Вероятнее всего скоро доля электромобилей на рынке начнет расти в арифмитической прогрессии. И таокй прогноз сделали не кто-нибудь, а нефтяники... Total, одна из крупнейших в мире нефтедобывающих компаний, считает, что к концу следующего десятилетия почти треть продаж новых автомобилей придется на машины на электрическом ходу.
Увеличение числа трансортных средств, работающих на батареях, приведет к спаду спроса на топливо на основе нефти в 2030-е годы, заявил главный экономист по энергетике Total Жоэль Куз на конференции Bloomberg New Energy Finance (BNEF). По его словам, к 2030 году от 15% до 30% всех новых машин в мире будут электрическими, и после этого спрос на топливо перестанет расти и «может быть, даже упадет".
Прогноз Куза самый высокий, по крайней мере, среди прогнозов крупных нефтяных компаний. Он также превышает собственный прогноз BNEF, сказал Колин МакКеррачер, руководитель отдела анализа транспортной отрасли BNEF: «Это очень много. Это, безусловно, самый агрессивный прогноз среди тех, которые мы когда-либо слышали от лидеров рынка».
Другие нефтяные компании снижают свои долгосрочные прогнозы спроса на нефть. Главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден говорил в марте, что спрос на нефть может достигнуть пика в конце 2020-х годов. В компании создано бизнес-подразделение для поиска наиболее выгодных «чистых» технологий.
Электромобили начинают конкурировать с моделями на бензиновом ходу как по цене, так и по производительности. По оценке самой BNEF, самой дорогой частью электромобиля является аккумулятор, его цена может составлять половину общей стоимости. Первые конкурентоспособные по цене электромобили появились в люксовом сегменте. Здесь лидером стала Model S от Tesla, сейчас эта модель - самая проаваемая среди крупных люксовых автомобилей в США.
Но цены на батареи снижаются примерно на 20% в год, и автопроизводители тратят миллиарды на разработку электрифицированных моделей. Volkswagen намерена увеличить долю электромобией в общем объеме своих продаж до 25% к 2025 году. Toyota Motor планирует полностью перестать выпускать машины, использующие ископаемое топливо, к 2050 году.
Сейчас на электромобили приходится всего около 1% мировых продаж легковых машин, но автопроизводители готовятся к изменениям на рынке. В 2018 году Volkswagen вступит в гонку с электрическим внедорожником Audi и первой высокоскоростной зарядной сетью в США, которая будет конкурировать с зарядными станциями Tesla Supercharger. На подходе также электромобили от Jaguar и Volvo, а к 2020 году рынок накроет лавина из десятков новых моделей, в том числе от Mercedes-Benz, VW, General Motors и других.
Майкл Либрейч, основатель BNEF, говорит: «К 2020 году на рынке будет представлено более 120 различных моделей электромобилей. Это отличные машины. Двигатель внутреннего сгорания на их фоне будет выглядеть старомодным»