Резиновая промышленность Российской Империи под контролем иностранного капитала.

May 27, 2016 15:19

В Российской империи резино-техническая промышленность контролировалась иностранным капиталом.
Почему это стало возможным? Рассмотрим на примере трёх самых крупных российских предприятий резиновой промышленности: московского завода "Красный Богатырь", Санкт-Петербургского завода "Красный Треугольник" и рижского завода "Проводник".




Существенным препятствием для развития молодой резиновой промышленности России было то, что она слабо была защищена от иностранной конкуренции. Поэтому стоимость (и объемы), привозимых в Россию резиновых изделий намного превышала сумму производства отечественных резиновых фабрик. Таможенный тариф 1857 года, выгодный для российских товаропроизводителей, резко (почти в 2 раза) сократил среднегодовой ввоз резиновых товаров, особенно это касалось резиновой обуви. Действие этого тарифа привело к тому, что за период с 1856 г. до 1860 г. количество рабочих, занятых в резиновом производстве, увеличилось почти в три раза, а производство - более чем в четыре раза.
В 1860 г. начался новый период в развитии резиновой промышленности России: было организовано «Товарищество Российско-Американской Резиновой Мануфактуры», названное впоследствии «Треугольник».




Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ) основано в 1860 году коммерсантом из Гамбурга Фердинандом Краузкопфом. Приехав в Россию годом раньше, имея опыт представителя американской галошной фирмы, он быстро понял, что продажа изделий из резины в России сулит огромные прибыли. И дело было не только в знаменитых галошах. Бурно развивающая российская промышленность остро нуждалась в насосных рукавах, шкивных ремнях и трубах, в транспортерной и конвейерной ленте, а рынок потребителей галош представлялся и вовсе безграничным. Краузкопф, найдя компаньонов среди российских купцов, в 1859 году основал "Товарищество Российско-Американской мануфактуры" и открыл первую резиновую фабрику в России. На то время предприятие было оборудовано самым современным импортным оборудованием. Технологический процесс был перенесен из Америки.(Новая резиновая фабрика была оборудована по последнему слову техники исключительно заграничным оборудованием. Технологический процесс полностью дублировал американский.) «Заграничными» были и первые кадры. Мастера из Германии, клейщицы галош из Англии, которые должны были обучать российских рабочих. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией Российско-Американской мануфактуры. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности»: никого, кроме правления товарищества, не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать способа приготовления изделий. От рабочих эти технические секреты также скрывались. Первая продукция была выпущена в том же 1860 году - именно с этого момента и началась история "Красного Треугольника". Уже в октябре выпускалось до 1000 пар галош в день. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу и, конечно, обеспечивала галошами всю Россию. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причём все его категории. Галоши, или «чехлы для обуви», составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности.Уже в 1861 году, через девять месяцев после запуска производства, «Товарищество Российско-Американской мануфактуры» получило свою первую награду за качество - серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, обойдя по многим показателям старых фабрикантов Кирштейнов. В 1863 году произошло слияние Товарищества с фирмой Кирштейна, не выдержавшей конкуренции с более сильным новичком.





На первой в России резиновой фабрике дело сразу пошло полным ходом. Конкуренции с «Треугольником» не выдержала даже английская компания «Mackintosh», построившая свой завод рядом, и продавшая его после восьми лет работы соседу.



Вскоре фабрика начала экспортировать свои изделия, и уже не только вся Россия, но и вся Европа ходила в галошах петербургской компании.

Интересно объяснение выбора названия, соответствующего торговому знаку: «В знаке фирмы треугольник - главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю». Необычно осознавать, что основные принципы современного брендинга работали и в 19 веке.




«Красный треугольник» - первая в России резиновая фабрика. Свою историю отсчитывает с 1860 года, когда Фердинанд Краузкопф учредил Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ). Товарищество имело право маркировать изделия государственным гербом за высокое качество продукции, представленной на Московской мануфактурной выставке 1865 года. Все изделия имели также фабричное клеймо в виде треугольника, внутри которого указывался год учреждения товарищества - 1860, название товарищества - «Т. Р.А. Р.М.» и место производства - «С.Петербургъ».



Реклама товарищества резиновой мануфактуры, 1899



Рекламный плакат: поставщик двора Его Императорского Величества. Петроград, начало XX века.

По принятой “весовой” оценке выпуска продукции объём шинного производства Красного треугольника составлял: 1913 г. - 290 тн
В разгар Первой мировой войны галошный монополист «Треугольник» сильно развился на военных заказах, так как оказался по существу единственным поставщиком резины для автотранспорта, зарождавшейся авиации.
После того, как в 1917 году пришёл "гегемон" и все пошло прахом, завод был национализирован, и стал называться "Красный Треугольник". Продукция под этой маркой сегодня широко известна не только в России, но и далеко за её пределами. Важной вехой в жизни завода и страны был переход производства резины в 1932 году на отечественный синтетический каучук. До этого приходилось использовать дорогой импортный натуральный каучук.
В 1918 году cоветское правительство национализировало «Треугольник», и предприятие стало называться «Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник». В 1922 году в честь Пятой годовщины Октября предприятию было присвоено название «Красный Треугольник».
Спрос на его продукцию в то время значительно опережал предложение, и руководство завода всячески стремилось интенсифицировать производство, чтобы увеличить выпуск столь необходимых стране изделий. Для того, чтобы ускорить процесс производства, на предприятии был разработан новый - коллективный - метод сборки галош. Процесс сборки был разделен на восемь операций, максимально совпадающих по времени исполнения. Это был первый в истории резиновой промышленности опыт коллективной сборки изделий.
Первыми в стране специалисты завода сконструировали и прижимочную машину для прикатки подошвы, которая значительно облегчила труд клейщиц и улучшила качество изделий. А в 1927 были проведены первые опыты конвейерного выпуска галош. К 1929 году конвейерами были оборудованы уже несколько цехов «Красного Треугольника». Они помогли вывести предприятие на совершенно новый уровень производства и увеличить выпуск продукции в несколько раз.
В октябре 1930 года «Красный Треугольник» был реорганизован в комбинат. Бурное развитие промышленности в молодом советском государстве поставило перед предприятием новые глобальные задачи. К 1932 году завод производил уже более 100 видов продукции. В состав комбината вошли шесть заводов: два галошных, шинный, «Промтехника» (будущий завод РТИ), ремонтно-механический, регенератный и энергоуправление.
Война нанесла «Красному Треугольнику» огромный урон. Только в 1943 году на его территории разорвалось 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб. Вновь, как в 20-е годы, завод возрождался практически из пепла - в результате бомбежек были разрушены 22 корпуса, а все остальные частично повреждены.
Пришлось не просто восстанавливать завод, но и переоборудовать его под новые технологические процессы. В 1949 году начал работу новый цех литья резины под давлением. Технология формования изделий под давлением позволила увеличить выпуск продукции почти на 70%. Это был настоящий прорыв в области производства РТИ.
Перестраивать пришлось и шинное производство. После войны «Красный Треугольник», отдавший свое оборудование и лучшие кадры эвакуированным производствам, оказался в сложном положении. Выровнять ситуацию удалось только к 1959 году, когда завершилась полная реконструкция и модернизация шинного производства.

В настоящее время территория завода принадлежат компаниям ЗАО «Музей» и ООО ПСГ-СПБ «Красный треугольник», в отдельных корпусах промзоны работает несколько обувных фирм, но объём выпуска резиновой обуви очень мал, многие фирмы перешли на пластики.
В настоящее время на территории завода располагаются производственные и административные корпуса одного из ведущих российских производителей конвейерных лент - "ГСК Красный Треугольник". По состоянию на 2016 г. "ГСК Красный Треугольник" входит в тройку крупнейших производителей конвейерных лент в РФ.
На территории также работает единственный в России завод по производству шин для велосипедов, мотоциклов и сельхозшин, родоначальником которого было производство, организованное в 1860 году на Красном треугольнике. Изначально ТРАРМ “Треугольник” производил экипажные массивные резиновые шин. Назывались эти шины: “Марсъ” красного и чёрно-серого цветов, “Специалъ” красного цвета, “Экстра” чёрно-серого цвета.
Помимо промышленных организаций, некоторые помещения сдаются под офисы, особенно много на нынешнем «Красном треугольнике» студий, занимающихся звукозаписью и предоставлением помещений для репетиций музыкальным коллективам. На территории также находятся ресторан и кафе, в начале 2011 года открылся музыкальный клуб «Байконур».
Существует проект реконструкции всей территории «Треугольника», преобразующий бывшую промзону на Обводном канале в центр андерграунда и рок-культуры (в который она фактически в некоторой степени уже превращается стихийно). Цеха по производству галош планируется переоборудовать под выставочные и концертные залы, разместить в них театры, музеи, клубы, творческие мастерские. Организаторы проекта декларируют намерение превратить депрессивный район города в центр искусств, сохранив его историческое название - «Треугольник».
Завод "Красный Треугольник " сейчас: http://fishki.net/1250732-legenda-zabroshennogo-sankt--peterburga---zavod-krasnyj-treugolnik.html

Проводник (завод) - одно из самых известных мировых предприятий по производству резиновых изделий конца XIX - начала XX века.Фактически весь период своей истории большую часть акций контролировал крупнейший французский банк «Societe Marseillaise» (он обладал 74% от общего числа паёв) при участии некоторых петербургских и рижских банков. «Проводник» находился в условиях постоянной принципиальной конкуренции с заводом «Треугольник», однако в самом начале XX столетия эти два гиганта предпочли связать друг друга картельными соглашениями.



Товарищество «Проводник» В 1888 году акционерное общество, основанное на русско-французском капитале, построило на болотистой окраине Риги, Саркандаугаве, крупное предприятие «Проводник». В 1889 году «Проводник» стал выпускать первую продукцию: различные технические и хирургические резиновые изделия, а в 1890 году начал производство галош. Чтобы получить больше прибыли, фирма скупала земельные участки, строила новые заводские корпуса.В 1914 году товарищество «Проводник» насчитывало уже 220 промышленных и жилых зданий.
Общий оборот составлял 65 млн. рублей.

Товарищество владело 31 патентом и заявлениями об образцах в 11 странах.



“Это бывшее предприятие мирового значения по производству резиновых изделий конца 19-начала 20 веков и определенно гордость Риги - завод “Проводник”, основанный еще в 1888 году!



Перед Первой мировой войной «Проводник» занимал третье-четвёртое место в мире по количеству произведённой продукции, а компетентные европейские эксперты признавали, что «Проводник» мог смело претендовать на первое место в мировом масштабе по качеству продукции.



Реклама завода «Проводник» из журнала Нива 1896 - подшивка за 1895

Прославился он своими уникальными резиновыми изделиями от галош до ободов для колес, а также химическим производством. Славные традиции этого завода переняло в 1947 году предприятие Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗа).
Интересные факты:

Стартовым капиталом стала сумма в 0,7 миллионов рублей (По сегодняшним меркам аналогичные ивестиции могли бы достичь 30, а то и 50 млн. евро!).



Перед Первой мировой войной на «Проводнике», к тому времени образовавшем картель с не менее передовым санкт-петербургским «Треугольником», насчитывалось более 16000 работников, что являлось своеобразным количественным рекордом среди всех рижских промышленных предприятий времён Российской империи.

На конец 19 века предприятие стабильно заняло второе место по уровню производства продукции в пределах России (первое место традиционно занимало предприятие “Треугольник”). Если бы не война, то французская нефтегазовая компания Total S.A могла быть одним из подразделений Проводника.



Спектр производства рижского резинового завода был чрезвычайно широк. «Проводник» производил покрышки для автомобилей (в том числе и для первых в России рижских автомобилей, сошедших с конвейера завода «Руссо-Балт» в количестве 170 единиц в 1908 году) велосипедов (в том числе рижской фабрики «Сан Саныча» Лейтнера, пионера в области велосипедостроения в масштабах Российской империи), самолётов (в том числе рижских, собранных на фабрике «Мотор» и Русско-балтийском вагоностроительном заводе по оригинальным проектам легендарного изобретателя Александра Пороховщикова). Также «Проводник» специализировался на производстве лёгких понтонов, изоляционной ленты, линолеума, резиновой обуви, пользовавшейся популярностью у русских солдат в периоды ведения военных действий (Русско-японская война, Первая мировая война), детских игрушек, медицинского оборудования разного предназначения, ткани и одежды, резиновых и асбестовых пластинок.
Главное рижское предприятие по производству резиновых изделий в качестве сырьевого материала использовало ввозную продукцию (каучук регулярно добывался в Латинской Америке и транспортировался в Рижский порт). 95% произведённых изделий сбывали во внутренние районы Российской империи.

В 1900 году на предприятии была разработана инновационная методика обработки каучука, что оказало существенное влияние на темпы роста продукции в первое десятилетие. Эта перспективная и экономичная технология была тут же запатентована в США и практически во всех странах Западной Европы, что позволило создателям «Проводника» регулярно получать дополнительные финансовые средства на налаживание производственных мощностей.



На заводе “Проводник” существовали революционные по тем временам условия труда и социальная поддержка сотрудников. Предприятие предлагало своим работникам, при этом абсолютно бесплатно, дома отдыха, детский сад, родильный дом, услуги больницы, бани, четыре дня в неделю в Лесном парке устраивались бесплатные концерты лучших городских музыкантов, представления жонглёров, эквилибристов, престидижитаторов, то есть, фокусников.



Руководители предприятия предоставляли финансовую помощь детям рабочих, когда те поступали в городские гимназии, иногда полностью погашая плату за обучение. При заводе находился клуб “Проводника”, в котором пользователям предоставлялись обширная библиотека с богатым выбором книг (гордость клуба), танцевальный зал, кегельбан, десяток бильярдных столов.



Магазин Проводник в Москве

Летом 1915 года, когда к Риге приблизилась линия фронта, было принято тяжёлое решение о проведении широкомасштабной эвакуации промышленных предприятий из Риги: в число объектов, подлежащих вывозу, разумеется, принадлежал и «Проводник». Частично работа «Проводника» была возобновлена в Москве и окрестных городках в условиях естественных в сложившейся ситуации нестабильности, недостатка сырья и плохого состояния инвентаря в середине 1917 года. В 1918 году последовала национализация этих раздробленных и нескоординированных промышленных предприятий.
В послевоенные годы акционерное общество хотело восстановить производство некоторых видов резиновых изделий, но из этого ничего не получилось, и в 1928 году «Проводник» был ликвидирован.
В период независимой Латвии межвоенного периода деятельность «Проводника» не была возобновлена, а с 1947 года по наши дни его помещения использует головное предприятие Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗа).

«Кра́сный богаты́рь» - завод в Москве, выпускавший резиновую и резино-текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши, боты и др.), формовые и неформовые изделия.
Создан в 1887 году как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском. В 1910 году преобразован в акционерное общество «Богатырь».



Завод "Красный Богатырь" 1920-1922 гг

Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха и заявлен как памятник архитектуры.
(Гу́став Андре́евич (Густав Ка́рл Ю́лиус Адо́льфович) Ге́льрих (нем. Gulrich) (15 сентября 1878, Гамбург - ?) - русский архитектор немецкого происхождения, крупный мастер московского модерна.
Окончил Политехнический институт в Ганновере. В 1901 году переехал в Москву, где получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Оставаясь германским подданным, Гельрих имел обширную частную архитектурную практику в Москве.
Строил по заказам Московского торгово-строительного акционерного общества. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. По мнению искусствоведа М. В. Нащокиной, многие из доходных домов Г. А. Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна.
Во время Первой мировой войны архитектурная практика Гельриха прекратилась. Скорее всего, в 1914 году архитектор покинул Россию. Судьба зодчего после 1917 года неизвестна)

Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский, К. И. Редер. На базе этого завода в 1910 году было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь». Предприятие было широко известно - держателями его акций была императорская семья.

Поляков, Лазарь Соломонович (1842, Орша - 1914, Париж)
банкир, глава московской еврейской общины, предполагаемый отец балерины Анны Павловой. Брат железнодорожного магната Самуила Соломоновича Полякова (известный концессионер, построивший в 70-80-е годы XIX века почти четверть железных дорог России.) и финансиста Яковa Соломоновича Полякова.

После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь».
В 1923 году завод назван «Красным богатырём». С 1927 года организовано конвейерное производство. В 1971 году завод был награждён орденом Ленина.



Очередь в Москве за галошами "Богатырь"

В прошлом веке предприятие выпускало пожарные рукава, шланги, прокладки, игрушки, позже, когда повысился спрос на резиновую обувь, производство переоборудовали для выпуска галош. У “Богатыря” были сильные конкуренты - петербургский завод “Треугольник” и рижский завод “Проводник”. Издавна на этих заводах трудились галошницы - женщины, склеивавшие вручную галоши. Позже, в советскую пору, производство начали механизировать: конвейерной стала клейка галош, для их перемещения сконструировали специальные карусели и этажерки.



Галоши покорили горожан не только своей практичностью,
но и стали излюбленным аксессуаром столичных модниц

Вплоть до конца 80-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. И, как во все времена, завод выпускал галоши. Менялись их форма, способ изготовления - долгое время галоши выпускали с закругленными носками, потом появилась так называемая “восточная” модель, с зауженным мысом - такие галоши можно носить в сырость прямо на носок; но в большинстве своем традиционные - с черным лакированным верхом и малиновой подкладкой - галоши оставались абсолютно непромокаемыми и надежными.

“Красный богатырь” был государственным предприятием со строгим госзаказом, который надлежало выполнять. С реализацией товара проблем не возникало.
Но в 1990-е годы производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х было полностью остановлено.
В настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям - в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений и др. Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями.

Годы гражданской войны вызвали катастрофическое сокращение производств на всех заводах. Недостаток топлива, бензина, продовольствия для рабочих, утечка кадров (на эвакуированных рижских заводах много было латышей; гражданская война вызвала отток их за границу), упадок дисциплины и производительности труда и т.д. приводят к тому, что производство резиновой промышленности почти замирает.
Фактически в 1918 году заводы большую часть времени простаивали за отсутствием топлива и материалов. Работали только небольшие мастерские для нужд фронта, главным образом, по ремонту шин. К 1920 г. производство резиновой промышленности составляло 5% к уровню 1913 г. (6 млн. довоенных рублей).
К 1918 г. в связи с блокадой советского государства ввоз каучука прекратился, идо сентября 1922 г. Резиновая промышленность жила запасами, с которыми она вошла в 1918 г. - 3300 т. Лишь в сентябре 1922 г. удалось впервые после долгого перерыва начать закупку и ввоз каучука.
28 февраля 1922 года был образован Государственный трест резиновой промышленности. Председателем правления треста был назначен В.И. Лежава-Мюрат. К концу 1922 г. заводы полностью оправились и в состоянии были не только покрыть всю потребность страны в резиновых изделиях, но и удвоить производство почти по всем видам изделий. После пятилетнего перерыва Резинотрест приступил к экспорту своих изделий на заграничный рынок, где на российские товары был предъявлен большой спрос. Выпуск продукции 1922 г. превысил уровень 1920 г. на 400% и составил 25% от довоенного.

Одним из ответов на вопрос, почему во всех отраслях промышленности Российской империи хозяйничал иностранный капитал, может быть хождение серебряного и золотого рубля по его территории. Это дало возможность иностранному капиталу скупить все акции и фактически стать хозяевами заводов и предприятий:

"В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Е. Ф. Канкрина ассигнационный рубль был упразднён, и серебряный рубль снова стал основной денежной единицей России. При этом привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитарными, а с 1843 года кредитными билетами. Для обозначения нового, не привязанного к старым ассигнациям, курса медных монет на них с 1839 по 1848 годы появилась надпись «серебром» под номиналом.
В 1897 году в результате реформы министра финансов Витте серебряный рубль прекратил своё существование как денежная единица Российской империи. 29 августа 1897 был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. С этого времени и вплоть до 1915 года серебряный рубль оставался уже лишь физическим платёжным средством: монетой из серебра, привязанной к новой единице - золотому рублю."



Russian Empire 50 rub Nickolay
Государственный кредитный билет 1899 года в 50 рублей с надписью «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 руб.=1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», которая соответствовала действительности до 27 июля 1914 года



Полуимпериал 1889 года. Номинал - 5 рублей, официальный курс с 1896 года - 7 рублей 50 копеек

..."после года успешного действия «почти золотой» денежной системы, с 3 января 1897 года правительство перешло на полноценное золотое денежное обращение. Десятирублёвый империал получил, при сохранении прежнего веса в золоте, новый номинал в 15 рублей (то есть золотой рубль был формально девальвирован до текущего курса кредитного рубля); был объявлен свободный размен кредитного рубля на золотую монету и обратно"

Чем это плохо:

"как только ввели свободный размен бумажных денег на золото, народ бросился это золото скупать и, что называется, тезаврировать. Тезаврация -это накопление золота частными лицами в качестве сокровища. Таким образом, из государственных резервов вместо того, чтобы быть инвестированными в экономику, золотые деньги переходили в карманы частных лиц. До самого тридцать шестого года носили наши граждане в торгсин заначенные в начале ХХ века николаевские червонцы. Кроме того, тезаврированное золото тоннами уходило за границу в карманах представителей вырождающегося дворянства и нарождающейся буржуазии - и те, и другие, как известно, любили прожигать жизнь в Париже или в Ницце. Да и простой мещанин не гнушался тем, чтобы смастерить из червонца зубные протезы или оправу для пенсне. Крестьяне же и завóдские сплошь и рядом делали из червонцев обручальные кольца. По количеству золота - как раз на два колечка. Помните, сколько весило ваше обручальное кольцо? Три с десятыми. А прибавьте вес кольца супруга или супруги. В сумме получится около 7,7 грамма - как раз николаевский червонец. Видите -традиция.
Такая убыль денег из оборота, включая убыль от износа монеты, доходила до 10% в год. И, если взамен списанных за ветхостью бумажных денег можно было напечатать такие же новые купюры, то с золотом этот фокус не прокатывал, и приходилось пускать в оборот новые монеты из резервов Госбанка....

Золотой рубль как средство платежа прекратил свое существование с началом первой мировой войны. Как только 29 июля 1914 года была объявлена мобилизация, появилось распоряжения министерства финансов № 2096. В соответствии с этим распоряжением прекращался свободный размен бумажных денег на золото. Ответ населения не трудно было предугадать - обыватели тут же запрятали подальше свои золотые червонцы. Все 629 миллионов золотых рублей тут же исчезли из обращения. А это составляло 22,6% всех денег, находившихся на тот момент в обороте. Возник кризис наличности. Особенно не хватало мелких купюр, роль которых до этого играли золотые монеты. ..

Таким образом, финансовая политика правительства Российской империи привела к тому, что все отрасли промышленности были под контролем иностранного капитала.Иностранные банки и компании более 50 лет получали огромные прибыли от эксплуатации природных ресурсов и труда населения российской империи. Незадолго до 1-ой Мировой войны денежные ассигнации были переведены в золото, вывезены из страны или находились в частном владении. Экономика и государство были обескровлены.

Источники:
Прогулка по Риге: Славное прошлое завода “ПроводникЪ”
http://brunch.lv/puteshestvuem-po-rige-provodnik/
Проводник (завод)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
«Проводник» Товарищество. Временное свидетельство на один пай в 100 рублей, 1888 год.
http://www.hdoc.ru/index.php?ukey=product&productID=7981
Красный Треугольник (завод)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
http://www.ipetersburg.ru/krasnyy-treugolnik/
http://www.ipetersburg.ru/krasnyy-treugolnik/
Манускрипт Селль
http://beckman.ru/manuskript.htm#_Toc291500056
У ИСТОКОВ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
http://krastr.ru/history.php
Красный богатырь (завод)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
Поляков, Лазарь Соломонович
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/322108
“ДЮЖИНУ НОВЫХ И СЛАДКИХ КАЛОШ”
http://www.nkj.ru/archive/articles/9848/
Гельрих, Густав Августович
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%80%D0%B8%D1%85,_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
http://mos80.ru/k/korbyuze_krivokolennyy/redhero.html
История развития резиновой промышленности в России
http://ntcrezina.blogspot.com/2015/09/blog-post.html
Серебряный рубль
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C
Денежная система Российской империи (1885-1896)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8_(1885%E2%80%941896)
Нужен ли России золотой рубль?
http://www.opoccuu.com/golden-ruble.htm

иностранный капитал, Российская империя, резиновая промышленность, Технологии

Previous post Next post
Up