Сегодня у нас ретроспектива, уже четвёртая по счёту. Три первые были посвящены библейским сюжетам:
неканоническому - о Сусанне и старцах и каноническим -
о Лоте и его дочерях и о
Вирсавии и Давиде. Теперь же мы рассмотрим эпизод из древнегреческой мифологии.
47. Ретроспектива: Проделки Зевса-I, Леда и лебедь
Как известно, главным из богов-олимпийцев был Зевс. Он считался отцом богов и людей, владыкой небес, был ответственным за баланс добра и зла на земле. Также считалось, что именно Зевс вложил в души людей понятия стыда и совести. Еще ему приписывалось покровительство семье, дому, традициям и обычаям.
Но именно в плане следования традиционным семейным ценностям была у могучего владыки мира... скажем так, слабость. Уж очень он был охоч до любовных утех! И вот в этой сфере Зевс был изрядным фантазёром, выдумщиком и затейником. Ну, скажем, то, что он распространял свою любвеобильность не только на прекрасных дам, а, например, однажды похитил для любовных забав юношу Ганимеда - в те времена было в порядке вещей, да и сейчас-то подобным никого особо не удивишь. А вот способы соблазнения объектов его вожделения и последующего вступления с ними в половую связь Зевс практиковал весьма причудливые и специфические. Например, чтобы похитить того же Ганимеда, Зевс превратился в огромного орла, да и утащил юношу на Олимп. Для соблазнения Данаи Зевс прикинулся золотым дождём, а для овладения девушкой по имени Ио - облаком! Чтобы похитить дочь финикийского царя Европу, Зевс превратился в быка, увёз на себе девушку на Крит, а там уже превратился в прекрасного юношу.
Инцидент с Ледой стоит немного особняком среди метаморфоз, к которым прибегал Зевс для удовлетворения своих эротических фантазий. Если в Данаю и Ио он ухитрился «проникнуть» в виде неживой субстанции, а в случае с Ганимедом и Европой он использовал животный облик лишь для похищения, то затею с превращением в лебедя для соблазнения Леды Зевс довёл до конца, удовлетворив своё вожделение в птичьем статусе.
Леда была дочерью Фестия, царя Этолии (область на полуострове Пелопоннес). Она вышла замуж за бывшего спартанского царя Тиндарея, которого изгнали из Спарты, он бежал в Этолию, к отцу Леды, где молодая пара и познакомилась. Были ли у них дети до «лебединых» похождений Леды - трудно сказать: версии сильно разнятся, но, по всему выходит, что скорее всего нет.
Итак, юная красавица Леда возлежала на берегу реки Эвротас, принимая солнечную ванну и предаваясь неге. Дальше читаем Пушкина, лучше всё равно не скажешь:
...Но что-то меж кустов прибрежных восшумело,
И чувство робости прекрасной овладело;
Невольно вздрогнула, не в силах воздохнуть.
И вот пернатых царь из-под склоненной ивы,
Расправя крылья горделивы,
К красавице плывет - веселья полна грудь,
С шумящей пеною отважно волны гонит,
Крылами воздух бьет,
То в кольцы шею вьет,
То гордую главу, смирясь, пред Ледой клонит.
Леда смеется.
Вдруг раздается
Радости клик.
Вид сладострастный!
К Леде прекрасной
Лебедь приник.
Слышно стенанье,
Снова молчанье.
Нимфа лесов
С негою сладкой
Видит украдкой
Тайну богов.
По поводу того, что было дальше, есть много версий. Одни говорят, что Леда снесла одно яйцо, другие - что два и даже больше. Как и кто высиживал эти яйца - эти сведения до нас не дошли. Но факт в том, что из яиц вылупились дети. По самой популярной версии двое - Полидевк и Елена. По другим - помимо этих двух, еще и Кастор, из отдельного яйца, причём отцом его считается Тиндарей, с которым Леда имела супружескую близость почти сразу после эпизода с лебедем на берегу Эвротаса. А некоторые утверждают, что из яиц, снесённых Ледой, появилось и вовсе четверо детей - кроме перечисленных, еще и их сестра Клитемнестра, но это уже совсем малоубедительная версия. Потом у Леды и Тиндарея родились еще дочери - Тимандра и Филоноя, но те уже точно не из яиц.
То есть, с уверенностью можно говорить о двух детях Леды, рождённых именно от Зевса - Елене и Полидевке, он же Поллукс. Так вот, Елена Зевсовна - это та самая Елена Прекрасная, из-за которой разгорелась Троянская война... Но это мы уже слишком далеко вперёд углубились, сегодня речь не об этом.
Сюжет о Леде с лебедем стал популярным в Италии в XVI веке. Мастера Высокого Возрождениия - да Винчи, Микеланджело, дель Сарто, Корреджо, Тициан - изображали на полотнах разные эпизоды мифа о Леде и лебеде. Причем, чаще всего это был не процесс их любовного соития, а моменты, связанные с детьми: либо их появление из яиц, либо «семейные сценки» с участием подрастающих детей. При этом папаша-лебедь присутствует везде: и при рождении, и в семейном быте. Хотя, например, Микеланджело и Корреджо не побоялись изобразить непосредственно акт совокупления девушки с птичкой...
Но, по-моему, я слишком увлеклась словесным описанием картин, читатель ведь сам может всё увидеть воочию, оценить и сделать выводы. Итак...
Копия с утраченного оригинала Леонардо да Винчи (1452 - 1519),
приписывается Франческо Мельци (1491 - 1570)
Здесь четверо из двух яиц.
Андреа дель Пиччинелли, он же Брешианино (Andrea del Brescianino, 1465 - 1525, Италия)
А здесь детей трое, а яиц два. Третий - непонятно, мальчик или девочка. Наверно, Кастор.
Детки, как видим, уже подросли, но папа-лебедь их не бросает, участвует в воспитании.
Копия с утраченного оригинала Микеланджело (1475 - 1564)
Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto, 1486 - 1530, Италия)
Опять четверо...
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Это не сынок, это Амур - видимо, помогает Зевсу.
Корреджо (Antonio Allegri Da Correggio, 1489 - 1534, Италия)
А тут целая компания амуров, фавнов и нимф. Да еще и со своими лебедями.
Винсент Селлаэр (Vincent Sellaer (ок.1490 - ок.1564, Фландрия - Нидерланды)
Детки подросли, их трое. Скорлупок уже нет. Батя присутствует.
Кстати, у голландцев и фламандцев этот сюжет не пользовался большой популярностью.
Понтормо (Jacopo Pontormo, 1494 - 1557, Италия)
Джампетрино (Giampietrino, 1495 - 1540, Италия) Леда и её дети
Джулио Антонио Бонасоне (Giulio Antonio Bonasone, ок.1498 - 1574, Италия)
Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, он же Jacopo Comin, 1518 - 1594, Италия)
Здесь вообще, дело происходит не на берегу, а в будуаре. И служанка в наличии... с клеткой...
Что же получается, лебедь-то наш - к девушке и после залетал? И что, его в клетке держали?!
Лука Камбьязо (Luca Cambiaso, 1527 - 1585, Италия)
Чем дальше - тем откровеннее...
Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 - 1588, Италия)
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды)
Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 - 1648, Италия)
Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Йозеф Вернер (Joseph Werner, 1637 - 1710, Швейцария)
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Кто из них Леда? А кто тогда вторая девушка?
Приписывается Франсуа Буше
Жан-Батист-Мари Пьер (Jean-Baptiste-Marie Pierre, 1714 - 1789, Франция)
«А поцеловать?»
Жан-Хьюг Таравал (Jean-Hugues Taraval, 1729 -1785, Франция)
Антон фон Марон (Anton von Maron, 1733 - 1808, Австрия)
Адольф Ульрик Вертмюллер (Adolf Ulrik Wertmuller, 1751 - 1811, Швеция)
Джованни Баттиста Гигола (Giovanni Battista Gigola, 1767 - 1841, Италия)
Детишек опять четверо... Но эти последние: художники более поздних времён темы детей Леды не касались.
Франсуа Пико (Francois Edouard Picot, 1786 - 1868, Франция)
Филипп-Жак Ван Бре (Philippe-Jacques van Bree, 1786 - 1871, Бельгия)
Тут вообще непонятно: четыре девушки, два лебедя... Если один - Зевс, то кто второй?
Леон Ризенер (Leon Riesener, 1808 - 1878, Франция)
Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 - 1877, Британия)
Анри-Пьер Пику (Henri-Pierre Picou, 1824 - 1895, Франция)
На этой картине Пику обыгрывается ранее никем не упоминавшийся эпизод флирта Леды и лебедя.
Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826 - 1898, Франция (две картины)
Эмиль Огюст Ублен (Emile Auguste Hublin, 1830 - 1891, Франция)
Берталан Секей (Bertalan Szekely, 1835 - 1910, Венгрия)
Поль Сезанн (Paul Cezanne, 1839 - 1906, Франция)
Элиза Жовиль (Eliza Joinville, XIX век, Франция)
Генрих Лоссов (Heinrich Lossow, 1843 - 1897, Германия)
Анри-Поль Мотт (Henri Paul Motte, 1846 - 1922, Франция)
Так вот вы какие были, древние греки!
Леон Франсуа Комер (Leon Francois Comerre, 1850 - 1916, Франция)
Триумф лебедя
Жюль Скальбер (Jules Scalbert, 1851 - 1928, Франция)
Джордж Де Форест Браш (George de Forest Brush, 1855 - 1941, США)
Генрих Ганс Шлимарски (Heinrich Hans Schlimarski, 1859 - 1913, Австрия)
Густав Климт (Gustav Klimt, 1862 - 1918, Австрия)
Конечно же, так было бы в сто раз удобнее, с лебедем-то. Но до Климта почему-то этой позы никто не осмеливался изобразить.
Артуро Михелена (Arturo Michelena, 1863 - 1898, Венесуэла)
Макс Пичман (Max Pietschmann, 1865 - 1952, Германия)
Уильям Шеклтон (William Shackleton, 1872 - 1933, Британия)
Харолд Спид (Harold Speed, 1872 - 1957, Британия)
Роберт Ауэр (Robert Auer, 1873 - 1952, Хорватия)
Пожалуй, самая забавная Леда из всей подборки. Словно говорит: «Ну ни .уя себе!»
Николай Константинович Калмаков (1873 - 1955, Россия - Италия)
Блондинка с белым лебедем...
... брюнетка с чёрным лебедем.
Феликс Михал Выгживальский (Feliks Michal Wygrzywalski, 1875 - 1944, Польша)
Тавик Франтишек Шимон (Tavik Frantisek Simon, 1877 - 1942, Чехия)
Амброджио Алькати (Ambrogio Antonio Alciati, 1878 - 1929, Италия)
Марио Бетинелли (Mario Bettinelli, 1880 - 1953, Италия)
Герда Вегенер (Gerda Wegener, 1886 - 1940, Дания) (две картины)
Луи Икар (Louis Icart, 1888 - 1950, Франция)
Леонид Исаакович Фрешкоп (Leonid Frechkop, 1897 - 1982, Россия - Бельгия)
Оскар Мартин-Аморбах (Oskar Martin-Amorbach, 1897 - 1987, Германия) (две картины)
Поль Дельво (Paul Delvaux, 1897 - 1994, Бельгия)
Здесь вы можете подробнее познакомиться с творчеством Поля Дельво.
Пол Матиас Падуа (Paul Mathias Padua, 1903 - 1981, Германия)
Сальвадор Дали (Salvador Dali, 1904 - 1989, Испания)
Атомная Леда
Франсиско Рибера Гомес (Francisco Ribera Gomez, 1907 - 1990, Испания)
Питер Блэйни (Peter Blayney, 1920 - 2014, Новая Зеландия - Австралия)
Какая-то здесь Леда мужеподобная
Галеаццо фон Мёрл (Galeazzo von Mörl, 1922 - 2011, Австрия)
Ремо Фаджи (Remo Faggi, 1923, Италия)
Карло Париси (Carlo Parisi, 1924, Италия)
Бетти Додсон (Betty Dodson, 1929, США)
Эрнст Фухс (Ernst Fuchs, 1930 - 2015, Австрия)
Майкл Канлифф Томпсон (Michael Cunliffe Thompson, 1939, Британия)
Ивана Барази (Ivana Barazi, 1942, Чехия)
Корнелис ле Мэр (Cornelis le Mair, 1944, Нидерланды)
Как будто специально Леда к визиту лебедя готовилась: выпивка, фрукты...
Эди Бранколини (Edi Brancolini, 1946, Италия) (две картины)
Владимир Яковлевич Акимов (1950, Россия)
Джованни Рапити (Giovanni Rapiti, 1954, Италия)
Ухаживание
Страсть
Платоническая любовь
Чувственность
Роландо Куберо (Rolando Cubero, 1957, Коста-Рика)
Джо Кинг (Jo King, 1959, Британия)
Александр Волков (1960, Россия)
Михаэль Машка (Michael Maschka, 1962, Германия)
А зачем вдали горящая лошадь? Сколько загадок...
Стивен Кенни (Steven Kenny, 1962, США)
Здесь можно увидеть подробный разбор творчества Стивена Кенни Джеф Уэк (Jeff Wack, США)
Йоанна Хробак (Joanna Chrobak, 1968, Польша)
Подражание старым голландцам?
Михаэль Тригель (Michael Triegel, 1968, Германия)
Сергей Маршенников (1971, Россия)
Фред Эйнауди (Fred Einaudi, 1971, США)
Шикарно! Одна из лучших картин!
Фран Рекача (Fran Recacha, 1976, Испания)
Алексей Головин (1977, Россия)
Габриэль Грэн (Gabriel Gruen, 1978, Аргентина)
Адам Миллер (Adam Miller, 1979, США)
Леда на заливе
Обычно я стараюсь завершить обзор картиной, повышающей настроение, внушающей оптимизм, или хотя бы не ввергающей в упадочничество. Но в то же время я соблюдаю порядок размещения картин в подборках: по годам рождения художников. И так уж получилось, что сегодня самый молодой художник - это Адам Миллер, картина которого навевает мрак и пессимизм. Ну, сами видите: Леда какая-то чумазая, ребёнок всего один, а лебедь, по всему, сдох. Да еще корабль какой-то горит на горизонте. Боюсь, что читатель завершит просмотр сегодняшней ретроспективы в мрачном настроении и меланхолии. Поэтому я позволю себе сегодня разместить в завершение поста рисунок неизвестного автора. Пусть эта картинка, скажем так, маловысокохудожественна, но зато там лебедь вполне себе живёхонек, никакого пожара на горизонте нет, а Леда - смешная и прикольная.
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»