Шедевры технологий 19-го века. Пульмановские вагоны.

Jun 20, 2016 03:06

Пульмановские вагоны 19-го века- это дворцы на колёсах, в которых пассажирам предоставлялся высочайший уровень обслуживания. Для строительства железных дорог и пассажирских вагонов были задействованы самые передовые технологии того времени.
Интерьеры пульмановских вагонов-это образцы непревзойденной роскоши и удобства. Электрическое освещение, кондиционирование воздуха, отопление в холодную погоду, уют , комфорт,ресторанное обслуживание и вышколенный услужливый персонал.
Главнейший вопрос, можно сказать, вопрос из вопросов: откуда брались такие колоссальные деньги, чтобы поднять такое гигантское строительство по всей территории США в 19-ом веке? Создаётся такое впечатление, что в то время была совершенно фантастическая финансовая система, при которой не экономили на строительстве , предоставляя людям элегантное обслуживание.
Что случилось в 1894 году? Почему разразился финансовый кризис, который больно ударил по компании Пульмана и спровоцировал забастовку рабочих ?




О строительстве ж/д в США в 19-ом веке вы можете прочитать здесь:
Парижское соглашение по климату 2016 года и железные дороги США 19-21 веков.
http://cat-779.livejournal.com/47797.html

В 19-ом веке в США шло бурное строительство железных дорог:

image Click to view


U.S. Railroad History Map 1830 - 1990s

В 1867 году, 22 февраля, Джордж Пулльман создал и возглавил вагоностроительную компанию «Пульман», занимающуюся изготовлением элитных пассажирских вагонов.

Кто такой Джордж Пулльман?

3 марта 1831 года на свет появился будущий изобретатель и промышленник Джордж Мортимер Пулльман. Вскоре его семья переехала в деревню Альбион в штате Нью-Йорк. Парень рос смышленым, а в 14 лет он бросил школу и отправился в Чикаго.

Чикаго, был построен в болотистой местности на берегу озера Мичиган. Канализация в Чикаго по сути не работала - не было стока. Всё это ухудшало санитарную обстановку в городе, случались эпидемии брюшного тифа и дизентерии. Пулльман был одним из инженеров предложивших повысить уровень улиц на 6-8 футов (183-244 см). По технологии разработанной группой инженеров с участием Пулльмана поднимали винтовыми домкратами даже здания в 6-8 этажей. Так Пулльман зарабатывал авторитет как изобретатель и инженер.
С 1859 по 1863 год Джордж Пулльман работал золотым брокером в городе Золото, в Колорадо. Тут он накопил деньги и встретил своего будущего делового партнёра Ганнибала Кимбалла.

В 1867 г. Пулльман основал компанию и начал строить роскошные спальные вагоны с коврами, драпировками, обитыми стульями, библиотекой, и высочайшим уровнем сервиса.

Большим событием в жизни изобретателя было создание им в 1867 году комфортабельного спального вагона. Пассажирские вагоны до этого не баловали путешественника удобствами. Пассажиры могли сидёть на жёстких или полужёстких сидениях. Стали появляться спальные вагоны - в них места для сидения на ночь превращались в места для лежания.
К тому времени Пулльман владел машиностроительным заводом, строившим среди прочего и пассажирские вагоны.

Роскошные интерьеры Пульмановских вагонов:





















Билеты в вагоны Пулльмана стали продавать как «роскошь доступная для среднего класса».

Уже в 1867 году Пулльман представил на рынок ещё одну новинку - вагон-ресторан. В 1868 году на железную дорогу вышел вагон-ресторан в котором изысканная кухня соответствовала известным ресторанам Delmonico.

Постепенно пульмановские вагоны, как и сама фамилия, стали бредом или именем нарицательным. Пульмановскими отныне именовали уже не только вагоны компании Пулльмана, но и любые комфортабельные вагоны, в том числе и вагоны, строившиеся в Европе.Пулльман не только строил вагоны, но и владел вагонами-ресторанами и спальными вагонами на некоторых линиях. В них он посчитал возможным иметь поваров, официантов, проводников, разносчиков и прочий обслуживающий персонал из числа негров, за несколько лет до того, в 1865 году, освобождённых от рабства. Таким образом, он довольно скоро стал крупнейшим работодателем для афроамериканцев.
Компания Пулльмана пробовала нанять белых на работу проводниками и кондукторами, но они не были такими ловкими и услужливыми, как негры. Белая раса не годится в прислуги.
Платили неграм очень мало, но за хорошую работу им давали чаевые, плюс возможность путешествовать.
Трудоустраивая негров, Пульмановская компания защищала общество от возможного криминала, который бы расцвел махровым цветом, не имей эти негры такой работы, которая считалась для них очень престижной и высокооплачиваемой.

В 1873 году вагоны по образцу Пулльмана появились и в Европе, но в них уже выделялись двух и четырехместные купе, а верхнее местно на день опускалось и становилось спинкой нижнего дивана. Строил такие вагоны уже не Пулльман, здесь всем заправлял бельгиец Жорж Нагельмейкерс. Вагоны получали всё большее распространение. До России такие вагоны тоже дошли. В конце XIX и первой половине XX века по отношению к вагонам бытовали прозвища «Пульмановский» и «Столыпинский»
Вагоны фирмы «Пульман» славились своей комфортабельностью. В частности вагон был оснащен системой кондиционирования воздуха - одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши - в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона).

Пулльман строил вагоны, которые снимались в вестернах и считались дворцами на рельсах. Само слово «Пульман» («Pullman») благодаря этому обрело свой смысл - в высшей степени комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (порой наземный пассажирский транспорт вообще).

Витражи и фешенебельные интерьеры:

















Пульмановский вагон стал предшественником того, что сегодня зовётся вагоном-СВ. Кроме того, в системе формирования поездов Пульманом была предложена компоновка с добавлением вагона-ресторана (в середине состава), что позволило готовить еду прямо по ходу движения, увеличив длительность путешествий. Пример составов, формировавшихся такими вагонами - известный «Восточный экспресс».

Восстановленные Пульмановские вагоны:

image Click to view


Restored Pullman Car at Hildene

image Click to view


Pullman rail cars: A detour back through time

Корпоративный город. Pullman, Illinois

В 1880 году купил за 800 тысяч долларов 16 квадратных километров неподалёку от озера Калумет, рядом с Чикаго. Там Пулльман решил строить свой новый завод. Для того, чтобы решить кадровую проблему там же был построен городок для рабочих, в котором кроме жилья были торговые заведения, храмы, театры, парки, гостиницы, библиотеки, банки, магазины, был обустроен парк, были проведены современные системы водоснабжения, канализации и отопления. Пулльман считал, что созданная им инфраструктура создаст хорошие условия для жизни его работников. Были возведены аккуратные типовые домики для рабочих, и более солидные дома для инженеров и управленцев.Идеи Пулльмана были высоко оценены американской прессой.

Осознавая, что его личное процветание зависит от рабочего класса - Пулльман понимал, насколько важно обеспечить рабочим комфортное существование, стабильность, и возможность для образования. На то, чтобы создать город Пульмана - было потрачено 8 миллионов долларов, сумма баснословная по тем временам. В этом городе жили только те, кто работал на Пулльмана, и их семьи. Для самого Пульмана и заезжих гостей - в городе был построен отель, который носил имя дочери магната - Флоренс. Все здесь принадлежало фирме - все помещения, даже церковь, сдавались в аренду. Плата за жилье и за коммунальные услуги вычиталась из зарплаты работников. Контролировал город один человек - Джордж Мортимер Пулльман. Пулльман-таун можно считать прообразом социального пакета.
В городе всё являлось собственностью компании: дома, рынки, церковь, увеселительные заведения. В городе проживало 6000 работников и их семьи. Работники были обязаны жить в городе, несмотря на то, что поблизости можно было найти более дешёвое жильё. Алкоголь находился под запретом, так как Пулльман считал это вредной привычкой; хотя спиртные напитки были доступны в отеле компании Флоренция, но они предназначались для гостей и по цене были слишком дороги для рабочих.
В этом городке Пулльман правил, словно феодальный барон. Им были запрещены независимые газеты, публичные выступления, любые собрания, частные благотворительные организации. Инспекторы, назначенные Пулльманом, регулярно обходили дома рабочих и проверяли там чистоту - при обнаружении непорядка договор аренды мог быть расторгнут на срок 10 дней - нарушитель выселялся. Однажды работники компании Пулльмана заявили: «Мы родились в доме Пулльмана, мы покупали еду в магазине Пулльмана, нам давали знания в школе Пулльмана, нас крестили в церкви Пулльмана и когда мы умрём, мы попадём к Пульману в ад».
Не правда ли это весьма смахивает на систему пожизненного найма, как в Японии, только с перегибами?
Имя Пульман стало нарицательным из-за большой рыночной доли контролируемой компанией и пульмановской стачки, организованной его работниками в 1894 году. Во время экономического кризиса Пулльман сократил рабочий день и зарплаты, но не уменьшил стоимость аренды и коммунальные платежи, что спровоцировало стачку.

Платёжный чек-зарплата рабочего: 0 долларов 12 центов-после уплаты кварплаты:



В 1898 году верховный суд штата Иллинойс потребовал продать город, и город был присоединён к Чикаго.
Видеоролик, на котором показан исторический городок для рабочих пульмановских заводов:

image Click to view


Historic Pullman Community

Вагоностроительная компания Пулльмана была одной из самых больших монополий в истории США.
К 1920 году на ходу было 10000 спальных вагонов, фактически, это был самый большой отель в мире.
Каждую ночь пульмановские вагоны перевозили 100000 пассажиров.
Использовалось 4 миллиона полотенец и 3,5 миллиона простыней, которые стирали в 10 огромных прачечных по всей стране.
В компании Пульмана всё производили сами, даже печатали рекламу и билеты на печатном станке.
Историческая кинохроника о пульмановских вагонах, обратите внимание на
роскошные интерьеры, уровань обслуживания, вышколенность и услужливость
негров-проводников и кондукторов, пассажиру достаточно было нажать на кнопку звонка,
чтобы на вызов немедленно отреагировали.
Для удобства пассажиров, всех проводников называли Джоржем, по имени самого Пульмана.

image Click to view


History Channel Trains Unlimited Pullman.

Как мы видим, в 19-ом веке идёт полным ходом строительство железных дорог, развивается индустрия люксовых вагонов, удовлетворяя платежеспособный спрос десятков миллионов американцев в комфортабельных путешествиях.
Чтобы построить такое количество железных дорог, мостов, ж/д вокзалов, ж/д вагонов, использовались самые передовые технологии 19-го века. В пульмановских вагонах было электрическое освещение, кондиционирование воздуха, роскошная мебель с бархатной обивкой, витражи, занавески, постельное белье и полотенца, сантехника, достаточный запас воды-для питья и технических нужд, ковры, отделка из благородных сортов деревьев, сантехника. На кухнях в вагонах-ресторанах были установлены плиты, на которых готовилась еда, были холодильники, в которых хранились продукты. Снабжение вагонов всем необходимым было очень непросто организовать, но с этой нелегкой задачей успешно справились.
Подготовка персонала и руководство гигантской компанией , которая была абсолютно самодостаточна, тоже было само по себе управленческой технологией.

Главнейший вопрос, можно сказать, вопрос из вопросов: откуда брались такие колоссальные деньги, чтобы поднять такое гигантское строительство по всей территории США в 19-ом веке? Создаётся такое впечатление, что в то время была совершенно фантастическая финансовая система, при которой не экономили на строительстве , предоставляя людям элегантное обслуживание.

Что случилось в 1894 году? Почему разразился финансовый кризис, который больно ударил по компании Пульмана и спровоцировал забастовку рабочих ?

Продолжение :
Пульмановские вагоны и переход на золотой стандарт Ротшильдов. Часть 1.
http://cat-779.livejournal.com/53229.html
Пульмановские вагоны и переход на золотой стандарт Ротшильдов. Часть 2
http://cat-779.livejournal.com/53249.html

Источники:
Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны

a private Pullman Palace car

технологии, Пульмановские вагоны, 19-ый век, США

Previous post Next post
Up