Про ожерелье Сахары, исламских пуритан и плагиат.

Mar 20, 2014 22:33

Выкладываю еще кусок из книги ГДР-овского журналиста Клауса Полькена, который в конце 1960-х годов посетил Алжир, уже ставший независимым. Этот текст посвящен Мзабу, долине, расположенной на севере Сахары, где проживает народ с очень интересными обычаями. На всякий случай предупреждаю, что всех тараканов Полькена не смогли отловить ни редакторы издательства «Наука», ни я. То, что мзабиты - «исламские пуритане» и то, что именно они в основном вели торговлю в пору, когда Алжир был частью Франции, - верно. Насчет остального ничего не могу сказать.

Гардая - первый камень в ожерелье.


«Мзаб - ожерелье из семи городов, в которых в настоящее время проживает около четырнадцати тысяч человек, - отличается своеобразным ландшафтом. Города как будто цепляются за склоны гор. На расстоянии многих километров пальмовые рощи, высаженные террасами, обрамляют уэд. «Мзабитские города, состоящие из домов кубической формы, подобно сахарным головкам, заостряются по мере приближения к мечетям, - пишет Георг Герстер. - Улицы и переулочки кольцами или спиралями обвиваются вокруг горы. Мечеть - духовный и архитектурный центр поселения… С высоты мечети можно обозреть как бы соскальзывающий со всех сторон в пропасть город. Никто не в состоянии различить, где дом, а где голый камень. Среди выкрашенных в белый цвет домов попадаются нежно-голубые и светло-зеленые, а охра на дне долины и по косогорам светится ярче, чем в наших краях самый насыщенный желтый цвет».

Геррара - второй.



Эль-Атёф - третий.


История Мзаба изобилует многими бурными страницами. Наряду с ожесточенной борьбой приверженцев различных религиозных течений происходили кровавые столкновения между жителями городов. Так, недалеко от Гардаи была сооружена дамба в сухом уэде Мзаба. Хотя паводки здесь очень редки, водоспуск тем не менее засоряется, и течение реки, которое продолжается всего несколько часов, задерживается, а вода уходит в подземные слои. Однако часто она направляется непосредственно на поля. Если же Гардая искуственно запруживала реку, с тем чтобы дать воду только собственным полям, то между городами начинались военные действия. Попытка возделывания новых садов другим городом также могла вызвать столкновения, ибо каждый вновь заложенный сад становился жизнеспособным лишь при условии, если он отнимал часть драгоценной влаги у других садов.

Бу-Нурра - четвертый.


Бени-Исген - пятый.


Однако подобные стычки отступали на задний план, когда общине в целом грозила опасность извне. Территория пяти городов считалась святой землей («хурм»). Лишь здешняя религия признавалась истинной, поэтому мзабитский купец, перед тем как отправиться на чужбину, должен был подвергнуться религиозной процедуре «осквернения», а при возвращении он вновь «посвящался» в веру. Мзабиту непременно надлежало быть похороненным в «святой» земле Мзаба.

Мелика - шестой.


Берриан - седьмой.


Несмотря на то что колониальные завоевания нанесли караванной торговле смертельный удар, мзабиты очень быстро оправились от него. Они завладели большей частью торговли в Северной Африке. В Алжире и Тунисе во всех крупных городах можно встретить мзабитов - хозяев промтоварных или продовольственных магазинов. В период между 1917 и 1942 годами из Мзаба эмигрировали двадцать четыре тысячи человек, причем бывали случаи, когда из одной семьи одновременно уезжали несколько братьев, с тем чтобы потом по очереди навещать родину. Дело в том, что у мзабитов есть закон: если муж не возвращается домой в течение трех лет, жена имеет право подать на развод. Жили мужчины очень скромно и остаток заработанных денег отсылали своим семьям в Мзаб.

Константина. Мзабитские торговцы.


С тех пор как отменили рабство, а обслуживание колодцев и вычерпывание из них воды стали выполнять наемные рабочие, насаждения в Мзабе можно было сохранить лишь благодаря этому постоянному притоку денег. Женщины никогда не покидают свою родину. В алжирских городах встречаются только мзабиты-мужчины. Официальным приказом от 1928 года, имеющим силу закона, было предписано: «Мы категорически запрещаем жене или дочери мзабита покидать Мзаб или мзабиту приводить в Мзаб какую-либо женщину извне». Считают, что, если хотя бы одна жена мзабита последует за своим мужем в эмиграцию, «святые города» будут обречены на гибель.

Если мзабит, живущий на чужбине, чувствует, что настал его последний час, он всеми силами старается успеть вернуться в Мзаб. Часто можно встретить мчащееся на юг, к Мзабу, такси, в котором сидит умирающий мзабит, а его угасающую жизнь поддерживают лекарствами. Иногда мзабит все же не успевает добраться до родины. Поскольку французские законы запрещали перевозку мертвецов, бывали случаи, когда умершего мзабита всовывали в старую бочку из-под масла и с грузовым транспортом отправляли в Гардаю. Не удивительно поэтому, что многие умершие не были учтены в официальной статистике.

Мзабиты.


Анри Дюверье говорил о жителях Мзаба: «Бенимзабы - довольно высокие, здоровые мужчины с сильными руками и ногами. Их жены, напротив, отличаются миниатюрностью. Они все очень крепкие люди, однако несколько суровее, чем хотелось бы добропорядочному путешественнику».

Теперь к этому можно было бы добавить: они более консервативны, чем хотелось бы алжирскому правительству. Разумеется, новые времена не могут обойти Мзаб. Однако такие мероприятия, как, например, постепенная национализация торговли, и в первую очередь крупной торговли, вызывают недовольство. Если мзабиты не смогут извлечь прежней прибыли от торговли с севером, что тогда станет с пальмовыми насаждениями в Бени-Исгене и Гардае, которые зависят от финансовых субсидий торгующих отцов семейств?

Мзаб. Колодец.


Мзаб вовлечен в кризис, переживаемый всеми оазисами. Цены вообще, а также цены на финики на мировом рынке колеблются. Крестьянин получает за килограмм обычных фиников по произведенному пересчету тридцать пфеннигов, за килограмм деглет-нур - шестьдесят пфеннигов. Крестьянин в Суфе зарабатывает на каждой пальме в зависимости от обстоятельств от двух до пятнадцати марок. Однако тот, кто владеет пятьюдесятью пальмами (и таким образом при благоприятных обстоятельствах имеет ежегодный доход семьсот пятьдесят марок), считается крупным землевладельцем. В Суфе семья имеет в среднем лишь двадцать деревьев. В других местах эта средняя цифра выше, в Туггурте - около ста семидесяти деревьев, в Уаргле - около четырехсот, из которых половина не плодоносит.

Мзабит.


А что станет с молодым поколением Мзаба? Возможно ли согласовать некапиталистический путь развития с мзабитским образом жизни?
В последние девятилетия в Мзабе - особенно в Гардае - поселилось очень много людей племени шаамба, которым удалось на очередных муниципальных выборах избрать мэром Гардаи представителя своего племени. Это привело к обострению разногласий. Мзабиты решили начать наступление на экономическом фронте. Многие шаамба нашли себе работу в качестве помощников пекарей в маленьких хлебопекарнях Гардаи. Зажиточные мзабиты сложились и купили за границей почти полностью автоматизированный хлебозавод с единственной целью - лишить шаамба работы.
Когда мзабиты потребовали государственных субсидий на развитие школ, правительство выразило готовность удовлетворить их просьбу, однако при условии, что мзабитские школы станут руководствоваться государственными учебными планами и что дети шаамба будут иметь возможность учиться в этих школах наравне с детьми мзабитов. Правоверные мзабиты отказались выполнить эти условия.
Теперь для детей шаамба создана в Гардае своя школа.»
(К. Полькен «В плену Сахары».)

Выше я цитировала книги Клауса Полькена, вышедшую в 1969 году в ГДР и в1973 году в СССР. А ниже привожу текст Николая Николаевича Непомнящего из книги «100 великих загадок Африки», изданной в 2008 году. Как говорится, найдите 10 отличий. Стыдно, господин Непомнящий. Это не просто цитата, это прямой плагиат. Ни фамилии Полькена, ни фамилии людей, переводивших его книгу, в издании «100 великих загадок Африке» НЕТ.



«Мзаб - ожерелье из семи городов, в которых в настоящее время проживает около четырнадцати тысяч человек, - отличается своеобразным ландшафтом. Города как будто цепляются за склоны гор. На расстоянии многих километров пальмовые рощи, высаженные террасами, обрамляют уэд. «Мзабитские города, состоящие из домов кубической формы, подобно сахарным головкам, заостряются по мере приближения к мечетям, - пишет Георг Герстер. - Улицы и переулочки кольцами или спиралями обвиваются вокруг горы. Мечеть - духовный и архитектурный центр поселения… С высоты мечети можно обозреть как бы соскальзывающий со всех сторон в пропасть город. Никто не в состоянии различить, где дом, а где голый камень. Среди выкрашенных в белый цвет домов попадаются нежно-голубые и светло-зеленые, а охра на дне долины и по косогорам светится ярче, чем в наших краях самый насыщенный желтый цвет».
Если мзабит, живущий на чужбине, чувствует, что настал его последний час, он всеми силами старается успеть вернуться в Мзаб. Часто можно встретить мчащееся на юг, к Мзабу, такси, в котором сидит умирающий мзабит…»



Открытки с сайтов:
http://www.vitaminedz.com/constantine-marchands-mozabites-algerie-marche-mzab-mzbi/Photos_20155_156505_25_1.html
http://mtouhami.fr/touhami-moualek-edilivre-entretien-au-sujet-de-la-la-dechirure/
http://s1.zetaboards.com/anthroscape/topic/5168172/3/
http://www.cparama.com/forum/berriane-t19352.html
http://birkadem.free.fr/ghardaia.htm
http://www.cartespostales-afriquedunord.com/algerie_ghardaia.html
http://www.delcampe.fr/

Алжир, Старые журналы и открытки

Previous post Next post
Up