Hеспособность СССР производить качественный ширпотреб жирно перечеркивала всю брехню КПССников о преимуществах плановой экономики. Да и патриотизм тоже в значительной степени перечеркивала, создавая ощущение "мы живем в криворукой стране". "Импорт" было святыней.
Можно найти десятки, а то и сотни причин технологической отсталости СССР: от недостатков
командно-административной бюрократической системы до пьянства и разгильдяйства
на рабочих местах . Но главная причина остаётся за кадром.
Страховые компании играют огромную, если не решающую роль в бизнесе той или иной компании.
На примере компании Генри Форда, который хотел построить автомобильную промышленность в СССР рассмотрим, почему СССР оказался на технологических задворках мировой цивилизации и в конечном итоге
потерпел крах и развалился.
Картинка предельно ясно показывает роль страховой компании в модернизации автомобильной промышленности.
Чтобы понять, почему СССР была хронически отсталой в технологическом отношении,
особенно это касалось предметов широкого народного потребления, начнём издалека,
со страховых компаний США. На первый взгляд, нет ничего более далёкого друг от друга,
но это совсем не так.
Суть страхового бизнеса-это перекладывание всех возможных рисков на страховую компанию.
Страховой рынок США.
В США первые страховщики, как самостоятельные юридические лица, созданные для целей страхования, появились в 1720 году.
Период первоначального освоения США в области страхования связан с появлением большого числа компаний-однодневок, становившихся банкротами и сеявших панику среди потребителей. Это привело к решению Парламента о монополии страховых операций по страхованию корпоративных интересов двумя страховщиками The London Assurance Corporation и The Royal Exchange Assurance Corporation, проводящими операции по страхованию в США и поныне.
В значительной мере в то время проведением страхования на североамериканском континенте занимались филиалы и отделения страховщиков из Великобритании. Однако потребности, определяемые экономическим ростом национальной экономики, привели к созданию и национальных страховщиков. В 1752 г. Б. Франклин выступил соучредителем одной из первых страховых компаний по страхованию от огня в Филадельфии - The Philadelphia Contributionship. Первое страховое общество, учрежденное в форме акционерного общества, появилось в 1794 г., первое специализированное общество по страхованию жизни учреждено в 1759 г.
Страховой бизнес США отличается огромным размахом и уверенно лидирует на мировом рынке страхования по всем возможным показателям. Американские страховые монополии контролируют около 50% страхового рынка развитых стран мира.
В США работает около 9 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний, занимающихся страхованием жизни и здоровья. Активы всех компаний составляют около 2,5 трлн. долларов. В среднем активы одной компании составляют 950 млн. долларов, а на 12 крупнейших компаний приходится 60 млрд. долларов.
В США имеются два типа страховых компаний: общества взаимного страхования и акционерные общества. Государственных страховых фирм вообще не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.
Страховые компании осуществляют три типа страхования:
1) коммерческое (широкий спектр);
2) личное (страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан);
3) бенeфиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и др.).
Страховщики США заседают в 27 из каждых 100 советов директоров американских промышленных корпораций.(А это значит, что страховые компании влияют на решения директоров напрямую или косвенно-через страховой контракт.)
Впереди страховых компаний в этом плане - только коммерческие и инвестиционные банки.
(Страховая компания, с одной стороны, между бизнесом и банком, но с другой стороны,
банки сами покупают страховку у страховых компаний! Так что банки тоже зависят от страховых
компаний!)
Организационную основу американских страховых компаний составляют акционерные общества и общества взаимного страхования.(Все вопросы решаются на собрании акционеров, которые получают прибыль).
Существует институт андеррайтеров и страховых брокеров - страховых агентов или независимых брокерских фирм.
underwrite-андеррайт, это значит просчитать страховые риски.
Если underwriter approves-одобряет, то страховка выдаётся, в ней все условия и страховая
премия чётко прописаны,
если underwriter declines-не одобряет, то страховка не выдаётся.
Страховой бизнес должен приносить прибыль, а не загонять себя заведомо в такую ситуацию,
в которой окажется банкротом. Всё просто!
Крупнейшие страховые компании представляют собой финансовые конгломераты: через дочерние компании они могут помимо страхования заниматься предоставлением кредитов и займов, организовывать чековое обслуживание клиентов, эмитировать расчетные кредитные карточки, проводить операции с недвижимостью, с ценными бумагами, управлять имуществом и капиталом по поручению клиентов.
Помимо страхования и перестрахования, в сферу деятельности компании входят финансовые услуги, пенсионные накопления и управление активами.
Одна из крупнейших страховых групп США - Continental Corporation, основана в 1853 году. Предоставляет страховые услуги почти в 100 странах мира. Специализируется на перестраховании и транспортном страховании.
Крупнейшей ТНК по страхованию жизни является The Prudential Insurance Company of America, основанная в 1873 году. Разнообразны виды договоров страхования: индивидуальное и коллективное (групповое) страхование, обычное страхование жизни, страхование на случай смерти с пожизненной уплатой взносов, страхование с участием в прибылях компании, страхование пенсий, медицинских расходов и др.
В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, это дает возможность распределить компании по риску, размерам премий и т.д.
Инвестиционные вложения имеют огромное значение для американских обществ по сохранению жизни. Огромные инвестиционные ресурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям.
Теперь представьте, что некая компания А решит вести бизнес в государстве Б.
Хозяин компании(или совет директоров, в который могут входить представители страховых компаний,
имеющих право голоса и являющихся акционерами) обращается в страховую компанию
с просьбой застраховать его бизнес в этой стране с учётом как можно большего количества рисков.
В том числе, застраховать жизни и здоровье сотрудников и имущество компании,
а также возможные убытки и банкротство.
Страховая компания (underwriter) начинает процесс подсчёта рисков и их оценки (underwriting),
с учётом полученных результатов или выдаёт страховой полис или нет. Также страховой полис
может быть на определённую сумму и включать ограничения, которые нравятся или не нравятся
владельцу бизнеса.
Вот это-закулиса принятия деловых решений в деловом мире, и это правильно!
Обанкротиться и пойти по миру никто не хочет, все хотят переложить свои риски на страховые компании,
это цивилизованное общество, в котором уважают право частной собственности.
Страховая компания тоже не планирует разориться, выдавая страховой полис на ведения бизнеса в "неблагонадёжной" стране.
Теперь причина технологической отсталости СССР становится очевидной-ни один бизнес не мог
вплотную сотрудничать со страной советов, т.к. ему на это не был выдан страховой полис,
и никто не решался сотрудничать на свой страх и риск.
Отказ страховых компаний выдавать страховой полис на ведение бизнеса в определённой стране, в частности, СССР, и, как прямое следствие, технологическая отсталость этой страны, можно проиллюстрировать на примере Генри Форда, знаменитого промышленника, который выпускал простые, надёжные и доступные автомобили в США и очень хотел построить автомобильные заводы в СССР.
Смотрите, как было дело:
"Несмотря на то что концессии являлись одной из немногих форм временного и ограниченного допуска иностранных инвестиций в СССР, на их основе не было построено ни одного автомобильного или тракторного завода. Советы настойчиво предлагали компании Форда концессию на постройку и эксплуатацию завода по выпуску тракторов, но ее руководство отказалось это делать после тщательного изучения группой менеджеров, побывавших в 1926 г. в Советской стране, условий и правил пользования концессиями. Они нашли инвестиции в ее экономику слишком рискованным и неразумным делом и рекомендовали придерживаться осторожной политики продаж по государственным заказам. (Прямым текстом указывается отказ страховых компаний выдавать страховой полис, но не называется своими именами. Приехали представители страховой компании, посмотрели на месте, а до этого поручили своей агентуре навести справки про СССР-и поставили жирную точку. Утром-деньги, вечером-стулья!)
21 августа 1929 г, Москва. Представители компании «Форд» Соренсон и Уокельман прибыли в СССР для переговоров о строительстве завода «Форд» в России
Согласно договору от 31 мая 1929 г. компания Форда обязалась оказать подчиненному ВСНХ СССР управлению «Автострой» техническую помощь в создании автозаводов фордовского типа.
(То есть Форд не вкладывался в построение заводов аналогичных американским, что требовало колоссальных инвестиций. Даже могущественный Форд не мог пойти против страховых компаний!
Форд не посмел вложить личные деньги в строительство автомобильных заводов в СССР, т.к. в случае провала он стал бы посмешищем для делового мира, плюс финансовые потери!)
Сделка была исключительно выгодной: вместо перевода наличных долларов их предстояло вложить в покупку 72 тыс. столь необходимых в народном хозяйстве автомобилей в разобранном виде или приобрести по собственному выбору любую другую автопродукцию на ту же сумму (33 млн долларов) в рассрочку на 4 года, в 1930 г. были пущены два автосборочных завода: № 1 в Нижнем Новгороде и № 2 в Москве. Вначале они должны были собирать легковые «форды» модели «А» и грузовые модели «АА» из присылаемых компанией комплектующих, а затем перейти на аналогичные автодетали советского производства.
Компания Форда поставила «Автострою», но уже по отдельному договору, часть заводского оборудования.
1 января 1932 г. состоялся пуск крупнейшего в Европе Нижегородского, впоследствии Горьковского, автозавода (ГАЗ). Он был рассчитан на выпуск до 140000 грузовых и легковых машин в год. Советские «форды» назывались, соответственно, «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА», далее появились модификации «ГАЗ-M1» («эмка») и грузовик «ГАЗ-MM».
Они не были точной копией фордовской марки, но сохраняли ее базовые черты.
(Технологические секреты не раскрывались).
Компания Форда изготовила все необходимые чертежи, в том числе по планировке цехов, спецификации оборудования, работая совместно с инженерами «Автостроя» и компанией «Остин» (Austin; Кливленд, штат Огайо), которая занималась архитектурно-строительной частью проекта основного автозавода. Архитектурно-строительное проектирование сборочных заводов выполнила фирма «Альберт Канн, Инк.» (Albert Kahn, Inc.) из Детройта.
ГАЗ-М1
ГАЗ-АА
Американская же, особенно фордовская, система поточно-массового производства могла эффективно работать лишь при обеспечении соответствующих условий: непрерывного поступления сырья и материалов, наличия инженерных кадров нужной квалификации, дисциплинированной рабочей силы и т. д. в Советской стране конца 20-х - начала 30-х гг. эти факторы отсутствовали.
Посмотрите это 3 коротких видео, там показана конвейерная сборка машин на заводах Форда:
Click to view
HD Stock Footage Ford Model T Assembly Line and Autos 1920s
Click to view
Stock Footage - 1920's Automobile Manufacturing, Henry Ford
Click to view
Ford Model T Assembly
Форд продавал СССР комплектующие-пока СССР был способен за них платить.
Ситуация с автомобилестроением в СССР была такой же, как и в Российской Империи-технологиями Запад не делился.Об этом я писала здесь:
Таможенные пошлины и автомобильная промышленность Российской империи
http://cat-779.livejournal.com/33222.html Заимствование промышленных достижений США называли в СССР «американизацией», «фордизацией», но советские копии фордовских или иных американских предприятий работали плохо не только первые месяцы, но и годы после их пуска. Это было обусловлено экономическими и организационными факторами, присущими всей советской экономике периода индустриализации, особенно в первую пятилетку.
Один американский специалист отмечал в 1932 г., что превосходное оборудование, установленное на этом заводе (автосборочный завод № 2 в Москве), обесценивается невниманием к таким «мелочам», как размещение поступающих грузов и тары. «Некоторые производственные операции говорят о предпочтении количества качеству». Он указал и на такие трудности в работе всей советской автотракторной промышленности, как текучка рабочей силы, неукомплектованность инженерно-техническими кадрами, нехватка сырья и материалов, транспортных средств, работа «на авось», методом проб и ошибок.
Компания Форда не была виновна в срывах поставок: они возникали из-за стремления советской стороны сократить закупки за рубежом, в августе 1931 г. и.в. Сталин дал строгое указание экономить валюту и прекратить сделки с американскими фирмами. Заказы на оборудование передавались в Европу, где предлагались лучшие условия кредита, и на советские предприятия.
Именно неспособность советских заказчиков своевременно оплачивать заказы у Форда, что проявилось уже в 1931 - 1933 гг., привела к преждевременному окончанию сотрудничества и замене договора 31 мая 1929 г. о технической помощи американской фирмы сроком до 31 мая 1938 г. соглашением от 14 марта 1935 г. об отказе от финансовых претензий и сохранении фордовской марки в СССР до 31 мая 1938 г.21 Иное решение вопросов - в арбитражном суде - не представлялось возможным: договор 1929 г. не предусматривал такой процедуры.
Инженер Н. Чавр, работавший в качестве консультанта отдела технического контроля, сообщил в конце 1932 г. американскому консулу в Риге, что «Автострой», полностью перенявший фордовский метод, не обеспечил изначально предусмотренной производительности в 1200 грузовиков в день. План на первые два года был понижен до 500 грузовиков, но фактическая дневная выработка составляла в среднем 75 единиц, из которых на ходу было всего 30.
Большая часть стального проката поступала из Германии и Англии, но та, что поставлялась советскими заводами, была низкого качества, «иногда абсолютно непригодной».
Американский специалист обратил внимание и на трудности обучения русских рабочих.
Необученного человека средних способностей, нанимавшегося на завод Форда в США, можно натренировать за два дня так, чтобы он, по крайней мере, работал аккуратно и мог совершенствоваться далее без посторонней помощи. «Русских же обучить трудно, ибо они приходят большей частью из деревень, без какого-либо знания механики.
((белые негры, которыми заселили Россию после Великой катастрофы, не могли и не хотели работать)
Братья Виктор и Уолтер Рейтер, американцы, работавшие на ГАЗ с конца 1933 г. до весны 1935 г., отмечали в своих мемуарах плохую координацию работы цехов. Если инструментальному цеху давалось задание изготовить за месяц определенное количество штампов (форм для горячей штамповки крупногабаритных деталей. - Б. Ш.), то необходимые чертежи и модели для их отливки поступали с двухнедельным опозданием. Это время цех простаивал, но в последнюю десятидневку начиналась штурмовщина. Уже в 1933 г., за пять лет до окончания срока действия договора с компанией Форда, отношения с нею пошли на спад. После 1935 г. на ГАЗ уже не осталось американских специалистов, чтобы обучать русских работе на импортируемых из США станках.
Осенью 1937 г. посол Соединенных Штатов в Москве Дж. Дэвис сообщил в Госдепартамент о технических трудностях, которые нанесли советскому автомобилестроению еще больший урон, чем «сталинские чистки». Массовое производство автомашин по американским методам тормозили большой процент брака и чрезвычайно высокая себестоимость их выпуска. На Горьковском автозаводе 12 тыс. т дорогостоящих металлоизделий пришлось пустить на лом из-за различных дефектов. Посол процитировал статью в газете «Правда» от 7 октября того года (№ 277), в которой перечислялись недостатки работы завода: оборудование литейного цеха было неправильно установлено и не поддерживалось в рабочем состоянии; значительная его часть была изношена по причине неумелого обращения; оборудование, купленное за рубежом, простаивало, так как русские да умели на нем работать. Стоившая несколько тысяч долларов машина для очистки стальных отливок от песка и загрязнений не использовалась два года, и никто не пытался пустить ее в ход, хотя с ее помощью можно было очищать 120 блоков для двигателей за семичасовую смену. Американское правительство, несомненно, учитывало подобные сведения о сталинской индустриализации.
Программа индустриализации поставила такие цели и задачи, которые вынуждали советских хозяйственных руководителей искать готовые технико-технологические решения на Западе. В 1929 г. компания Форда оказалась в числе самых крупных и перспективных партнеров. Американская исследовательница М. Уилкинс образно назвала это партнерство «браком по расчету», причем предложение исходило от СССР.
Однако отношения продолжались недолго. Советское государство, уплатив огромные суммы за станочный парк и все инструкции по массовому производству, досрочно (в 1935 г.) расторгло отношения с компанией. «Развод» не ухудшил ее положения, если не считать того, что Советский Союз выкупил лишь половину автопродукции, нарушив тем самым условия договора. Советские автозаводы неудовлетворительно работали не только первые месяцы, но и годы после пуска. Это было вызвано дисфункциями советской экономики и системы управления, но, не будь преждевременного «развода», фордовские инженеры могли бы помогать осваивать новую технику по меньшей мере еще три года.
Как видим, страховые компании как в воды глядели, когда не отказались выдать страховой полис Форду на ведение полномасштабного бизнеса в стране советов в эпоху сталинской индустриализации.
Во время Великой Отечественной Войны США проводило поставки по лендлизу готовой техникой,
за эти поставки, к слову , СССР не выплатил деньги и Российская Федерация продолжает погашать долг.
Но зато во время ВОВ в Иране был построен автомобильный завод фирмой General Motors, продукция которого шла в СССР и была хорошей помощью.
"Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран - Ашхабад, Тегеран - Астара - Баку, Джульфа - Орджоникидзе."
Студебеккеры в Иране по пути в СССР
Крайне важно понять, как СССР загонял сам себя (или его загоняли) в состояние перманентной
технологической отсталости, продавая за рубеж сырую нефть, в которой находятся самые важные для электронной промышленности редкоземельные элементы(РЗЭ)
Чтобы экстрагировать РЗЭ из сырой нефти, нужны были технологии, оборудование, предприятия.
Своего ничего не было. Запад не делился технологиями.
Спросите, почему до сих пор Российская Федерация гонит на Запад сумасшедшие количества сырой нефти,
обеспечивая этим технологическое его превосходство в электронике?
Потому что страховые компании не выдают страховой полис этим бизнесам на строительство в СССР аналогичных предприятий.
По нефтепроводам СССР и РФ гонят сырую нефть на Запад.
"СССР десятилетиями гнал сырую нефть на Запад, РФ делает то же самое, вместо того, чтобы эту сырую нефть переработать и продавать бензин, обеспечить своему народу рабочие места и прибыль для экономики. Вполне возможно, что СССР не имел технологий для извлечения РЗЭ из сырой нефти, а Запад не спешил ими делиться с правительством коммунистов и большевиков.
Запад сам экстрагировал все ценные элементы из нефти для высоких технологий.
"Всего в нефти обнаружено более 50 элементов. Так, наряду с упомянутыми, в нефти присутствуют V(10−5 - 10−2 %), Ni(10−4−10−3 %), Cl (от следов до 2·10−2 %) и т. д. Содержание указанных соединений и примесей в сырье разных месторождений колеблется в широких пределах, поэтому говорить о среднем химическом составе нефти можно только условно."
"Редкоземельные элементы также стали одной из стратегических задач, и в ближайшие годы потребность в них должна значительно возрасти. Редкоземельные элементы - это группа из 17-ти рудных ископаемых, среди которых тербий, иттрий и неодим. Вопреки своему названию эти элементы достаточно распространены в земной коре, и, благодаря своим геохимическим свойствам, встречаются в природе совместно в концентрациях, делающих разработку их месторождений экономически рентабельной. Эти редкоземельные элементы необходимы для производства большей части высокотехнологичной продукции: компьютеров, мобильных телефонов, плоских экранов, ветроэлектрических установок и батарей для электромобилей. Редкоземельные элементы также используются в ВПК для производства управляемых ракет и радаров. Следовательно, редкоземельные элементы обладают первостепенной геостратегической значимостью, а их применение с конца XX века значительно возросло."
Реальная цена 1 барреля нефти составляет около 1 миллиона долларов США.
http://cat-779.livejournal.com/39568.html?thread=536976
Теперь надо разобраться, откуда берутся прогрессивные технологии.
Изобретения, которые являются интеллектуальной собственностью, должны быть зарегистрированы в патентном бюро, которое предоставляет правовую охрану и регулирование.
Патенты выдаются частным лицам. (существовашие ранее прогрессивные технологии можно было удобно вбрасывать в общество по мере необходимости через избранные подставные лица, которые могли иметь отношение к теме патента).
Пате́нт (от лат. patens - открытый, ясный, очевидный от полного наименования - litterae patentes - открытое письмо) - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 25 лет.
Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; например, в Российской Федерации таким органом является Роспатент, в США - Бюро по регистрации патентов и торговых марок США. Международное регулирование осуществляют Всемирная организация интеллектуальной собственности (выполняющая, в том числе, соответствующие функции при ООН), Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности и другие. Во Всемирной торговой организации эти отношения регулируются, в том числе, «Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности»
Патенты в современном понимании этого слова появились в 1474 году в Венецианской Республике. В этом году был издан указ, согласно которому о реализованных на практике изобретениях необходимо было сообщать республиканским властям, с целью предотвращения использования изобретений другими лицами. Срок действия патента составлял 10 лет. В 1624 году в Англии издан «Статут о монополиях», согласно которому патенты выдавались на «проекты новых изобретений». США были первой в мире страной, где система интеллектуальной собственности была установлена конституционно (1787 г.), причём привилегия (а не право) получения патентов было дано только физическим, но не юридическим лицам. Более поздние конституции других стран, как правило, устанавливают возможность выдачи патентов напрямую юридическим лицам. Вплоть до 16 сентября 2012, США оставались единственной в мире страной, где приоритет патента устанавливался по принципу "первый, кто изобрёл". После этой даты США перешли на систему "первый, кто подал", которая уже существовала в других странах.
В России в 1812 году появляется первый общий «Закон о привилегиях», а в 1830 году законом от 30 марта устанавливаются основные понятия патентного права. В СССР патентов (в отличие от авторского права) не существовало. Патентное право было восстановлено Конституцией Российской Федерации от 1991 года.
То есть, если бы иностранные компании поставляли бы в СССР свои передовые технологии,
то на территории СССР эти технологии оказались бы ничьими, иностранные компании не смогли бы защитить свою интеллектуальную собственность, которая связана напрямую с интеллектуальной рентой.
Интеллектуальная рента - это сверхприбыль, получаемая при использовании воспроизводимых, не связанных с эксплуатацией природных ресурсов, интеллектуальных факторов производства, прежде всего интеллектуального капитала1. Она становится главным стимулом для инновационной активности талантливых ученых, руководителей организаций, стремящихся к технологическому обновлению своих производств, изобретателей, предприимчивых людей, которые являются правообладателями интеллектуальной собственности.
Замечательные свойства интеллектуальной ренты в том, что затраты на создание того или иного интеллектуального продукта могут отличаться в сотни раз, а стоимость его тиражирования стремится к нулю. Новое программное обеспечение становится типичным, эмитируется, но его добавленная стоимость остается продолжительное время высокой (хотя полезность программы навязывается рекламой). Остается главное - убедить людей отдать вам свои деньги за товар с новыми полезными свойствами.
Но требуется сделать одно замечание: интеллектуальная рента - это не просто патент или новаторская идея. Это сама возможность произвести товар по этому патенту, внедрить то или иное нововведение. Она есть основа обмена продуктами интеллектуального труда между центром и периферией. Таким образом, контроль над сверхприбылью, то есть над интеллектуальной рентой, становится глобальным выигрышем в новом технологическом укладе. Главными факторами богатства страны в этом случае остаются опережающее развитие технологии и умелое использование получаемого при этом добавочного продукта.
Главная особенность американской экономики состоит не в том, что она обладает самым большим в мире производственным потенциалом и производит самый большой объем товаров и услуг, а в том, что она лидирует в области НТП, внедрения его результатов в производство, в экспорте лицензий на свои изобретения, новейшие разработки и открытия. Это создает эффект зависимости других стран от США в области науки и техники.
Обладая огромным превосходством над другими странами по своему инновационному потенциалу, США получают инновационную ренту - естественный результат монополии на новые знания и умение претворять их в новую продукцию с учетом растущего спроса на нее.
Возможность потери огромного дохода в результате потери интеллектуальной ренты учитывается страховными компаниями США как негативный фактор. СССР мог бы присвоить западные технологии, выдавать их за свои, производить товары по этим технологиям десятилетиями, ничего не отчисляя изобретателю.
Патентные бюро-это тоже вид бизнеса, который тоже застрахован страховыми компаниями.
Поэтому страховые компании имеют право вмешиваться и указывать, какими технологиями можно поделиться с той или иной страной.
Со страной советов технологиями не делились, т.к. страховые компании, принимающие окончательное решении, прекрасно знали бандитскую суть Октябрьского переворота и бандитское руководство СССР.
Результат не заставил себя долго ждать.
Техническое развитие СССР происходило по одной схеме: украсть западную модель, переделать, выдать за свое. Это работало в авиации, машиностроении, атомной промышленности. Другой источник эпохи расцвета СССР - трофеи, германские разработки (ракеты, химия, те же автомобили, даже автомат Калашникова - это немецкие изобретения).
Схема споткнулась на электронике, она требовала большей свободы и независимости разработчиков. Другая проблема - материалы и технологии. Копирование не заменяет самостоятельных технологий. Когда советские союзники захватили и скопировали американский бомбардировщик во время войны, копия не смогла нести нагрузку из-за того, что в СССР не было тонкого проката, и самолет весил в два раза больше. Советские не смогли послать на Луну человека именно из-за отсутствия материалов для сопла.
Начиная с семидесятых, СССР отстал качественно и навсегда.
Мир изменился, производство усложнилось, оно требовало гибкой экономики, и неповоротливый СССР просто не смог не свалиться в яму. Грубо говоря, зеки могут копать яму, а не делать компьютеры. Произошла зеленая революция, за которой следует биотех, а Россия все еще боится ГМО. Произошла информационная революция, и ее пытались запретить.
Старая военная фабрика под названием СССР попросту заржавела, перестала быть нужной и конкурентноспособной. И поэтому закрылась за ненадобностью.
Источники:
Техническая отсталость.
http://maxpark.com/community/6118/content/2329611Компания Форда в Советском Союзе в 1920-е - 1930-е гг
http://statehistory.ru/4142/Kompaniya-Forda-v-Sovetskom-Soyuze-v-1920-e---1930-e-gg/Инновационный потенциал интеллектуальной ренты
http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=750