключения в случае вашей вины);
- большая опасность в сравнении с общественным транспортом.
2) Общественный транспорт.
Плюсы:
- дешево;
- безопасно (по сравнению с личным автомобилем);
- отсутствие минусов личного автомобиля.
Минусы:
- необходимость подстраиваться под существующее расписание (или просто ждать на остановке нерегулярного автобуса) и под существующие маршруты;
- необходимость дойти от остановки до цели поездки;
- отсутствие «личного пространства» - необходимость делить транспорт с посторонними людьми;
- сравнительно низкая скорость поездки;
- сложность обеспечить оптимальную загрузку общественного транспорта: при низкой загрузке пассажирам комфортнее, но 60 человек с фотографии разместятся в нескольких автобусах, а в час пик в автобус набьётся сотня человек, и о комфорте придется забыть.
Что касается велосипеда, то плюсы и минусы подробно рассматривать не будем, полагая, что велосипед так и останется транспортным средством для энтузиастов.
Какое же «идеальное решение» предложить для будущего? Как избавиться от всех вышеперечисленных минусов, сохранив разом все плюсы, как «пользоваться, не владея»?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим, как проблему городского транспорта решает современная автопромышленность, а так же вспомним, какие новые возможности дал нам за последние десятилетия научно-технический прогресс.
2. Имеющиеся решения.
Автопромышленность в качестве современного городского автомобиля предлагает различные небольшие автомобильчики, зачастую - двухместные и с мотором «от мопеда». Определенно, в качестве супер-автомобиля в этой категории можно рассматривать двухместный Смарт.
Но и ему присущи те же недостатки, что и всем другим автомобилям этого класса:
- необходимо уметь управлять автомобилем, иметь права и вести машину во время поездки;
- припарковаться на таком автомобильчике, конечно, проще, чем на полноразмерном, но все-таки «от подъезда до подъезда» удастся доехать далеко не всегда;
- обслуживание микро-автомобиля приносит владельцу примерно столько же хлопот, что и обслуживание большого. Тут нет ощутимой выгоды;
- риски значительных убытков тоже никуда не пропали;
- с безопасностью дело обстоит еще хуже, чем у полноразмерных машин. Даже у Смарта. Что уж говорить о более примитивных конструкциях;
- и вдобавок это не универсальная машина. В качестве машины на все случаи жизни Смарт не подходит. Это - вторая или третья машина в семье. Получается, что микроавтомобили облегчают движение в городе, но приводят к тому, что, в целом, количество автомобилей в семье увеличивается, и места под хранение автомобилей требуется больше.
Кроме этого, микроавтомобилям присущ такой минус, как непрестижность. И если владельца Смарта это касается в небольшой степени, то какой-нибудь автомобиль типа Дэу Матиза вряд ли будет тешить самолюбие владельца.
Плюсов у микроавтомобилей, по сравнению с полноразмерными (с точки зрения владельца), по сути всего три:
- некоторая экономия на топливе и налогах;
- некоторое упрощение маневрирования в плотном городском потоке;
- некоторое упрощение проблем с парковкой и стоянкой.
Если же посмотреть не с точки зрения владельца, а с точки зрения системы городского транспорта в целом, то плюсы еще менее заметны:
- да, микроавтомобиль занимает места на дороге меньше, чем полноразмерный. Но дистанция до впередиидущей машины и зазоры по сторонам ему нужны точно такие же, как и остальным машинам. Поэтому в целом экономия места оказывается невелика;
- да, микроавтомобиль занимает меньше места на парковке. Но в любом случае, при обычном маршруте горожанина «дом - работа», ему нужно парковочное место у дома и парковочное место у работы. Да и на парковках парковочные места зачастую стандартные. И не важно, припаркован на нем Смарт или Тахо, автомобиль всё равно занимает одно парковочное место.
Как видим, уменьшение размеров автомобилей не решает проблему кардинально, а приводит лишь к незначительным улучшениям.
Но, возможно, какие-то плоды научно-технического прогресса позволят совершить прорыв в решении проблем городского транспорта? Посмотрим, что тут появилось новенького.
3. Новые возможности.
Первый прорыв - это роботизация автомобиля. Уже сейчас многие серийные автомобили оснащаются различными электронными помощниками, которые могут и затормозить сами, дабы избежать аварии, и соблюдение рядности проконтролировать, и автомобиль припарковать в тесное место (водителю нужно только по команде компьютера нажимать газ или тормоз, остальное делает робот).
Ведь человек в качестве водителя далек от идеала. Достаточно совершить одну поездку по городу, что бы в этом убедиться: кто-то из водителей болтает по телефону, кто-то скачет между рядами, пытаясь всех обогнать, кто-то в последний момент вспоминает о нужном повороте и «ныряет» туда, пересекая несколько рядов.
Очевидно, роботу такая эмоциональность чужда.
Сегодня многие фирмы разрабатывают полноценные автомобили-роботы, и некоторые уже бегают по дорогам в рамках экспериментальной эксплуатации. Самый, пожалуй, известный - гугломобиль, но им дело далеко не ограничивается.
Очевидно, что и электронные компоненты, и программные решения, необходимые для создания автомобиля-робота, будут быстро дешеветь и дальше. И если сейчас автомобиль-робот - дорог и сложен, то лет через 10 функцией робота будут оснащаться некоторые серийные автомобили. А лет через 50 развитие технологий позволит серийно роботизировать все, даже самые недорогие автомобили.
А роботизация - это не только удобство, это и повышение безопасности: робот не будет лихачить и нарушать правила, его действия всегда понятны и прогнозируемы.
Вторая технология - это система коммуникации между автомобилями (в Европе это Car-to-Car (Car2Car, C2C), в США - Vehicle-to-Vehicle (V2V)) и между автомобилями и объектами инфраструктуры (Car-to-Infrastructure (C2I), Vehicle-to-Roadside (V2R)). В общем случае такую систему в последнее время называют Car-to-X (C2X). Под «X» понимаются транспортные средства и объекты инфраструктуры.
В настоящее время над созданием такой системы работают различные организации, среди которых государственные транспортные учреждения, учебные заведения США и Европы, автопроизводители, производители электронных компонентов и другие компании.
Развитие этой системы коммуникации позволит связать автомобили-роботы в единый «организм», что даст огромные возможности для повышения безопасности движения и его оптимизации. Например, ваш автомобиль всегда будет «знать» когда светофоры переключатся на зеленый, сможет автоматически подстроиться под них, и ехать по «зеленой волне». А в условиях, когда все автомобили обладают такими возможностями, это позволит сделать движение более равномерным и повысить пропускную способность улиц. В свою очередь, и светофоры будут «знать», сколько к ним приближается автомобилей и с каких направлений, сколько пешеходов ожидают на тротуаре, а это позволит изменить фазы светофора и, опять же, повысить пропускную способность.
Система C2X позволяет поднять и уровень безопасности: первый автомобиль «заметил» препятствие, и об этом сразу «узнали» все автомобили, что движутся за ним; один автомобиль начал перестроение, а в соседнем ряду автомобили в тот же момент притормозили, что бы дать ему место.
Роботизация и система С2Х, пожалуй, позволять полностью избежать аварий на городских улицах.
Так как же из этих «кирпичиков» сложить решение?
4. Решение. Городской транспорт будущего.
Пришло время сделать общий вывод из всех предыдущих рассуждений.
Итак, личный автомобиль - удобно, но дорого. Да еще рулить надо, парковку искать, хранить его где-то. Автобус и троллейбус - дешево, можно отдохнуть в поездке, но не всегда удобно: маршруты не всегда подходят, едет медленно, народу много. Есть еще такси, но оно стоит дорого, да и ждать его нужно.
Вот бы сделать так, что бы автомобиль всегда был наготове, сам бы тебя вез куда надо, и что бы не нужно было искать место для парковки и хранения, и что бы с тобой там не было незнакомых людей, а места на дороге что бы занимал по минимуму. И еще бы был экологичен и дешев. Невозможно?
Уже возможно! Получается решение в виде такси-микроэлектромобиля-робота!
Получим все плюсы личного автомобиля и ни одного минуса! При этом поездка будет обходиться дешевле поездки на своей машине. А стопроцентная безопасность обеспечивается массовой роботизацией и внедрением системы коммуникации между автомобилями и инфрастурктурой (С2Х).
При большинстве городских поездок в личном автомобиле находятся 1-2 человека. Поэтому минимальный размер такого автомобиля будущего - на 1 место. Взгляните на самый маленький автомобиль в мире: одноместный Peel P50. Его размеры: 1340мм х 990мм, высота - 1200 мм.
Да, он не очень красив по нынешним временам. Но в аналогичных размерах выполнены такие концепт-кары, как Honda type E
или General Motors EN-V
Симпатичные, правда?
Но в условиях современного городского трафика я бы побоялся ездить на такой малютке. Однако при условии полностью автоматизированного движения опасность аварий будет исключена. Ненужными становятся «зоны деформации кузова», ведь автомобиль и без них будет безопасным, и, следовательно, его можно сделать меньше и легче, а значит - дешевле и экономичнее. И ездить на такой малютке будет не страшно.
Чего же не хватает этим красивым концепт-карам, что бы стать действительно городскими автомобилями будущего? По сути, только трех моментов.
Первый я уже назвал выше: это должен быть автомобиль-такси, что избавит от необходимости владеть автомобилем.
Второй момент я тоже уже назвал: это должен быть автомобиль - робот.
А третий момент - это возможность полностью устранить «зазоры безопасности», что позволит занимать минимум места на дороге. Ведь автомобили-роботы, объединенные в единую сеть с помощью технологии С2Х, смогут безопасно держать на дороге минимальную дистанцию, ехать практически вплотную. И тут появляется возможность убрать эту дистанцию полностью, наделив эти автомобили возможностью состыковываться друг с другом! В этом случае при быстром движении по проспекту они образуют некое подобие автобуса, например шириной в 2 автомобильчика и длиной в столько, сколько нужно. При этом, благодаря роботизации, остается возможность «отстыковать» любой автомобиль в любой момент. А на дороге такой «квазиавтобус» занимает минимум места!
На тот случай, если нужен будет транспорт для большего количества человек, можно предусмотреть аналогичные автомобили, но с вместимостью 2-4-6 человек. При этом стоит стандартизировать их размеры, что бы осталась возможность «состыковывать» и этих роботов в состав нашего «квазиавтобуса».
Получается следующая идиллическая картина будущего: 20 человек вышли утром каждый из своей квартиры в спальном районе города. С помощью приложения в своем мобильнике они заранее (например, во время утреннего кофе) заказали себе такси. И у подъезда каждого из них уже ждет такой микро-электромобиль-робот. Каждый садится в свой автомобиль и открывает утреннюю газету, либо читает почту в планшете, либо устраивается поудобнее в надежде подремать по пути, в общем - отдыхает! Автомобильчики выезжают из дворов на проспект и какую-то часть пути их маршруты совпадают. На этой части маршрута эти 20 автомобильчиков «состыковываются» друг с другом в «квазиавтобус» (минимум места на дороге и максимум пропускной способности!). Перед нужным поворотом каждый автомобильчик «отстыкуется» от этого «квазиавтобуса», повернет куда нужно и поедет дальше уже своим маршрутом. А после того, как эти автомобильчики довезут своих пассажиров до нужных дверей, они смогут сразу отправиться по следующему вызову. А если нужно - автомобильчик сам доедет до ближайшей зарядной станции и восполнит заряд в своих аккумуляторах.
Это же идеал! Человек доехал до нужного места (причем именно «от подъезда до подъезда»!), и он не рулил, а занимался своими делами, находясь в личном пространстве, он не искал место для парковки и ему не нужно нести какие-либо тяготы, связанные с владением автомобилем! И всё это - безопасно, дешево и экологично!
Я уже мечтаю о таком будущем! Автопроизводители, дизайнеры, инженеры, скорее же сделайте его реальностью!