Оригинал взят у
minski_gaon в
Рабство как форма прозелитизма Маркс и Энгельс очень плохо знали историю, столь же плохо, что и экономику. Никаких общественно-экономических формаций никогда не было. И рабство было не формой производства, а формой адаптации и окультуривания чужаков.
В современном ЕС для адаптации чужаков тратятся миллиарды евро -- их содержат, бесплатно лечат, дают бесплатное образование и все для того, чтобы они хоть как-то окультурились и стали европейцами. В целом не очень получается.
Возьмем теперь античность. Культурный разрывы между гражданами и варварами просто колоссальный. Как их адаптировать, сделать прозелитами и привить им свою религию и культуру? Содержать, тратить миллиарды евро и закрывать глаза на изнасилования и теракты? В античности придумали для этого рабство. Варвары, оказавшиеся в пределах государства, должны были работать и окультуриваться многими поколениями в статусе рабов.
Именно так понималось рабство в Библии. Рабам делали обрезание и пытались в течение долгих лет окультурить и привить им еврейское право. Освобожденные рабы становились условно евреями. Еврей мог быть в рабстве лишь небольшой срок и только за долги.
Также понималось рабство в греческих полисах.
Помимо рабства были иные формы прозелитизма. Для Библии -- две такие дополнительные формы:
чужак становился добровольно евреем ("гер") либо чужак добровольно соглашался быть "потомком Ноя" и жить с евреями в мире и согласии.
Забавно, но есть прямые аналогии таких дополнительных форм прозелитизма и у греков. Все греки входили в особые религиозные братства -- "геннеты", вокруг общего предка (например, Асклепия).Такая же петрушка была у евреев -- принадлежность евреев к одному из 12 колен. Еврейский аналог "геннетов". А как быть с теми, кто полностью эллинизировался и сделал это добровольно? Аналог "геров", евреев по охоте. Для них были иные религиозные братства -- "филы". В рамках этих фил эллинизированные негреки имели общение и реализацию общих задач по обустройству общества с греками. В филы входили очень образованные полугреки, общественнозначимые полугреки. Была у греков и аналогия с "сынами Ноя". Такие религиозные братства для негреков и полугреков назывались "оргеоны", они были вокруг одного из полубогов -- Дионисия или Геракла.
Итак, рабы -- это неевреи и негреки, которые проходят окультуривание не добровольно. И, правда, чего их содержать и тратить деньги на их образование? А они будут насиловать, воровать и устраивать теракты? Пусть трудятся на благо общества и постепенно прозелитируются. Это правовая форма адаптации чужаков. Никак не связанная с производством.
Рабство в античности исчезает только с появлением более эффективных форм адаптации чужаков, чем рабство. С рабами ведь тоже не просто. Надзирай и наказывай. А это утомительно.
И вот уникально, что отмена рабства происходит параллельно с развитием международного права в античности и с появлением двух суперрелигий, легко адаптирующих чужаков без всякого затратного рабства: (1) христианство на Западе и (2) махаяна на Востоке. И обе эти религии придумываются императорами -- Константином Великим в Византии (4 в. н.э.) и Канишкой Великим в Кушанской империи (2 в. н.э.), охватывавшей весь север Индии с Пакистаном и Афганистаном. Константин Великий организует Никейский собор и причесывает христианство для целей создания единого правового института для социализации подданных без затратного рабства. Канишка Великий созывает буддийский собор и причесывает палийский буддизм для тех же целей -- правовой институт социализации всех подданных.
Христианство становится государственной религией в Византии и сразу огромный процент неграждан и полуграждан легко адаптируются и окультуриваются. У Канишки все было намного сложнее. Поэтому подробнее.
Индийское и иранское население Центральной Азии имели развитые духовно-религиозные практики, но крайне слабые формы политической организации и не имели вообще правовой культуры. Как индейцы. Дети гор. Поэтому греки легко установили свою власть над местным населением на огромных территориях -- также легко, как это удалось конкистадорам в Америке.
И вот появляются цари греки (3 в до н.э.), правящие мультиэтническим и мультирелигиозным населением Центральной Азии. Первое, что им приходит на ум -- разворачивание среди местного населения оргеонов (культа Дионисия и Геракла в рамках прозелитирующих религиозных братств) -- для окультуривания местных. Ясное дело, что оргеоны не в состоянии были конкурировать с зороастризмом и веддийской религией. Крайне примитивны как и греческая религия в целом. И тут греки ухватываются за буддизм, который только-только появился. И... создают чудо! Буддийские религиозные братства как оргеоны. Да-да! Как оргеоны! Именно поэтому сохранилось множество скульптур Будды вместе с Гераклом и Артемидой. Это было важным синкретизмом -- с одной стороны, буддизм для греков и ариезация их, а, с другой стороны, оргеоны для местных и условная эллинизация их. По прошествии столетий Геракл греков из буддийских оргеонов трансформируется в странную зверушку Ваджрапани, но с атрибутами Геракла -- булава и шкура убитого льва. Иными словами, следы тех буддийских оргеонов сохранились даже в современном буддизме, например, в образе Ваджрапани как стража веры!
Экспансия греков в Азии проходила так. Они легко могли удержать Бактрию(нынешний Афганистан), потому что местному населению было в немалой степени привита правовая культура. Бактрия была частью Империи Ахеменидов, у которой канцелярия работала на арамейском языке и имела высокие правовые стандарты. Там греки и обосновались на сто лет (3 в до н.э. -- 2 в до н.э.). Вот там они и прививали оргеоны в чистом виде для местных, насколько это получалось. Но Бактрия -- бедный регион. Это не плодородная и густонаселенная Индия. С другой стороны, Индия -- край наивных индейцев, которыми, по идее, можно так же легко управлять и манипулировать -- стекляшками, огненной водой, порохом и прочей фигней. И жадные греки-конкистадоры переносят свои центры в Гандхару (Пакистан) с немалым аппетитом к золоту наивных аборигенов.
А Гардхара -- не Бактрия. Там уже кастовая система у местных. И греки для местных -- чужаки, потенциальные рабы. Но и местные для греков -- потенциальные рабы. Только вот пороха тогда не было, чтобы всех местных сделать рабами и пришлось грекам изворачиваться. И тогда они придумывают буддийские оргеоны. Проект удался! Когда кушане получают политическую власть в регионе (1 в до н.э. -- нулевые). Они смекают, какой проект по управлению местными индейцами придумали греки! На какие бабки можно сесть! Быстро эллинизируются и также поддерживают буддийские оргеоны. В итоге Канишка Великий делает буддизм государственной религией. Канишка ведь сам, будучи кушаном, отнюдь не арий для местных, а очень даже потенциальный раб (как и греки). А буддизм делает Канишку чакравартином! Константин провозгласил себя светским епископом всех христиан. А эллинизированный Канишка -- чакравартином всех людей. Отлично выкрутились. Рабство было уже не нужно. Православие в Византии и махаяна в Империи кушан предложили более эффективные способы прозелитизма.
Итак, (1) свободный гражданин в античности представлен как военно-обязанный (категория людей, которые не могут быть таковыми -- этнически, конфессионально -- потенциальные рабы), (2) свободный гражданин представлен как платежеспособный и договороспособный (в противном случае -- потенциальный раб).
Поселенцы (чужаки-нерабы) в те времена не просто были поселенцами. Они могли быть таковыми при культурной адаптации -- полной (как геры в Израиле или члены фил в Греции) или частичной (как "сыны ноя" в Израиле или члены оргеонов в Греции). Рабы -- это "одушевленные инструменты" (Аристотель) в том смысле (и только в том), что они по разным причинам не могут исполнять роль гражданина (не платежеспособны, не договороспособны и т.д.).
Поэтому рабовладельческий строй -- феномен права, в первую очередь
П.С. На изображении золотого динара -- сам Канишка.
UPD:
Все оставляет везде свои следы. В нашем обществе есть рудименты всего, всей нашей истории с момента разделения людей на гомо сапиенс сапиенс и гомо сапиенс неандарталис. И вот именно сейчас все еще сохраняются рудименты античного рабства. А знаете как? Это заключенные тюрем и колоний.
Представим себе ситуацию так. Развитого государства нет. Тюрем нет, колоний нет. А зэки есть. Тогда обязанность каждого свободного гражданина следить за тем, чтобы зэки оставались зэками и трудились, чтобы исправиться и стать лучше. Тогда бы свободный гражданин, который брал бы на себя обязанности по надзору за зэками, забирал бы продукты производства зэков себе. А если он уставал следить и надзирать за зэками, он бы их продавал бы другим свободным гражданам, чтобы уже те следили за зэками.
Итак, рабство осталось. Просто единственным собственником рабов считается сейчас государство.