Я уже несколько раз выдавала своего рода экскурсы в историю проекта с обрисовкой его дальнейших перспектив. Но время идёт, к моему журналу присоединяются новые читатели, а сейчас как раз очередной переходный момент - так что ещё разок углубимся в «преданья старины глубокой».
На самом деле, проект «Обнаженная натура в изобразительном искусстве», точнее, его, выражаясь юридическим языком, правопредшественник, возник аж в 2012 году, когда я опубликовала три поста с заголовком «Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве». Не сразу, но в какой-то момент эти три поста стали пользоваться большой популярностью - появились десятки комментариев, множество репостов и внешних ссылок, и даже сам «великий и ужасный» Артемий Лебедев где-то когда-то в своей подборке интересных ссылок упомянул эти мои посты.
Сейчас эти три публикации закрыты, потому что они полностью, «с головой» поглощены новыми. Если кто-то вдруг случайно туда зайдет по старым ссылкам, он прочитает соответствующее объяснение и отсылку на
оглавление по российским художникам.
А потом я увлеклась совсем другой тематикой - про города и другие поселения России, что, кстати, отражено внизу
общего оглавления.
Это предыстория. А в 2017 году я открыла вот этот проект, поначалу преследуя цели невысокого полёта - а именно, показать работы малоизвестных художников из не самых больших и не считающихся «продвинутыми» в искусстве стран. Поэтому «первыми ласточками» проекта были Австралия с Новой Зеландией, Бразилия, Норвегия, Сербия, Португалия, Индонезия, Филиппины, страны Африки...
Но стоит начать - и входишь во вкус. С какого-то момента целью проекта стало, скажем так, полное, ну, или - почти полное покрытие карты мира, или глобуса. То есть - по возможности, всех стран. Параллельно развивались два направления - «странные миры», где показывалось творчество художников, работающих в жанрах сюрреализма или магического реализма, а также «Ретроспектива», которую, не без оснований, можно назвать «жемчужиной» проекта. Вот если бы даже ничего другого не было - вот эти
17 публикаций стоили того, чтобы всё это дело начинать.
Где-то к 150-му посту мне удалось, если так можно сказать, покрыть весь глобус одним тонким слоем. То есть, творчество художников практически всех доступных стран было так или иначе отражено в моих публикациях. Конечно, задействованы были далеко не все страны, что есть на карте мира. Есть страны совсем маленькие, есть закрытые, а, скажем, в мусульманском мире даже изображение живых существ не приветствуется, не то, чтоб обнаженной натуры.
И вот тут всплыла некоторая несообразность. Получилось, что я уделила практически одинаковое внимание художникам Перу, Венесуэлы, Венгрии, Чехии - с одной стороны и Франции, Италии, Испании, Англии - с другой. По всем перечисленным было по 2-3-4 публикации. Поэтому после полутора сотен постов родилась концепция «новых слоёв» - то есть, окрасив условный глобус один раз, я решила нанести новые слои на те страны, которые того, безусловно, заслуживали, поскольку по ним имелось огромное количество материала, не отраженного в проекте. Въедливый читатель, заглянув в
оглавление, увидит эту тенденцию.
«Недопоказанными» оказались - по моей классификации - шесть «больших» стран - не по размеру, а по вкладу в искусство - это Франция, Россия, Италия, Испания, Британия и США, ну и несколько «малых» и «средних». Почти весь 2021 год я знакомила читателей с творчеством художников Франции - суммарно получился 41 пост (
вынесены в отдельное оглавление с перечислением фамилий), перемежая «французские» публикации рассказами о творчестве отечественных художников в интересующей нас тематике. Затем условными «новыми слоями» покрывались страны, которые я отнесла к категории средних или малых. Потом было полтора десятка публикаций об итальянских художниках - с лета и до конца 2022 года. При этом про наших я тоже не забывала, и, как минимум, каждая пятая подборка была российской.
И вот получается - со средними и малыми странами мы, в целом, закончили и вряд ли уже к ним будем возвращаться. Даже по художникам из
Антарктиды, а также про одного суперактивного художника, охватившего
кучу стран Океании - и то у меня есть! Правда, обе эти публикации по какому-то странному совпадению датированы первым апреля, 2020 и 2022 года соответственно...
Ну так, и что остаётся? - спросите вы. А остаются, по сути 4 страны, творчество художников из которых нам ещё предстоит осветить до полного закрытия проекта. Это Россия - по нашим художникам уже есть 34 публикации (
ещё раз отсылаю к оглавлению с пофамильными списками), но далеко не всё еще показано, из того, что я наметила. И это Испания, Британия и США.
Этой публикацией мы открываем испанскую тему. Так уж получилось, что испанцам (не считая «Ретроспективы») я уделила просто вопиюще мало внимания. Столько же, сколько художникам Чили или Израиля и в два раза меньше, чем австралийцам. Всего два поста, под номерами 23 и 24:
«на пленэре» и
«в интерьере». Эту несправедливость надо, безусловно, устранить.
Но прежде чем приступить к хронологическому представлению испанских художников и их творчества, обратимся к полузабытой рубрике «Странные миры». Собственно, и с итальянцами мы начинали знакомиться именно со странных миров, это, помнится, был художник Сатурно Бутто, удостоившийся целых двух публикаций под номерами 226 и 227
(см. оглавление).
247. Странные миры: Дино Вальс (Dino Valls, 1959, Испания)
Миры Дино Вальса действительно, на самом деле весьма странные. Для кого-то они могут показаться шокирующими. Я предупредила.
Коротко о художнике. Дино Вальс - часто его фамилию пишут как «Валлс» или даже «Уоллс» - но нет, всё же Вальс - родился в 1959 году в Сарагосе. Рисовать начал с раннего юношества, но, по настоянию родителей, поступил в медицинский институт, который закончил с квалификацией хирурга. Между прочим, это наверняка наложило отпечаток на его работы, и вы это сможете сейчас увидеть. Но от врачебной практики Дино отказался, целиком погрузившись в художественное творчество. Неизвестно, снискал бы он успех на хирургическом поприще, но как художник он довольно быстро приобрёл известность и популярность. Его работы стали активно и выставляться, и приобретаться, как коллекционерами, так и музеями. Дино Вальса называют с одной стороны, наследником Веласкеса, с другой - Сальвадора Дали...
Работы Дино Вальса и впрямь стилистически и технически отсылают нас к Возрождению, а по содержанию - к сюрреалистам ХХ века. По мнению критиков, они переполнены массой символов и отсылок к литературе, философии, к живописи старых мастеров. Наверняка по расшифровке работ Дино Вальса можно защитить кучу диссертаций; не удивлюсь, что кто-то это уже сделал. Но будьте, пожалуйста, милосердны - не спрашивайте меня, что зашифровано в той или иной картине Дино Вальса, равно как и что символизируют их названия. Я вряд ли смогу вам ответить. Там всё сложно. Но - очень красиво и интересно!
Ещё раз предупреждаю: будет шокирующий контент. В качестве заглавных полотен я выбрала наиболее безобидные. Давайте смотреть.
Книга Молчания
Седьмая печать
Старина
Поколение
Просцениум
Просцениум (лат. proscaenium) - передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены.
Среда обитания
Диорама
Судный день
В память
Глубинная литургия
Иерогамия
Иерогамия (древнегреческое ἱερογαμία, «священный брак») - сексуальный ритуал, символизировавший
брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди.
Крыша
Море непознанное
Деконструкция
Имаго
Свет
Пятая команда
Персонажи
Ipsius-F
Расшифровать латинское название не удалось. Вообще-то это соответствует местоимению «его», но при чём здесь «-F»?
Аура
Щель
Триумвират
Acrolisis
На латинском - некий медицинский термин, про какое-то воспаление - непонятно, при чём это здесь.
Сиамские близнецы
Сефирот
Сефирот - понятие в каббале, означающее десять проявлений высшего существа.
Серебряная верёвка
Арахна
Арахна - персонаж греческой мифологии; женщина, превращённая Афиной в паука.
В ад
Разница
Требование
Опус 186
Лимб
Место пребывания душ, не попавших ни в ад, ни в рай.
U liotru, символ Катании
Подземное царство
Роршах
Роршах - психиатр и психолог, автор тестов для исследования личности.
Переход души
Лета
Невус
Слёзы
Стигматы
Таинство воссоединения
Узрите её
Ферула
Возможно, здесь имеется в виду переносный смысл слова «ферула» - гнетущий и бдительный надзор, гнетущая стеснительная опека, строгое обращение.
Алтарь беременной
Как и выше
Корабль дураков
Акт творения
Цветок
Созвездия
Серебро
Разлагай и соединяй
Драматические персонажи
Два миллиона
Вихрь
Циркуль
Синапс
В широком смысле - соединение, связь.
Диссекция
Дорожка из камней
Лабиринт
Настоящая икона
Обнаженные натуры
Сексуальное насилие
Веспиды
Веспиды - это осы такие.
Игла
Канон
Сигилла
Сигилла - комбинация нескольких символов или геометрических фигур, обладающая магической силой.
Уроки тьмы
Триптих
Страсть
Протазис
Протазис - из древнегреческого; первая часть ораторской речи, или часть драмы, в которой излагается сюжет пьесы.
Невма
Невма - музыкальный термин, относящийся к системе старинной нотации.
Описание
Траурное одеяние
Черная работа
С тех пор
Великое искусство
Заключительные картины сегодняшней подборки тоже достаточно безобидны - это я специально постаралась, чтобы творчество Дино Вальса не оставило у уважаемых читателей откровенно шокирующего впечатления.
А дальше мы перейдём к уже обычным, ординарным испанцам, которые (пока!) будут чужды странных миров - но это ненадолго, ведь, например, Сальвадор Дали - он ведь тоже испанец, и его творчество пока ещё не получило достойного отражения в проекте. Много ещё предстоит нам посмотреть, поэтому не расслабляйтесь, будьте на связи и берегите себя! Hasta la vista!
К оглавлению