Продолжим наше путешествие по разным странам, стилям и эпохам для знакомства с художественным наследием в жанре «ню». Полагаю, что нам пора вернуться на родную почву и обратиться к истокам. Поэтому следующая глава нашего экскурса будет такая:
29. Российская Империя
Здесь, по понятным причинам, мы немного отступим от временных рамок, принятых в предыдущих обзорах по странам, где мы не заглядывали дальше конца XIX века, в основном знакомясь с творчеством художников XX и XXI веков. Сегодня мы начнем с века восемнадцатого, и двигаться будем по годам рождения художников в порядке возрастания.
Единственная картина из найденных мной с намёком на «ню», написанная в XVIII веке, была размером с открытку. Но зато каков художник! И какова модель!
Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) - знаменитейший русский художник-портретист. Елизавета Григорьевна Тёмкина-Калагеорги (1775 - 1854) - дочь Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1797 году, когда Елизавета уже 3 года как была замужем, один из её бывших опекунов, племянник Потёмкина Александр Самойлов заказал Боровиковскому портрет Елизаветы. В 1798 году портрет был готов, а в качестве бонуса художник написал миниатюру на цинке, где Елизавета Тёмкина изображена в образе Дианы, греческой богини растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия.
Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной в образе Дианы
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847) - русский живописец, который специализировался на жанровых сценах из крестьянской жизни. Есть у него и несколько изображений купающихся крестьянок, написанных по всем канонам жанра «ню». Не знаю, позировали ли художнику крестьянки, или он за ними подсматривал, а может, там было что-то ещё - кто ж теперь узнает?
Купальщицы (1829)
Купальщица (расчесывание волос)
Купальщица с чашей (1832)
Купальщицы
Пётр Васильевич Басин (1793 - 1877) - русский религиозный, исторический и портретный живописец, педагог, академик. Полотна с обнажённой натурой у него тоже выполнены в сугубо академическом стиле.
Вакханалия
Сусанна, застигнутая старцами в купальне
Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852)
Итальянское утро (1823)
Спящая Юнона (1840-е)
Вирсавия (1832)
фотожаба в тему ... и про Вирсавию уже всерьёз и подробно По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха (1835)
У этого рисунка Карла Брюллова интересная история. Художник много путешествовал и после длительной поездки по Греции в 1835 году прибыл в Константинополь, где остановился в доме русского посланника. Брюллов уже имел известность в Европе, и на него посыпались заказы от турецкой знати, в частности, от богатого дипломата Махмуда Буюк-дере. Брюллов написал несколько портретов самого дипломата, затем «семейный портрет», где Махмут с четырьмя женами, у которых лица, само собой, были закрыты, идут по городу. А кроме того Буюк-дере попросил Брюллова написать портреты его жен с открытыми лицами, при условии, что художник не будет их показывать в мусульманских странах. Карл Павлович познакомился с жёнами Махмуда поближе - тот не возражал и разрешал им позировать художнику даже в своё отсутствие - а с самой красивой из них по имени Аиша - с ней Брюллов познакомился... скажем так, совсем близко, наставив дипломату рога, чем впоследствии очень гордился. От Аиши Карл Павлович выяснил, что на людях дипломат изображал состоятельного человека, а на собственных женах экономил как мог. Несчастным женщинам не хватало самых элементарных вещей - в год каждой полагался всего один комплект белья! В отместку семейному деспоту Брюллов и нарисовал эту картину, где изображена та самая Аиша. Правда, обещание, данное Махмуду, художник сдержал и долгое время никому не показывал этот рисунок.
Григорий Игнатьевич Лапченко (1801 - 1876)
Утро (1830-е)
Сусанна, застигнутая старцами (1831)
Раз уж Сусанна, которую застигли старцы, попадается сегодня второй раз, поясню, что это за сюжет. Там история такая. Сусанна, само собой, в чём мать родила, купалась в своём саду. А за ней подглядывали два старика - уважаемые старейшины, которых евреи избрали судьями. Увидев Сусанну голышом, они воспылали желанием, и у них родился хитрый план. Они жёстко наехали на девушку, мол, ты прелюбодейка! и мы тебя обвиним! но... если ты с нами будешь ласкова - это же совсем другое таки дело будет... Сусанна отказалась удовлетворить похоть старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена к смерти, но в последнюю минуту - благодаря пророку Даниилу, который допросил дедков каждого по отдельности - была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.
А здесь у меня подробнейший разбор истории Сусанны и старцев со множеством иллюстраций Василий Александрович Голике (он же Вильгельм Август Голике; 1802 - 1848) - русский художник немецкого происхождения. В основном писал портреты, жанровые и исторические сцены.
Две купальщицы (1846)
Вакханка
Тимофей Андреевич Нефф (1805 - 1876)
Купальщица
Девушка, расчесывающая волосы (1852)
Поклонница Вакха
У источника (1859)
Алексей Васильевич Тыранов (1808 - 1859)
Девушка с мокрыми волосами
Михаил Иванович Скотти (1814 - 1861)
Сатир и Вакханка (1840-е)
Андрей Францевич Беллоли (1820-1881)
После купания: 1-й вариант
После купания: 2-й вариант
Купальщица
Юдифь
Свидание
Фёдор Петрович Чумаков (1823 - 1899)
Купальщица
Фёдор Андреевич Бронников (1827 - 1902)
Римские бани (1858)
Валерий Иванович Якоби (1834 - 1902)
Девушка с саблей (1882)
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 - 1911)
Смотрины невесты
Фирс Сергеевич Журавлев (1836 - 1901)
Девичник в бане (1885)
Нагая женщина
Обнаженная купальщица (1880)
Константин Егорович Маковский (1839 - 1915)
Красавица, готовящаяся к купанию
Сатир и Нимфа (1863)
Обнаженная в черных чулках
Рождение Венеры
Натурщица
Богиня воды
Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902) - русский и польский живописец-академист. Родился в Харьковской губернии, учился в Харькове и Петербурге, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Основное направление его творчества - мифологические и исторические сюжеты. Про картины «Танец среди мечей» и «Фрина на празднике Посейдона», которые будут представлены ниже, искусствовед В. Манин писал, что они «воспевают красоту сущего мира... Сюжет здесь - дело второстепенное, ибо это не исторические картины. Полотна Семирадского - это восторг перед красотой».
Танец среди мечей (1887)
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине (1889)
Фрина жила в Греции в IV веке до н.э. и была гетерой. Про её красоту ходили легенды. Она была очень популярна в высших кругах аристократии, к тому же была моделью скульптора Праксителя и художника Апеллеса, который писал с неё Афродиту. Вот в какой-то момент Фрина и решила, что она отнюдь не хуже самой Афродиты, а совсем наоборот. И надумала бросить вызов Афродите. На празднике Посейдона она сбросила одежды и спустилась к морю, каковой момент и запечатлён на картине Семирадского. Как отреагировала на этот вызов Афродита - покрыто тайной веков. Скорее всего - никак.
Еще одна картина с античным сюжетом «Женщина или ваза» («Трудный выбор») была написана Семирадским в 1875 г. Пожилому римскому патрицию предстоит выбор между красавицей-рабыней и китайской вазой. Старик находится в раздумье, он уже пресыщен наслаждениями. А вот сын патриция с восторгом смотрит на тело невольницы, не разделяя отцовских затруднений с выбором...
Женщина или ваза (Трудный выбор)
Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)
Искушение (1891)
Натурщица (1895)
Обнаженная натурщица со спины (1896)
Николай Корнилиевич Бодаревский (1850 - 1921)
Любимчик (1905)
Обнаженная (1890-е)
Обнаженная в мастерской (1905)
Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910)
Сафо (1885)
Восточный танец (1887)
Ян Францевич Ционглинский (1858 - 1912)
Поцелуй солнца (1908)
Сергей Семенович Егорнов (1860 - 1920)
Отдыхающая девушка (1892)
Обнажённая (1903)
Танец на пиру в древнем Риме (1909)
Виктор Карлович Штембер (Штемберг) (1863 - 1921) оставил довольно богатое художественное наследие в жанре «ню». Что интересно, после революции 1917 года Штембер переключился на портреты революционеров, членов партии и даже работал над портретами Ленина...
Три картины с одинаковым названием «В лесу»
Обнаженная с ирисами
Обнаженная с цветком
Вакханка
Ева
Модель
Музыкальный момент
Сирены у моря
Утро
Порыв
Сон
Валентин Александрович Серов (1865 - 1911)
Натурщица (1905)
Портрет Иды Рубинштейн (1910)
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 - 1945)
Зеленая лампа (1910)
Купальщица (1900-е)
Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 - 1938)
Спящая обнаженная (1900-е)
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 - 1905)
Купальщица
Дафнис и Хлоя
Иван Семенович Куликов (1875 - 1941)
Первая натурщица (1896)
Константин Фёдорович Юон (1875-1958)
Тело (1913)
Виталий Гаврилович Тихов (1876 - 1939)
Купальщицы (1912)
Обнажённая (1906-1907)
Обнажённая (1910-е)
Русская красавица (1908)
Сидящая обнажённая (1911)
Елена Константиновна Лукш-Маковская (1878 - 1967)
Отрочество (1903)
Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927)
Портрет дамы. Модель (1908)
Красавица (1915)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939)
Вакханка (1912)
Николай Иванович Фешин (1881 - 1955)
Натурщица (1910-е)
Ню (1911)
Натурщица (1913)
Купальщица (1914)
Обнаженная в ванной комнате (1916)
Эта картина, символизирующая безусловную победу и торжество витальности, плодородия и оптимизма над тленом и пустотой - она стала последней в нашем сегодняшнем обзоре художников Российской Империи и их картин в жанре «ню». Художники-то остались, и обнаженная натура никуда не делась, а вот Российская Империя прекратила своё существование. Впрочем, это уже другая история, уж точно не имеющая отношения к живописи жанра «ню»...
К оглавлению Локальное оглавление по российским художникам