Рабство как форма прозелитизма

Jun 06, 2016 11:09

Оригинал взят у minski_gaon в Рабство как форма прозелитизма


Маркс и Энгельс очень плохо знали историю, столь же плохо, что и экономику. Никаких общественно-экономических формаций никогда не было. И рабство было не формой производства, а формой адаптации и окультуривания чужаков.

В современном ЕС для адаптации чужаков тратятся миллиарды евро -- их содержат, бесплатно лечат, дают бесплатное образование и все для того, чтобы они хоть как-то окультурились и стали европейцами. В целом не очень получается.

Возьмем теперь античность. Культурный разрывы между гражданами и варварами просто колоссальный. Как их адаптировать, сделать прозелитами и привить им свою религию и культуру? Содержать, тратить миллиарды евро и закрывать глаза на изнасилования и теракты? В античности придумали для этого рабство. Варвары, оказавшиеся в пределах государства, должны были работать и окультуриваться многими поколениями в статусе рабов.

Именно так понималось рабство в Библии. Рабам делали обрезание и пытались в течение долгих лет окультурить и привить им еврейское право. Освобожденные рабы становились условно евреями. Еврей мог быть в рабстве лишь небольшой срок и только за долги.

Также понималось рабство в греческих полисах.

Помимо рабства были иные формы прозелитизма. Для Библии -- две такие дополнительные формы:
чужак становился добровольно евреем ("гер") либо чужак добровольно соглашался быть "потомком Ноя" и жить с евреями в мире и согласии.

Забавно, но есть прямые аналогии таких дополнительных форм прозелитизма и у греков. Все греки входили в особые религиозные братства -- "геннеты", вокруг общего предка (например, Асклепия).Такая же петрушка была у евреев -- принадлежность евреев к одному из 12 колен. Еврейский аналог "геннетов". А как быть с теми, кто полностью эллинизировался и сделал это добровольно? Аналог "геров", евреев по охоте. Для них были иные религиозные братства -- "филы". В рамках этих фил эллинизированные негреки имели общение и реализацию общих задач по обустройству общества с греками. В филы входили очень образованные полугреки, общественнозначимые полугреки. Была у греков и аналогия с "сынами Ноя". Такие религиозные братства для негреков и полугреков назывались "оргеоны", они были вокруг одного из полубогов -- Дионисия или Геракла.

Итак, рабы -- это неевреи и негреки, которые проходят окультуривание не добровольно. И, правда, чего их содержать и тратить деньги на их образование? А они будут насиловать, воровать и устраивать теракты? Пусть трудятся на благо общества и постепенно прозелитируются. Это правовая форма адаптации чужаков. Никак не связанная с производством.

Рабство в античности исчезает только с появлением более эффективных форм адаптации чужаков, чем рабство. С рабами ведь тоже не просто. Надзирай и наказывай. А это утомительно.

И вот уникально, что отмена рабства происходит параллельно с развитием международного права в античности и с появлением двух суперрелигий, легко адаптирующих чужаков без всякого затратного рабства: (1) христианство на Западе и (2) махаяна на Востоке. И обе эти религии придумываются императорами -- Константином Великим в Византии (4 в. н.э.) и Канишкой Великим в Кушанской империи (2 в. н.э.), охватывавшей весь север Индии с Пакистаном и Афганистаном. Константин Великий организует Никейский собор и причесывает христианство для целей создания единого правового института для социализации подданных без затратного рабства. Канишка Великий созывает буддийский собор и причесывает палийский буддизм для тех же целей -- правовой институт социализации всех подданных.

Христианство становится государственной религией в Византии и сразу огромный процент неграждан и полуграждан легко адаптируются и окультуриваются. У Канишки все было намного сложнее. Поэтому подробнее.

Индийское и иранское население Центральной Азии имели развитые духовно-религиозные практики, но крайне слабые формы политической организации и не имели вообще правовой культуры. Как индейцы. Дети гор. Поэтому греки легко установили свою власть над местным населением на огромных территориях -- также легко, как это удалось конкистадорам в Америке.

И вот появляются цари греки (3 в до н.э.), правящие мультиэтническим и мультирелигиозным населением Центральной Азии. Первое, что им приходит на ум -- разворачивание среди местного населения оргеонов (культа Дионисия и Геракла в рамках прозелитирующих религиозных братств) -- для окультуривания местных. Ясное дело, что оргеоны не в состоянии были конкурировать с зороастризмом и веддийской религией. Крайне примитивны как и греческая религия в целом. И тут греки ухватываются за буддизм, который только-только появился. И... создают чудо! Буддийские религиозные братства как оргеоны. Да-да! Как оргеоны! Именно поэтому сохранилось множество скульптур Будды вместе с Гераклом и Артемидой. Это было важным синкретизмом -- с одной стороны, буддизм для греков и ариезация их, а, с другой стороны, оргеоны для местных и условная эллинизация их. По прошествии столетий Геракл греков из буддийских оргеонов трансформируется в странную зверушку Ваджрапани, но с атрибутами Геракла -- булава и шкура убитого льва. Иными словами, следы тех буддийских оргеонов сохранились даже в современном буддизме, например, в образе Ваджрапани как стража веры!

Экспансия греков в Азии проходила так. Они легко могли удержать Бактрию(нынешний Афганистан), потому что местному населению было в немалой степени привита правовая культура. Бактрия была частью Империи Ахеменидов, у которой канцелярия работала на арамейском языке и имела высокие правовые стандарты. Там греки и обосновались на сто лет (3 в до н.э. -- 2 в до н.э.). Вот там они и прививали оргеоны в чистом виде для местных, насколько это получалось. Но Бактрия -- бедный регион. Это не плодородная и густонаселенная Индия. С другой стороны, Индия -- край наивных индейцев, которыми, по идее, можно так же легко управлять и манипулировать -- стекляшками, огненной водой, порохом и прочей фигней. И жадные греки-конкистадоры переносят свои центры в Гандхару (Пакистан) с немалым аппетитом к золоту наивных аборигенов.

А Гардхара -- не Бактрия. Там уже кастовая система у местных. И греки для местных -- чужаки, потенциальные рабы. Но и местные для греков -- потенциальные рабы. Только вот пороха тогда не было, чтобы всех местных сделать рабами и пришлось грекам изворачиваться. И тогда они придумывают буддийские оргеоны. Проект удался! Когда кушане получают политическую власть в регионе (1 в до н.э. -- нулевые). Они смекают, какой проект по управлению местными индейцами придумали греки! На какие бабки можно сесть! Быстро эллинизируются и также поддерживают буддийские оргеоны. В итоге Канишка Великий делает буддизм государственной религией. Канишка ведь сам, будучи кушаном, отнюдь не арий для местных, а очень даже потенциальный раб (как и греки). А буддизм делает Канишку чакравартином! Константин провозгласил себя светским епископом всех христиан. А эллинизированный Канишка -- чакравартином всех людей. Отлично выкрутились. Рабство было уже не нужно. Православие в Византии и махаяна в Империи кушан предложили более эффективные способы прозелитизма.

Итак, (1) свободный гражданин в античности представлен как военно-обязанный (категория людей, которые не могут быть таковыми -- этнически, конфессионально -- потенциальные рабы), (2) свободный гражданин представлен как платежеспособный и договороспособный (в противном случае -- потенциальный раб).

Поселенцы (чужаки-нерабы) в те времена не просто были поселенцами. Они могли быть таковыми при культурной адаптации -- полной (как геры в Израиле или члены фил в Греции) или частичной (как "сыны ноя" в Израиле или члены оргеонов в Греции). Рабы -- это "одушевленные инструменты" (Аристотель) в том смысле (и только в том), что они по разным причинам не могут исполнять роль гражданина (не платежеспособны, не договороспособны и т.д.).

Поэтому рабовладельческий строй -- феномен права, в первую очередь

П.С. На изображении золотого динара -- сам Канишка.

UPD:
Все оставляет везде свои следы. В нашем обществе есть рудименты всего, всей нашей истории с момента разделения людей на гомо сапиенс сапиенс и гомо сапиенс неандарталис. И вот именно сейчас все еще сохраняются рудименты античного рабства. А знаете как? Это заключенные тюрем и колоний.

Представим себе ситуацию так. Развитого государства нет. Тюрем нет, колоний нет. А зэки есть. Тогда обязанность каждого свободного гражданина следить за тем, чтобы зэки оставались зэками и трудились, чтобы исправиться и стать лучше. Тогда бы свободный гражданин, который брал бы на себя обязанности по надзору за зэками, забирал бы продукты производства зэков себе. А если он уставал следить и надзирать за зэками, он бы их продавал бы другим свободным гражданам, чтобы уже те следили за зэками.

Итак, рабство осталось. Просто единственным собственником рабов считается сейчас государство.

Previous post Next post
Up