Размышляя об отношении советской власти к сектам порой не замечают слона: самый яркий пример как в СССР раздули целый темный культ - это уральские сказы Бажова. О некоторых малоизвестных деталях этой истории стоит рассказать подробно, так как они укрыты либо в специализированных малочитаемых либо в давно не переиздаваемых книгах.
В помощь нам, помимо изданий самого Бажова, фундаментальная "Бажовская энциклопедия" (Екатеринбург, 2007 год).
Первые сказы Бажова, выдаваемые им за рабочий фольклор, появились в печати в 1936 году. Автор в то время жил на положении ходячего трупа. Его эсеровское прошлое, мутное поведение в годы гражданской войны, дружба с опальными партийными деятелями, исключение из партии - все намекало на скорый и закономерный в то время итог. И до этого активно использовавший псевдонимы, Бажов первые сказы был вынужден печатать под инициалами или чужой фамилией.
Сразу невероятный успех, несопоставимый с литературными достоинствами сказов. И при этом успех на высшем государственном уровне. Уже в 1938 году спешно готовится сборник "Малахитовая шкатулка", который вышел в 1939 году аж в четырех вариантах - подарочный автору, подарочный для всемирной выставки в Нью-Йорке, оформленный серебром, хризолитами и рубинами, подарочный для выставки в Москве и собственно массовый тираж. Крайне неплохо для автора, три года назад больше известного органам как перспективный кадр под расстрел.
Чем же купил Бажов власть? Почему сказы так радостно приняли на высшем уровне? Ответ во многом дал сам Бажов, определяя что же он пишет. А писал он сказы о тайной силе, создавал рабочую демонологию. В письме к литературному критику М.А. Батину Бажов спрашивал: "Есть у нас в литературе понятие "рабочая демонология"? Если его нет, так, по моему, его надо ввести". Тайная сила, про нее тайный сказ - его не каждому можно сообщить, ведают его особые люди, колдуны.
Собственно это объясняет, почему после Бажова никаких бажовского типа сказов у рабочих Урала не нашлось. Эти сказы - вовсе не рабочие, они колдовские, хранимые малым числом повязанных тайной людей.
Бажов то из них, что не скрывал: " Бажить - самое ходовое северное слово, означает ворожить, но не угадывать, а предвещать, накликать.. Отсюда наше заводское уличное произвище - Колдунковы". Для такого прозвища одной народной филологии мало - народ знает кто есть кто. И Бажов от наследства не отрекается - один из его псевдонимов - Колдунков, позднее писатель охотно принял на себя прозвание колдуна уральской литературы. Колдун то и есть, потомственный.
В романе В. Щепетнева (многоуважаемый
https://writer-a.livejournal.com ) "Черная земля" в первой части вурдалаки прикрываются некой тайной народной наукой, которой мол угнетаемые веками вредили начальникам да попам: "«… Аля знала очень многое, гораздо больше, чем всякие там прежние попы и священники, что обманывали народ. Раньше, когда простые люди не могли и подумать о том, чтобы учиться, знания собирали по крупицам и передавали от родителей детям, а от посторонних таили, чтобы богатеи не смогли эти знания отобрать и применить для своей пользы, иначе они постарались бы еще больше закабалить трудящихся и пролетариев. У бедняков раньше и грамота была, но своя, не такая, как у богатых. Понимали ее не все бедняки, а только самые сознательные, кто люто ненавидел угнетателей и их прислужников, помогавших богатеям держать в подчинении народ. И мы, если проявим себя, начнем бороться с богатеями, тоже сможем выучиться народной грамоте. Знать ее нужно, потому что в ней наша история, наши корни, а еще есть книги, которые учат, как лучше вредить богачам" борьба с ними, с врагами, будет нарастать год от года, и нам очень даже понадобятся те способы, которыми мучили богачей наши деды и прадеды... Если мы будем знать тайную народную науку, то сможем тех врагов найти и извести. Только и богачи не сидят, сложа руки. Они, и их наймиты стараются побороть нас, и для этого и придумали церковь и попов. "
Прямо как про сказы Бажова и сказано! Тайная сила ненавидит попов и начальство, причем последнее больше за поддержку попов, чем за издевательства над рабочими. Хозяйка Медной горы спокойно принимает то, что малахит ломают на всякого рода вазы и поделки, но приходит в ярость, когда малахитовые колонны ставят в церковь. Тайная сила отгоняется крестом. Даже ее помощь губительна для человека, ее сокровища - морок, ее слуги - мертвецы. Общаются с тайной силой лишь немногие, таясь от соседей, порой и от родни, дело то опасное, пусть и выгодное. Неосторожное действие, лишнее слово - и пропал. Зато уж знатоки могут с тайной силой дружить безопасно, слова знают, особые книги читают, пусть и ходят для вида в церковь. Таков чертознай Семеныч из сказа "Про Великого Полоза".
И этот мрак, эту тайную силу радостно пошла тиражировать советская власть как сказы уральских рабочих! Еще бы, народ то, оказывается, был не государственно православным и даже не раскольничьим, он вон чему поклонялся, вон с кем дружил! А кто попов да царских чиновников губит - тот большевикам первый друг, мало что мертвец или демон. При этом собственно то уральский народ, судя по обилию сохранившихся даже после стольких то лет безбожной власти икон и крестов, был вполне богобоязненным - крест сопровождал человека везде, его носили, его врезали над воротами, над могилами, на столбы вдоль дорог - оберегаясь от тайной силы, не желая ей служить. И официальной церкви, и староверам тайная сила была враждебна. В друзьях она оказалась лишь у советской власти. Да у дурачков, которые и теперь радостно тиражируют образы тайной силы из сказов Бажова, не задумываясь, кого славят и кого считают символами Урала.
Малоизвестно, что тайные сказы уральских рабочих продвигал не только Бажов. Загадочной остается Е.М. Блинова, возникшая ниоткуда и исчезнувшая в никуда, в "Бажовской энциклопедии" нет ни дат ее жизни, ни подробностей биографии до и после тех лет, когда она готовила обнародование тайных сказов. Именно она стимулировала и санкционировала как редактор готовящегося сборника подготовку в печать первых тайных сказов как рабочего фольклора, в 1941 году опубликовала в Москве сборник "Тайные сказы рабочих Урала" и считала, что именно она открыла тайные сказы как особые произведения. Но сгинула бесследно - и как раз тогда, когда Бажов стал ярко сиять на литературном небосклоне.
Похоже устраняли вообще всех конкурентов уральскому колдуну. Уже и забыто, что стихами перелагал тайные сказы Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Придворов). Это человек весьма непростой, отличый знаток старинных редких книг, всегда держал нос по ветру, под прикрытием литературных дел занимался деятельностью более серьезной. Урал он знал и на Урале его конечно знали: Бедный приезжал на Восточный фронт к Чапаеву, с Бажовым знаком с 1926 года, в Свердловск наведывался как тайный эмиссар московской власти, когда уральцы изволили бузить и уходить в оппозицию. Этот сразу почуял потенциал и ударными темпами переложил сказы Бажова на стихи, да еще оформил в единую связную историю - эпопею. В 1939 году, само то - издавай на волне интереса к сказам. И дивное дело - обломался Бедный по полной. Его "Горную породу" при жизни так и не издали, да и после смерти поэта дело было тухлым. По настоянию родственников "Горная порода" вышла отдельной книгой только в 1959 году (Москва, "Советский писатель", тираж крайне скромен по советским меркам - 10 тысяч), потом переиздано и вроде как лишь частично в собрании сочинений Бедного, вышедшем в 1965 году (не видел это издание, потому сложно сказать что именно из "Горной породы" там помещено), - и больше не переиздавалась вообще, хотя прочее творчество Бедного активно тиражировалось вплоть до перестройки.
Трудно объяснить забвение "Горной породы" лишь опалой Бедного в конце 1930-х годов - эта опала сильнейше преувеличена. Бедный спас Бажова от критики в фальсификации фольклора в 1936 году, в 1943 году пристроил новый сказ Бажова сразу в две центральные газеты "Правда" и "Труд". Свое влияние Демьян сохранил, но почему то "Горную породу" не издал, хотя и подготовил в печать, даже словарь уральских слов к ней составил.
И нельзя сказать, что Бедный схалтурил. "Горная порода" вполне читаема, и я бы сказал - удачна, человек был вполне в уральской теме.
"Это - сумрачный лес, а не розовый сад:
Все живет в нем таинственно и суеверно"
"Сказ про тайные силы с умом надо весть.
---- Разве тайные силы-то, дедушка, есть?
---- А то как же?"
Отдельно у Бедного оговорено, что речь идет о населении не староверческом
"Так и вышло потом.
По заводам у нас, что ни дом,
то в углу хоть какая, а все же икона:
одного все закона.
У Тагильских же вон - погляди, что там есть:
Этих вер и не счесть.
Разноверы там люди сызмальства".
То есть контакты с тайной силой и поклонение ей - не отражение некого толка, а именно противопоставление своей же вере.
Таких маленьких, но важных деталей в "Горной породе" полно, да вот не взлюбили ее ни в Москве, ни в Свердловске.
Гадая о причине: наверно все же решили - пусть лучше тайную силу славит колдун настоящий, потомственный, чем талантливый, но тайной силе чужой. Мало ли чем обидит, а с ней еще советской власти дружить да дружить. Стольких людей в шахты покидали, да просто в местную землю закопали - не перечесть, уважили убийствами нечисть, теперь ее и пославили. Может чем и отдарит в ответ на уважение, коммунистам все сгодится. В то же время прямо признать в учебниках творчество Бажова рабочей демонологией постеснялись, чтобы простачков не спугнуть. Но суть прекрасно понимали.
И как успешно прошло - кто ж теперь не любит Хозяйку Медной Горы? Был Урал Симеона Верхотурского, стал Урал нечисти, гуляй тайная сила на раздолье.