В
предыдущей публикации, которая называлась «Ретроспектива: Афродита, она же Венера-I» читатели могли познакомиться с античной богиней красоты, любви, плодородия, брака, деторождения, которую греки называли Афродитой, а римляне Венерой. Я рассказала об удивительных обстоятельствах её рождения, о тех, кто был её, если можно так сказать, восприемниками, о триумфе богини, ну и ещё были раскрыты некоторые аспекты деятельности Венеры-Афродиты. Кто не ознакомился с этим материалом - настоятельно рекомендую это сделать.
А сегодня мы продолжим приобщаться к различным граням проявлений нашей героини, а точнее - к тому, как их изображали художники разных стран и эпох. Пост будет разбит на несколько тем, и внутри каждой из них я буду стараться соблюдать хронологию, основанную на годах рождения авторов.
198. Ретроспектива: Афродита, она же Венера-II
Те ценности, которые олицетворяла Афродита-Венера, не подразумевали никаких подвигов и прочей героики, а напротив, предполагали спокойную размеренность, вальяжность, стремление к комфорту и уюту. Соответственно, тема отдыха или сна Венеры всегда была почитаема художниками. С неё и начнём наш сегодняшний обзор.
И первыми будут две картины старых мастеров, не только похожие меж собой, но и неразрывно связанные.
Сейчас всё объясню.
Первая картина была написана великим мастером Высокого Возрождения, венецианским художником, известным под именем Джорджоне в 1510 году. В тот год случилась эпидемия чумы, от которой Джорджоне и умер, будучи ещё совсем молодым. Не законченные им картины, в том числе и представленную здесь, дописывал его ближайший друг и ученик - Тициан.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, известный как Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione, 1477-1478 - 1510, Италия)
Спящая Венера
А вторая картина написана самим Тицианом в 1538 году по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. На ней предположительно в облике Венеры изображена юная невеста Гвидобальдо - Джулия Варано. Очевидно типологическое сходство с предыдущей картиной...
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Венера Урбинская
Сундук на заднем плане, в котором роются две служанки, по мнению толкователей, олицетворяет предстоящую свадьбу: именно в таких сундуках у тогдашних девушек было принято держать свои наряды и прочее приданое.
Венера-Афродита, судя по всему, очень любила возлежать именно в такой позе, в чём нас убеждают следующие картины мастеров Возрождения. Вот, на еще двух полотнах кисти Тициана Венеру ублажают приглашенные музыканты, лютнист и органист, да и купидончик там непременно присутствует...
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Венера и лютнист
Венера и органист
Якопо Пальма Старший, он же Пальма иль Веккьо (Palma il Vecchio aka Jacopo Negretti, 1480 - 1528, Италия)
Отдыхающая Венера
Парис Бордоне (Paris Bordone, 1500 - 1570, Италия)
Спящая Венера и купидон
Ламберт Сустрис (Lambert Sustris, ок. 1515-1520 - ок. 1584, Нидерланды)
Венера
А неподалёку сатир караулит, и явно не просто поболтать пришёл... О них чуть дальше.
Лежащая Венера
Эта картина очевидно перекликается с предыдущей. И, кроме того здесь, подобно тициановской «Венере Урбинской» - явно тоже некая современница художника (к слову, ученика Тициана) в облике Венеры. И служанки с сундуком в наличии, как и у Тициана, но тут есть ещё и некая дама, музицирующая на фортепианах, и парочка, уединившаяся на балконе. Сведений о модели, с которой Сустрис писал эту картину, равно как и об обстоятельствах, этому сопутствовавших - увы, нет.
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 - 1609, Италия)
Спящая Венера
Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590 - 1649, Франция)
Венера, спящая на облаках
Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 - 1653, Италия)
Спящая Венера
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Венера, спящая среди амуров
Андреа Сакки (Andrea Sacchi, 1599 - 1661, Италия)
Венера на отдыхе
Карел Филлипс Спиринкс (Karel Philips Spierincks, 1600 или 1609 - 1639, Фландрия - Нидерланды)
Спящая Венера с сатирами и купидонами
Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 - 1777, Франция)
Пробуждение Венеры
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера и путти
Путти (единственное число «путто») - так в ранней итальянской традиции эпохи Возрождения принято было называть мальчишек с крылышками, олицетворявших духов любви, спутников Венеры. Потом их стали называть амурами или купидонами Я чуть дальше попробую разъяснить с ними связанную терминологию.
Далее - две картины Буше с одинаковым названием.
Спящая Венера
Спящая Венера
Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs, 1802 - 1866, Германия)
Венера и купидон
Виктор Флоранс Полле (Victor Florence Pollet, 1811 - 1882, Франция)
Венера и змея
Луис Монтеро Касерес (Luis Montero Caceres, 1828 - 1869, Перу)
Спящая Венера
Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 - 1904, Франция)
Отдых Венеры
Маса Фести (Masa Fezsty (1895 - 1979, Венгрия)
Обнаженная Венера в пейзаже Тосканы
Марсель Дельмот (Marcel Delmotte, 1901 - 1984, Бельгия)
Лежащая Венера
Дэвид Майкл Боуэрс (David Michael Bowers, 1956, США)
Венера и кролики
Видите, какие милые развлечения практиковала наша героиня...
Дэниэл Мэйдман (Daniel Maidman, 1975, США)
Присевшая Афродита
- Да не беспокойся, Вулканчик, я просто по лесу гуляю, тут связь не очень... Да о чём ты, нет тут никаких сатиров!
Отойдя от сна и отдыха, Венера-Афродита имела обыкновение совершать туалетные действа - омовение, причёсывание, может быть даже и наложение какого-то макияжа - короче, наведение красоты; а как же иначе - она же именно красоту и олицетворяла! То, что мы сейчас подразумеваем под понятием «зеркало», появилось существенно позже античных времён. Но и тогда были, хоть и слабоватые, но всё же какие-никакие аналоги зеркала, сделанные из меди, а медь в те времена добывалась на Кипре, у берегов которого и родилась из пены Афродита, она же Венера. Поэтому её считали покровительницей зеркал. Да, в принципе, у неё ведь могло быть какое-то волшебное зеркало, которое отображало существенно больше информации, чем мы даже можем предположить - куда уж нам до олимпийских богов... Ну и соответственно, зеркало стало частым атрибутом в изображении Венеры художниками. Открываем тему, которую можно озаглавить «Туалет Венеры и её зеркало».
Ян Госсарт по прозванию Мабюз ((Jan Gossaert, Mabuse, 1479 - 1541, Нидерланды)
Венера с зеркалом
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Венера и зеркало
Одно из самых известных изображений Венеры. Да к тому же наша героиня здесь, пожалуй, самая «бодипозитивная».
Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511 - 1574, Италия)
Туалет Венеры
Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 - 1588, Италия)
Венера и зеркало
Неизвестный художник (между 1530 и 1610, школа Фонтенбло, Франция)
Туалет Венеры
Гвидо Рени (Guido Reni, 1575 - 1642, Италия)
Туалет Венеры
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды)
Венера и зеркало
Туалет Венеры
Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590 - 1649, Франция)
Зеркало Венеры
Туалет Венеры
Гверчино, он же Джованни Франческо Барбьери (Guercino aka Giovanni Francesco Barbieri, 1591 - 1666, Италия)
Зеркало Венеры
Иоганн Лисс (Johann Liss, около 1597 - 1631, Германия)
Венера перед зеркалом
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (Diego Rodriguez de Silva y Velazquez, 1599 - 1660, Испания)
Венера и зеркало
Микеле Рокка (Michele Rocca, 1671- после 1751, Италия)
Туалет Венеры
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Туалет Венеры
Выше уже были представлены три картины Буше, а теперь их - четыре! И все называются «Туалет Венеры».
Виктор Флоранс Полле (Victor Florence Pollet, 1811 - 1882, Франция)
Венера и зеркало
Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones, 1833 - 1898, Британия)
Зеркало Венеры
После отдыха и туалета Афродита-Венера любила предаваться водным процедурам - ещё бы, она ведь, как мы помним, зародилась в морской пучине из пены, так что к воде у неё было особое отношение. Часто вместе с богиней водным развлечениям предавались нимфы из её свиты. В отличие от Артемиды-Дианы, которая своих нимф держала в строгости и целомудрии, Венера не препятствовала амурным делам своих служанок. Пожалуй, наиболее известна из всех нимф Афродиты горная нимфа по имени Эхо - про неё у меня рассказано
вот здесь.
Смотрим картины на тему купания Венеры-Афродиты и её взаимоотношений с нимфами.
Франческо Альбани (Francesco Albani, он же Albano, 1578 - 1660, Италия)
Купание Венеры
Следующая картина - это не фрагмент предыдущей, а отдельное произведение.
Венера и прислуживающие ей нимфы и амуры
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера в купальне, окружённая нимфами и амурами
И опять Франсуа Буше в лидерах!
Венера на волне
Купание Венеры
Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 - 1805, Франция)
Венера, купающаяся с нимфами
Уильям Этти (William Etty, 1787 - 1849, Великобритания)
Венера и её спутники
Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 - 1875, Франция)
Купающаяся Венера
Кароль Марко (Karoly Marko, 1822 - 1891, Венгрия)
Облачение Венеры в одежды
Джон Уильям Годвард (John William Godward, 1861 - 1922, Британия)
Купание Венеры
Рольф Армстронг (Rolf Armstrong, 1890 - 1960, США)
Венера
Сальвадор Дали (Salvador Dali, 1904 - 1989, Испания)
Венера с купидонами, 1925
Немного коснусь темы амуров и купидонов, хотя в следующей, третьей части подборки про богиню красоты и любви им будет посвящена добрая половина публикации. Иногда возникает некоторая путаница. Ближайшим помощником Афродиты был бог любви Эрос, он же Эрот, в римской традиции - Амур или Купидон. В большинстве трактовок он был сыном Афродиты (Венеры). А кроме того в наличии был ещё целый сонм амуров (купидонов), у греков - эротов, которых изображали в виде маленьких мальчиков с крылышками. Они не были богами, так - мелкие духи, не более того. Вот и на картине Дали мы видим четырёх купидонов, и никто из них, судя по всему, венериным сыном не является.
Идём дальше. Богиня наша, помимо взаимотношений с нимфами, которые были всё же второстепенными божествами и амурчиками, вовсе божествами не являющимися, безусловно имела контакты и с настоящими богами, разными по статусу, в том числе и с самыми знатными. Говорят, что Афродита была весьма дружна с Герой, с тех пор, когда та ещё не была женой Зевса.
Здесь любознательный читатель может почитать и посмотреть иллюстрированную любовную историю Геры и Зевса. Кратко напомню: эта парочка, скрываясь от своих олимпийских коллег-родственников, три сотни лет устраивала амурные свидания на Крите. Тем более, что там протекал ручей, окунувшись в который, любая женщина восстанавливала свою девственность, так что у них всё было «как в первый раз». Гера была преисполнена решимости выйти замуж за Громовержца и стать верховной олимпийской богиней, но тот всё тянул со свадьбой.
А у Афродиты был пояс, по всей видимости, данный ей при рождении. Женщина, повязавшая этот пояс, приобретала абсолютную сексуальную неотразимость. Афродита и без него была хороша и привлекательна, но всё равно постоянно его надевала. И вот Гера решила поторопить события - ну сколько можно ждать, тайком триста лет встречаемся, надоело уже девственность свою восстанавливать, когда же, в конце концов до него дойдёт! И пришла она к Афродите, и объяснила ситуацию, и попросила одолжить пояс. Афродита в таких делах всегда старалась помочь, и тут не отказала. Она передала свой пояс Гере; Зевс был сражён наповал и, конечно же, сделал наконец предложение. Потом они отгрохали на своём Крите умопомрачительную свадьбу - но это уже совсем другая история. Вот этот сюжет и послужил источником вдохновения для ряда художников, с картинами которых я вас сейчас и познакомлю. Ну, надо понимать, что Афродита - это Венера, а Гера - Юнона.
Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds, 1723 - 1792, Британия)
Амур развязывает пояс Венеры
Бенджамин Уэст (Benjamin West, 1738 - 1820, США - Британия)
Юнона берёт пояс Венеры
Гай Хэд (Guy Head, 1753 - 1800, Британия)
Юнона, одалживающая пояс у Венеры
Андреа Аппиани (Andrea Appiani, 1754 - 1817, Италия)
Венера пристёгивает свой пояс Юноне
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1755 - 1842, Франция)
Юнона, одалживающая пояс у Венеры
А ещё, помимо Геры (Юноны), Афродита (Венера) водила дружбу с Деметрой (Церерой) и Дионисом (Вакхом). В ведении Деметры была урожайность злаковых, масличных, овощных и плодовоягодных культур, а также мясо-молочное производство - то есть, плодородие, урожаи, продуктовое изобилие. В ведении Вакха-Диониса - сами знаете, что. И дружба Афродиты с Деметрой и Дионисом носила не просто личный характер, а была ещё сугубо, даже скажем - трегубо символичной: ну какая может быть любовь (Афродита) без хорошей выпивки (Дионис) и хорошей еды (Деметра)! Потому эта троица была весьма дружна. Вот, на эту тему и оставили нам свои творения некоторые художники из числа знаменитых - смотрим!
Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 - 1594, Италия)
Вакх, Ариадна и Венера
Там вообще-то отдельная история. Ариадна была сестрой Минотавра, и в известном случае в лабиринте она реально помогла Тесею, убившему её напрочь отмороженного братца, выбраться из этого самого лабиринта. Тесей в знак благодарности остался с Ариадной на острове Наксос, но потом она ему, видать, поднадоела, и он её бросил, уплыв за новыми приключениями, коих было потом немало - ну, да Зевс ему судья, не наше дело. Но случилось так, что именно на остров Наксос какие-то ветры занесли Диониса - может быть, он инспектировал подведомственные территории на предмет заведения новых виноградников, не знаем. И вот он прибыл на Наксос - а там брошенная Тесеем девушка-красавица, да ещё, как выяснилось, не какая-то простолюдинка, а дочь критского царя... Короче, Дионис, конечно, сначала успокоил страдающую Ариадну - ну ещё бы, у него ведь в арсенале были лучшие на тот момент образцы винодельного искусства. Девушка расслабилась, обмякла, Дионис к ней пригляделся - а ведь хороша! Дурачина Тесей - непонятно на что её променял, ну да и Зевс с ним, и хорошо! Осушив очередной кубок, Дионис с силой грохнул его о гранитную плиту и провозгласил: «Женюсь!!!» Ну а божественный брак, конечно, надо было утвердить у Афродиты, как же иначе. Вот Дионис (Вакх, кстати его так и в Греции иногда называли) и привёз свою избранницу к Афродите (Венере), на остров, где она в тот момент пребывала - точные данные её геолокации, увы, отсутствуют, и Афродита благословила их на брак, о чём и повествует картина Тинторетто. Потом у них родились четверо детей, а великодушный Зевс включил Ариадну в когорту бессмертных... но это опять уже другая история.
Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, ок.1560 - 1630, Фландрия - Нидерланды)
Церера, Венера и Вакх
Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel II, 1601 - 1678, Фландрия) и Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen I, 1575 - 1632, Фландрия)
Венера, Вакх и Церера пируют на лесной поляне
Ян Миль (Jan Miel, 1599 - 1663, Фландрия - Нидерланды)
Без Цереры и Вакха Венера мёрзнет
Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi, 1605 - 1687, Италия)
Без Цереры и Вакха Венера мёрзнет
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды)
Холодная Венера (Venus frigida)
Вот, последние три картины - как раз на ту самую тему, о которой я чуть выше упомянула: Венера, олицетворяющая любовь, то есть нечто нематериальное - мёрзнет без тех, кто символизирует как раз сугубо материальные начала - Деметры-Цереры, отвечающей, грубо говоря, за жратву, и Диониса-Вакха, который привносит в жизнь дополнительное, как говорится - бонусное, не предусмотренное основной программой веселье. Поверхностный смысл здесь такой - мол, для любви нужны сытый желудок и пьяная голова, ну, то есть - будет хорошее компанейское застолье с выпивкой-закуской - там любовь и приключится, стопудово.
Самое интересное, что зачастую так оно всё и бывает.
Но это - взгляд пресыщенного сибарита, коими большинство из нас и являются, сколь бы мы не отнекивались от такого определения. А проблема здесь существенно глубже, чем кажется на первый взгляд. Сейчас мы живём во времена несопоставимо более сытые, нежели те, в которые жили Брейгель, Рубенс и другие авторы представленных картин. И то - сколько браков распадается, сколько пар расходится по причине «быт заел». Оставим в стороне голод, хотя, лет 70 назад, а где-то и по сей день - это было ещё актуально. Но ведь правда - сколько таких случаев, когда бытовая неустроенность, невозможность покрыть свои самые минимальные материальные потребности губит на корню семьи, а о любви тут уж и говорить нечего, хотя, возможно, поначалу казалось, «с милым рай в шалаше», «нас не пугают материальные трудности - мы же любим друг друга»...
Ой, что-то далековто от нашей основной темы меня занесло, но ведь всё по делу, нет?
Но старина Рубенс не даёт нам скатиться в чёрный пессимизм, он обозначает свет в конце тоннеля. Да, Венера мёрзнет. Да, Церера и Вакх по какой-то причине покинули её, и грустит она со своим амурчиком - то ли сынком малолетним, а скорее всего - так, залётной сущностью. Но на втором плане мы видим сатира, который приближается к Венере явно не с пустыми руками - там, очевидно, какой-то фруктовый набор, и наверняка у него ещё и суши-сет, или что у них тогда в ходу было, короче, и поесть... и - а вы что, предполагали, чтоб сатир, да без выпивки пришёл?! Так что Венере впору отрешиться от меланхолии, да накрыть поляну, и присесть с (наверняка желанным) гостем, сладко выпить, сытно поесть, оттаять, да и предаться олицетворяемому ей же действу. Тем более, что к сатирам наша богиня всегда относилась позитивно, чему и будет посвящён наш следующий тематический блок.
Аньоло Бронзино, он же Аньоло ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano aka Bronzino, 1503 - 1572, Флоренция)
Венера, купидон и сатир
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 - 1609, Италия)
Венера, опьяненная сатирами
Венера, сатир и купидоны
Дик де Равестейн (Dirk de Quade van Ravesteyn, 1565 - 1619, Нидерланды)
Венера верхом на сатире
Джованни Биливерти (Giovanni Biliverti, 1585 - 1644, Италия)
Венера, Амур и Пан
Тут уж совсем ономастическая путаница: Венера и Амур - имена римской традиции, а Пан - это греческий бог пастушества и скотоводства. В римском пантеоне ему соответствует Фавн. К сатирам Пан-Фавн, вообще-то, не имеет отношения, разве что их роднит козлоногость. Сатиры были существами демонического характера, распутниками и пьяницами, а Пан - всё же благородный олимпийский бог. Были ещё и помощники Пана, которых называли тоже панами или фавнами. Они помогали Пану в его нелёгком деле покровительства пастухам и скотоводам, но и не чурались дружбы с сатирами, совместных с ними попоек и «охоты» на нимф.
Неизвестный художник (около 1660, Нидерланды или Фландрия)
Спящая Венера и сатир
Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 - 1734, Италия)
Венера и сатир
Фёдор Степанович Рокотов (1735 - 1808, Россия)
Венера, Амур и Сатир
Адольф Александр Лесрель (Adolphe Alexandre Lesrel, 1839 - 1929, Франция)
Пан и Венера
Вот, снова Пан!
Адрианос Сотирис (Adrianos Sotiris, 1977, Греция)
Сатир и Венера
Вся эта козлоногая братия служила Афродите-Венере разве что для заполнения будничной пустоты и для мимолётных развлечений, от которых, по большому счёту - ни жарко, ни холодно, ни уму, ни сердцу. Но ведь сердце-то у Венеры было божественным, а значит - исключительно чутким и восприимчивым, особенно в вопросах любви, привязанности, страсти. И не раз ей случалось влюбляться и любить, всей своей божественной душой, ну и, само собой, божественным телом.
Одним из объектов вот такой страстной любви богини стал вполне земной и смертный юноша по имени Адонис. Есть много версий его происхождения, но самым популярным является предположение, что он был сыном кипрского царя Кинира, рождённым от собственной дочери. Адонис был заядлым охотником, промышляя в основном мелкую дичь - зайцев там, птичек всяких. Юноша был чрезвычайно хорош собой, и Афродита положила на него глаз. Опять же, у разных авторов есть разные толкования этой истории. Некоторые утверждают, что на Адониса имела виды ещё и Персефона (Прозерпина), которая была женой владыки подземного мира Аида (Плутона), но пребывала с ним только три месяца в году, остальные девять развлекаясь на поверхности.
Ещё говорят, что Афродита (Венера), когда влюбилась без ума в Адониса, уже вовсю крутила роман с богом войны Аресом (Марсом) - дядькой более, чем серьёзным... Про их взаимоотношения подробно будет рассказано в следующей части.
Соблаззнить Адониса Афродите, конечно же, не составило труда - ведь она обладала секретами любовных чар, имела волшебный пояс, делавший её абсолютно неотразимой, да ещё имела подмогу в лице целой армии купидонов со стрелами, которым только и дай поразить кого-нибудь в сердце...
И вот завертелся их бурный роман... Афродита-Венера иногда участвовала в охотничьих вылазках Адониса, но она не питала большой склонности к этому занятию, да и Адонис предпочитал охотиться в компании друзей. Но по завершении охоты, когда уставший Адонис укладывался спать где-нибудь в живописном месте - Венера его непременно находила, и до следующего охотничьего мероприятия они предавались бурной, но вместе с тем большой и чистой любви...
Эта тема послужила источником вдохновения многим художников, написавших десятки картин, посвященных Венере и Адонису. Все я их, конечно, здесь не размещу, пост и без того оказался длинным и информационно насыщенным, но лучшие из них - вот они!
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Венера и Адонис
Лука Камбьязо (Luca Cambiaso, 1527 - 1585, Италия)
Венера и Адонис
Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 - 1588, Италия)
Венера и Адонис
Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 - 1611, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Адонис
Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 - 1615, Нидерланды)
Венера и Адонис с собаками
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 - 1609, Италия)
Венера, Адонис и купидон
Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, ок.1560 - 1630, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Адонис
Абрахам Блумарт (Abraham Bloemaert, 1564 - 1651, Нидерланды)
Венера и Адонис
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Венера и Адонис
И ещё две картины Пуссена с тем же названием.
Мишель Дезюбле (Michele Desubleo, 1602 - 1676, Франция - Фландрия)
Венера и Адонис
Николя Миньяр (Nikolas Mignard, 1606 - 1668, Франция)
Венера и Адонис
Маркантонио Франческини (Marcantonio Franceschini, 1648 - 1729, Италия)
Охота Венеры и Адониса
Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1675 - 1752, Италия)
Венера и Адонис с нереидами
Ещё три картины Амигони с названием «Венера и Адонис»
Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 - 1777, Франция)
Венера и Адонис
Венера и Адонис - ещё одна картина Натуара
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера и Адонис
Иоганн Йозеф Цоффани (Johann Zoffany, 1733 - 1810, Германия)
Венера и Адонис
Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 - 1917, Британия)
Пробуждение Адониса
Брайсон Барроуз (Bryson Burroughs, 1869 - 1934, США)
Венера и Адонис
Здесь изображён момент соблазнения Адониса Афродитой, описанный Шекспиром в поэме «Венера и Адонис».
Эй, прелесть, не сошел бы ты с коня,
Да к ветке повод бы не подвязал,
Седло оставив! Спрыгни, вся твоя
Здесь сладких тайн Венерина казна!
Сюда садись, где нет шипенья змей,
И жарким поцелуем кровь согрей!
Когда Адонис отъезжал на очередную охоту, Афродита-Венера его всегда предупреждала, мол, смотри, берегись крупных зверей, они опасны! Чует моё сердце, тебе их надо сторониться! Но Адонис пренебрёг предостережением возлюбленной, и однажды так увлёкся преследованием огромного вепря, что забыл об опасности. В результете разъярённый вепрь его смертельно ранил...
Афродита сразу почувствовала, что произошло нечто страшное, но Адонис был далеко, и пока она добралась до места трагедии - было уже поздно. Юноша был мёртв. Если бы в нём хотя бы чуть-чуть теплилась жизнь, богиня смогла бы его спасти и вылечить, но - всё было кончено. Афродита очень тяжело пережила эту потерю. Вот так печально закончилась история любви богини и земного юноши.
Говорили, что вепря, на самом деле, науськала Персефона, не простившая Афродите любовного поражения. А ещё говорили, что это Арес, он же Марс со своими брутальными наклонностями натравил кабана на соперника. Кто его знает, как там всё было. Может, и так, а может, вепря никто и не натравливал на Адониса, и зверь сам по себе его задавил, и Адонис сам тут виноват - надо же было слушать предупреждения Афродиты...
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды)
Смерть Адониса
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Венера, оплакивающая Адониса
Томас Виллебортс Босхарт (Thomas Willeboirts Bosschaert; 1613 - 1654, Фландрия)
Венера, оплакивающая Адониса
Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773, Россия)
Смерть Адониса
Тут бы нам впору и закончить - все темы, запланированные на сегодня, исчерпаны - но как-то не хочется завершать пост на столь печальной ноте, поэтому в качестве заключительной покажу вот эту картину:
Пьер-Жак Беттон (Pierre Jacques Bethon (неизв. - 1773, Франция)
Венера-победительница
Всё верно. Любовь и красота - они всегда побеждают. Как говорится, «смерть, где твоё жало? ад, где твоя победа?» - это о другом, но и здесь тоже звучит справедливо.
Всего доброго. Скоро увидимся снова и продолжим знакомство с Афродитой, она же Венера.
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»