Всякий книголюб рано или поздно оказывается замурованным в башню, сложенную из книг любимых авторов. Всё по Андрею Кнышеву: «Меня окружали милые, симпатичные люди, медленно сжимая кольцо». Ограничено время, свободное для чтения, скромны финансовые возможности по покупке книг (читать в электронке - сильно грешить против самого священного процесса чтения), необыкновенно быстро заканчиваются сперва место на полках, а потом и пространство квартиры, постепенно заполняемой ящиками с книгами. Умершие авторы понаписали много чего хорошего, живые продолжают творить, в конечном итоге обнаруживаешь, что даже наиболее любимых авторов не успеваешь не то что читать, но даже покупать.
В этих условиях пробиться к читателю ранее неизвестному ему автору крайне тяжело. Читатель, обжегших на нескольких неудачных покупках, начинает равнодушно смотреть на неизвестные фамилии на обложках, тем более имея виш-лист на пару сотен наименований из книг авторов проверенных и высоко чтимых. Так и проходят мимо него произведения замечательные и порой прямо выдающиеся, но не раскрытые в тени признанных талантов.
Как книголюб с большим стажем давно и прочно нахожусь в плену сплоченной банды писателей, куда новичков принимают крайне неохотно и весьма редко. Куда уж рисковать, знакомясь с новыми мирами, если и любимейшие книги давно не перечитаны, а многие купленные еще в прошлом тысячелетии книги даже и не открывались. Спасение находится только в отдаче на милость Божественного Провидения, которое рано или поздно дотащит за шкирку до нужной книги и ткнет в нее носом - «Читай!». Так в свое время, покупая на книжном развале легкое чтиво перед долгой поездкой на электричке, случайно выбрал «Город Мечтающих Книг», ничего не зная об авторе - Вальтере Моэрсе. Не сверкали молнии, не гремел гром, не тряслась земля, но явно сотворена была некая магия, что навеки приковала с первых глав романа к Цамонийскому циклу. От судьбы не уйдешь.
Этой осенью книжная магия опять сработала весьма эффективно. Отслеживая скидки на «Озоне», просматривал, что у них там стало подешевле. И очи мои узрели роман Дмитрия Шатилова «Древняя Сила»
https://www.ozon.ru/product/drevnyaya-sila-shatilov-dmitriy-591568177/?asb=1FB9x9g9Gk%252F4Dzpcr1TG3t%252BD%252F882iwq%252FIv6nSDgem8g%253D&asb2=BJLt1aSpdl2sGztjZ3Taije4dqC8YDpwOxnWeB1QntsK1GOi44LUyK7tqa2P32b9OsoecdzRFOaRgrlVNy0arg&avtc=1&avte=2&avts=1666250701&keywords=%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%7C+%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9Как давний поклонник хорошего книжного оформления был сильно впечатлен уже внешним видом издания и внутренним оформлением - настолько всё было необычно, но при этом стильно. Чувствовалось, что художника книга вдохновляла, рядовой коммерческий заказ вот так с душой не оформляют. И тираж 50 экземпляров! Библиофильская страсть моментально прибила внутреннюю жабу, книга была заказана даже с готовностью принятия того, что ее содержание потенциально может быть полной хренью. Книгу просто приятно рассматривать, даже читать было бы не обязательно. Но и сам роман оказался произведением крайне любопытным и интригующим. Пока эта томина отложена до новогодних праздников, ее надо читать вдумчиво и неотрывно, что тяжело в рабочие будни. Однако ж стало очевидным, что книги Дмитрия Шатилова надо скупать, так как место в банде за ним зарезервировано на веки вечные.
На том же «Озоне» нашлась еще одна его книга - роман «232». Полез смотреть, что о нем пишут в сети, и наткнулся на интервью Шатилова, посвященное этой книге
https://litnet.com/ru/blogs/post/72021 Всё интервью одна сплошная круть, но особенно зацепил сей абзац:
«Нет, что победители пишут историю - этого я не подчеркиваю. Ситуация такова, что они ПЫТАЮТСЯ ее писать, это естественное человеческое желание - создать о себе миф, оправдать свою победу, приписать себе функции добра, а противнику - функции зла. Проблема в том, что история не имеет конца, и рано или поздно находится человек, который ставит перед собой иную задачу, нежели сочинение румяных политических сказок. Он, разумеется, рискует, и оказаться непонятым - для него проблема наименьшая, но таким образом выражается другая сторона человека - стремление к истине. И если прошлое можно спрятать, свидетельства и документы - уничтожить, то само это желание знать правду убить нельзя. Рано или поздно найдется человек, который по самым разным причинам - большим ли, малым - захочет понять, как все было на самом деле. И история, пусть и переписанная тысячу раз, будет союзником именно ему - просто потому, что она больше любых победителей, желающих ее переписать, и это они находятся в ней, а не наоборот».
Сражен наповал и остается только одно - хватать «232» и утаскивать в норку.
Заказал книгу напрямую от автора и так как она небольшая - прочитал запоем. Можно сказать это профессиональная фантастика для историков - как делается, оправдывается, сочиняется, изменяется и живет сама по себе история. С оригинальным взглядом на саму суть истории в довесок, хотя до поры это главное сокровище скрыто за страницами.
Книга о людях, которые внезапно оказались большим, чем они были и должны были быть по всем явным законам мироздания. Один из злодеев романа этим даже сильнейше удивлен и в его логике трудно найти изъян: «Человек - точка пересечения общественных отношений, он должен вести себя так, как это требуют от него прошлое, которое его сформировало, и настоящее, в котором он трепыхается». Но человеки, неожиданно даже для себя самих, могут оказаться способны на самые невероятные поступки - и на окраине столицы обреченной старой династии против многочисленных и хорошо вооруженных отрядов армии новой власти выходят 232 (а на самом деле 233) энтузиаста, для которых неизбежная гибель оказывается не таким уж страшным побочным продуктом их бунта против предопределенности и исторической неизбежности.
История капитана Аарвана Глефода, вышедшего со своими друзьями защищать старый мир, не питая к нему почтения и не ожидая никаких наград, прописана наподобие отражений граней кристалла мориона. Всё есть в книге - что было правдой, а что легендой, а что нераздельным сплавом и того, и другого, что сплотило разных и порой незнакомых друг с другом людей, что видели они, а что их враги и просто зрители, какими предстали читателям 232 со своим командиром века спустя. Потрясающее впечатление, настолько автор хорошо ведет сюжет и как замечательно пишет. Роман, продолжая минеральные ассоциации, подобен агату, рассматриваемому с разных сторон. Что там под многими слоями халцедона? Жеода с красивыми кристаллами? Яркий самоцвет в центре? Обманчивые видения? Посторонние включения, искажающие камень или, наоборот, превращающие его в нечто более ценное? Роман читается слоями, благо эрудиция и отменный литературный вкус автора наполняют текст множеством отсылок (порой наверно даже непреднамеренных) к историям нашего мира, художественным и реальным.
И постепенно описание краткого боя Когорты энтузиастов и армии Джамеда Освободителя превращается во вневременной эпос, вечное повторение безумного подвига, который неспособен изменить ничего сейчас, но в конечном итоге меняет многое потом. Капитан Глефод предстает аватаром Вечного Воителя Муркока, и горстка людей из века в век будет снова и снова бросать вызов неодолимой силе, вдохновляясь иллюзией, что важней, чем правда или жизнь, ведомые мечтателем, который вообразит подвиг там, где возможны только позор и смерть. Это не я хорошо формулирую, это Шатилов так нереально круто пишет.
Само сражение, как выясняется, ведется не с наступающей армией, а с самой историей. Взгляд Шатилова на историю как процесс настолько хорош, что рискует оформиться в эзотерическое учение, которое веками будет передаваться на истфаках как сакральное знание от стариков неофитам-первокурсникам.
История видится автору книги великим льдом, замерзшим колодцем вглубь пространства и времени. В этом застывшем прошлом мертвы все страсти, наглядно видна бессмыслица всего того, из чего состоит история - убийств, любви, страданий и кратких мгновений счастья. Вмерзают в лед равно и великие титаны рода людского, и ничтожнейшие обыватели. Лед сокрушает и усмиряет любого, превращая настоящее в прошлое, обрекая всё сущее на смерть и зачастую на забвение. Историки имеют дело со льдом и к замерзшими во льду, пытаясь разыскать ответы или получить откровение. Они принимают лед и совершенствуют лишь методы общения с тем прошлым, которое он захватил и сковал. Но рано или поздно появляется человек, который поднимается на борьбу против этого льда, желая побороть смерть, создать и навеки удержать мир, полный радости и света. Шатилов справедливо указывает, что это стремление побороть великий лед истории является абсурдным и вместе с тем - теплым и человечным. В противовес грозным силам предопределенности и истории, человек выходит против великого льда вооруженный лишь теплом собственной жизни и горсткой беспомощных, но красивых слов. Результатом может стать миф, который будет вдохновлять века спустя таких же безумцев, как уже павшие в заведомо неравной борьбе. В миф поверят, как «если бы он был истиной, а не красотой, окружающей факт». Как пишет то Дмитрий! Записываюсь в адепты нового учения)
Никакая книга не произведет впечатления на читателя без яркого главного героя. И тут Шатилов удачен - его капитан Глефод, нелепый неудачник в мире тотального предательства и движения к прогрессу, оказывается удивительно живым в глазах читателя. Попытаюсь сойти за умного и проведу аналогии с Жаном-Кристофом, героем одноименного романа Ромена Роллана. В издании от советской «Библиотеки всемирной литературы» роман Роллана охарактеризован как «История великой души». То же самое можно сказать и о романе Шатилова, только если Жан-Кристофу понадобилось десять томов и вся жизнь, чтобы поднять свою душу к величию, то капитану Глефоду его создатель отпустил гораздо меньший срок и уход капитана в бессмертие по хронологии мира занял пару дней. Зато по страсти и накалу душевной эволюции эти два дня стоили многих лет. Цитируя Шатилова - «Когда человек сражается с Роком, он возрастает в ответ». Капитану поверили, за ним пошли, но для этого Глефоду пришлось познать и принять то, что открывается лишь людям, которым посреди льда засветило Солнце, которые почувствовали силы, что выше серости льда.
Что немаловажно в нынешнем то году - величие подвига и бунта Глефода и его друзей было возвышено их готовностью умереть, но не идти по потокам чужой крови. Тут явная аналогия с подвигом Христа, приведу замечательное стихотворение Тимура Кибирова, которое в нынешней кровожадно-сатанинской РФ звучит просто экстремизмом.
Их-то Господь - вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то - гляди, сынок -
А наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
А у тех-то Господь - он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
А наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
А у этих Господь - ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
- Эван эвоэ! - пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок, -
Но наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Так и в романе Шатилова после финала чувствуешь не опустошение, а радость. Ведь сказано в романе: «даже если герои проиграли, выбыли из истории, и все сделанное ими оказалось уничтожено - нет ли на свете силы, для которой их действия были бы не напрасны?»
Я от «232» в полнейшем восторге, осмелюсь рекомендовать его всем любителям хорошей литературы. Заказать можно на «Озоне», можно у самого автора, который присутствует «вконтакте»
https://vk.com/club210302039https://vk.com/id5273794