Внимание, вопрос.
Назовите двух самых знаменитых испанских художников.
Полагаю, что ответы будут самыми разными, я бы, например, сказала, что это Веласкес и Гойя.
Слегка переформулируем вопрос: назовите двух самых знаменитых испанских художников XX века. И вот тут уже будет полный консенсус. Более того, если даже мы из нашего вопроса уберём слово «испанских» - то думаю, что большинство ответит аналогично.
В двух предыдущих публикациях, под номерами
248 и
249, я познакомила читателей с творчеством испанских художников в соответствии с хронологией, по годам их рождения - от 1806 до 1883. Наш первый сегодняшний фигурант родился в 1881 году, но в предыдущую запись не попал, он бы туда попросту не поместился. Второй герой сегодняшней публикации помладше на 23 года, но я сочла необходимым объединить их в одном посте. Итак, встречайте!
250. Испания-V: Пабло Пикассо и Сальвадор Дали
Сколько я ни старалась, но так и не смогла найти совместной фотографии Пикассо и Дали, хотя они были не просто знакомы, а их судьбы были довольно тесно переплетены. И Пикассо, и Дали - оба учились в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде - и оба ее не закончили, сочтя классическое образование бесполезным. И тот, и другой снискали свою известность в Барселоне, где прошли их первые выставки. Именно Пабло Пикассо ссудил в 1934 году своему молодому и практически нищему коллеге 500 долларов - по тем временам весьма внушительную сумму, чтобы Дали смог поехать в Америку. Поездка оказалась удачной, за океаном Сальвадор Дали произвёл фурор, продал много картин и вернулся уже обеспеченным человеком, легко возвратив долг мэтру.
Оба великих художника были женаты на русских. Первой женой Пабло Пикассо была Ольга Степановна Хохлова (1891 - 1955), танцовщица балета Дягилева. В браке у них родился сын Поль. Фактически их брак распался в 1935 году, но формально она оставалась женой Пикассо до своей смерти. Сальвадор Дали был женат на Елене Дьяконовой (1894 - 1982), любовь к которой он пронёс через всю жизнь. Елена Дьяконова больше известна под именем Гала - так её звал первый муж, французский поэт Поль Элюар.
У Гала была дочь, Сесиль Элюар (1918 - 2016). Когда Гала вступила в брак с Сальвадором Дали, девочке было 9 лет. Ни мать, ни отчим не уделяли ей должного внимания, поэтому Сесиль тяготела к отцу, который жил в Париже, и большую часть времени проводила с ним. Поль Элюар в те годы подвизался в парижских богемных кругах; среди его друзей были Луис Бунюэль, Макс Эрнст, Луи Арагон, Рене Магритт, Пабло Пикассо... Поль Элюар приводил дочку на дружеские посиделки, впрочем, тоже не особо занимаясь ее воспитанием. И именно Пикассо обратил внимание на юную Сесиль и взял её под опеку. Он по-отечески полюбил девочку, стараясь компенсировать недостаток внимания к ней со стороны родителей. Он водил её на выставки, брал с собой на соревнования боксёров, часто рисовал её. Пабло стал старшим другом и советчиком для Сесиль, и она сохранила дружбу с ним на долгие годы. Ну, скажите - это ли не переплетение судеб? А вообще, о том, что Пикассо был человеком широкой и доброй души, есть множество свидетельств.
Пабло Пикассо придерживался левых убеждений. В гражданской войне 1936-39 года в Испании он был целиком на стороне республиканцев, и их поражение он воспринял как личную трагедию. Одно из самых знаменитых полотен Пикассо - «Герника». Это название города, подвергшегося бомбардировке франкистами. После установления правой диктатуры Пикассо разорвал все связи с Испанией. В 1944 году он вступил в коммунистическую партию Франции. В послесталинском Советском Союзе, несмотря на то, что его творчество категорически не соответствовало канонам социалистического реализма, Пикассо был уважаем и почитаем - до такой степени, что в 1962 году ему вручили Ленинскую премию мира!
В отличие от старшего коллеги, Сальвадор Дали был, скорее, аполитичен, и прекрасно существовал в Испании при всех режимах. Есть даже его совместные фотографии с диктатором Франко.
В начале своей карьеры Дали неоднократно высказывался в адрес своего старшего коллеги в восторженных тонах, но со временем стало срабатывать известное правило «двух медведей в одной берлоге». C 1930-х годов Дали резко критически высказывается о творчестве Пикассо.
«Пикассо - вот полюс, противоположный Рафаэлю. Он столь же велик, но проклят. Проклят, раз обречен на плагиат, как всякий, кто восстает против традиции, крушит ее и топчет, недаром на всех его вещах лежит отблеск рабской ярости. Раб, он скован по рукам и ногам своим новаторством. В каждой работе Пикассо пытается сбросить цепи, но его тяготит и рисунок, и цвет, и композиция, и перспектива - все. И вместо того чтобы искать опору в недавнем прошлом, из которого сам он вышел, вместо того чтобы припасть к традиции - живой крови реальности, он перебирает воспоминания о зрительных впечатлениях, и получается плагиат: то он списывает с этрусских ваз, то у Тулуз-Лотрека, то копирует африканские маски, то Энгра. Вот она, нищета революции»
Здесь Дали «проехался» и по Пикассо, и по себе:
«Испания - страна самого дурного в мире вкуса. При общем засилии китча она поставляет непревзойденные его образцы. Испания способна рождать таких гениев, как Гауди, как Пикассо. И произвести на свет пакость, до того немыслимую, что она даже хороша. И потому я считаю, что дурной вкус плодотворен. Хороший же - им наделены французы - бесплоден. Пикассо - образец дурного вкуса. И Дали, ваш покорный слуга - тоже. Правда, есть еще Веласкес, чей вкус так безупречен, что искупает все наши промахи. Французов же губит хороший вкус - все выходит у них слишком сереньким, или слишком розовеньким»
Но в то же время:
«...полезно и даже просто необходимо, чтобы испанцы вроде нас с Пикассо время от времени появлялись в Париже, дабы дать возможность французам воочию увидеть сочащийся кровью кус натуральной, сырой правды»
«Я - католик и каждый божий день молюсь за Пикассо. Предрекаю: пройдет еще каких-нибудь 12 лет (я на 12 лет запоздал), и Пикассо отречется от коммунизма и займется религиозной живописью. Ведь он в глубине души мистик»
Всё это чрезвычайно интересно, но все перипетии биографий Пикассо и Дали, а также их взаимоотношений интересующийся читатель может с лёгкостью найти в сети. А мы здесь всё же собрались не для обсуждения и смакования этих самых перипетий, но немного для другого.
Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо (1881 - 1973)
Ударение в фамилии, на самом деле, на второй слог - Пикассо, но поскольку наш герой большую часть жизни прожил во Франции, то зачастую его называют на французский манер, с ударением на последний слог.
Творчество Пикассо принято разбивать на периоды. Этой трактовки я и буду придерживаться в хронологическом представлении его работ по интересующей нас тематике.
Ранние годы (1889-1901)
Обнаженная, вид сзади (1895)
Матадор (1897)
Сидящая обнаженная (1899)
Сумасшедшая с кошками (1901)
Джейн (1901)
Голубой период (1901-05)
Жевательная резинка, сленговое прозвище певиц кабаре (1901)
Обнаженная (1902)
Обнаженная женщина с распущенными волосами (1902)
Две подруги
Объятия (1903)
Подружки (1904)
Гладильщица (1904)
Голубая комната (Ванна)
Женщина в зеленых чулках
Обнаженная с Пикассо у ее ног
Портрет миссис Солер (Девушка в сорочке)
Сидящая обнаженная (1903)
Жизнь (1903)
А.С.Пушкин с Анной Петровной Керн, застуканные в неподходящий момент Натальей Гончаровой, резко постаревшей и подурневшей от потрясения
Семья арлекина (1905)
Розовый период (1904-06)
Семья арлекина (1906)
Обе картины с одинаковым названием «Семья арлекина» можно отнести как к голубому, так и к розовому периоду творчества Пабло Пикассо. Но вот как-то так сложилось, что картина 1905 года, которая на одну выше, относится к голубому периоду, а вот эта - к розовому. Ну и хорошо.
Молодая обнаженная девушка с корзиной цветов (1905)
Мальчик, ведущий лошадь (1906)
Девушка с козой (1906)
Обнаженная с кувшином (1906)
Переплетенные обнаженные (1905)
Подростки (1906)
Три обнаженные (1906)
Две обнаженные (1906)
Гарем (1906)
Стоящая обнаженная (1906)
Обнаженная на красном фоне (1906)
Обнаженная со сложенными руками (1906)
Обнаженная, сидящая в позе «нога на ногу» (1906)
Туалет (1906)
Туалет - Фернанда (1906)
Женщина, расчесывающая волосы - Фернанда (1906)
Лежащая обнаженная - Фернанда (1905)
Прекрасная голландка (1905)
Африканский период (1907-09)
Можно подумать, что Пикассо посетил Африку - но нет, он побывал всего лишь на этнографической африканской выставке в парижском дворце Трокадеро и проникся влиянием древнего африканского искусства, открыв для себя которое, художник почувствовал потребность в изменении собственного творческого стиля. Он отказался от традиционной живописной красивости изображаемых предметов и пришёл к грубой простоте форм и приглушённым цветам.
Авиньонские девицы (1907)
Бюст обнаженной
Женский бюст (1907)
Женщина с веером (1907)
Лежащая обнаженная (1908)
Маленькая сидящая обнаженная (1907)
Сидящая обнаженная (1908)
Сидящая обнаженная (1909)
Сидящая обнаженная и стоящая обнаженная
Обнаженная с полотенцем (1907)
Дриада или Обнаженная в лесу (1908)
Купальщица (1908)
Нет, конечно я всё понимаю, но... Ну вот представьте себе, что вы прогуливаетесь где-то по пустынному осеннему пляжу, неважно, будь то берег Азовского моря или Мальдивы, и вдруг перед вами предстаёт вот этакая купальщица... Ну ведь жуть жуткая, нет?
Период творчества Пикассо с 1909 по 1917 год называют кубистическим. Собственно, ряд картин африканского периода Пикассо были написаны именно в стилистике кубизма. Но в кубистический период у художника появлялись полотна, не вписывающиеся в этот стиль. Вот одно из них.
Художник и модель (1914)
А вот типичное произведение кубистического периода.
Мужчина и женщина (1917)
И если здесь ещё что-то можно понять, то на других кубистических картинах понять решительно невозможно ничего, поэтому в данной подборке они столь скудно представлены.
Неоклассицизм (1917-1925)
Купальщицы (1918)
Купальщицы (1920)
Две обнаженные женщины (1920)
Большая купальщица (1921)
Источник (1921)
Стоящая женщина (1921)
Купальщицы, глядящие на самолет (1920)
Женщины, бегущие по пляжу (1922)
Сидящая обнаженная, вытирающая ноги (1921)
Три женщины у источника (1921)
Семья на море (1922)
Мать и дитя (1922)
Здесь изображены жена Пикассо Ольга Хохлова (Руиз-Пикассо) и их сын Поль.
Фавн, раскрывающий спящую (1925)
Три грации (1925)
Сюрреализм (1925-1937)
Этот период творчества Пикассо был весьма плодотворным, но я могу показать не так много картин периода сюрреализма по причине, сходной с кубистическим периодом - на большинстве этих картин, даже если они в своём названии предполагают обнаженную натуру, идентифицировать что-либо можно с трудом. Поэтому не буду напрягать читателей и представлю только те картины, где кое-что более-менее понятно.
Обнаженная перед статуей (1931)
Лежащая обнаженная в колье (1932)
Танцующий Силен с компанией (1933)
Четыре обнаженных и скульптурная голова (1934)
Дора и Минотавр (1936)
Дора Маар была музой и любовницей, а с 1936 года - фактической женой Пабло Пикассо. Их, к слову, познакомил выше уже упомянутый друг Пабло, Поль Элюар, чью дочку Сесиль, падчерицу Сальвадора Дали, Пикассо опекал много лет.
Военный период (1937-45)
Период творчества, названный «военным» у Пикассо начался раньше Второй мировой войны. В 1937 была в разгаре гражданская война в Испании, где республиканцы, которым сочувствовал Пабло, потерпели поражение, и в стране наступил период военной диктатуры правого толка. Именно тогда Пикассо порвал все связи со своей родиной. Стилистически в этот период Пикассо продолжал традиции кубизма и сюрреализма, поэтому и здесь в нашу подборку попало не столь много работ.
Дора Маар (1941)
Про Дору Маар, фактическую супругу Пикассо было чуть выше, а на следующей картине изображена жена также уже неоднократно упомянутого Поля Элюара, которую все звали Нюш. Дора и Нюш были подругами, так же, как и их мужья были близкими друзьями. Пикассо написал портреты Доры и Нюш в одно и то же время, и стилистически они сходны.
Мадам Поль Элюар (1941)
Лежащая обнаженная (1938)
Обнаженная (1941)
Поздний период (1945-73)
На самом деле, искусствоведы выделяют два периода творчества Пикассо, «послевоенный» и «поздний». Но мы их объединим в один, тем более, что картин по интересующей нас тематике будет не так много.
Портрет Сильветт Давид (1954)
В 1953 году Пабло Пикассо расстался со своей очередной «гражданской» женой Франсуазой Жило, от которой у него родилось двое детей, Клод и Палома. А год спустя он познакомился с очаровательной 19-летней блондинкой, по имени Сильветт Давид, которая на какое-то время заняла вакансию его Музы. Отношения между ними были чисто платоническими, Сильветт много позировала художнику, но никогда - обнаженной, поэтому этот портрет - плод фантазии Пикассо.
Завтрак на траве, по Мане (1961)
Художник и модель (1963)
Женщина и мушкетер (1967)
Художник и модель (1971)
Эту картину Пабло Пикассо написал в возрасте 90 лет. В 1973 году Пикассо скончался на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенар. Какая длинная, достойно прожитая и насыщенная жизнь!
На этом мы прощаемся с Пабло Пикассо и переходим ко второй части нашего повествования, посвященной Сальвадору Дали. Она будет существенно покороче, здесь и картин будет поменьше, да и «разговоров» тоже поменьше. Всё, что считаю интересным, я уже изложила в преамбуле этого поста, а если кто захочет дополнительных подробностей - как говорится, гугл вам в помощь.
Итак...
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Пуболь (1904 - 1989)
Творчество Сальвадора Дали не периодизировано, подобно Пикассо, поэтому картины я расположила по году написания. Смотрим.
Пикник (1921)
Обнаженная на фоне пейзажа (ок. 1922-23)
Странное распределение загара. Девушка - она что, в труселях ходила? Тогда же не принято было...
Обнаженная в воде (1924)
Венера и моряк (1925)
Венера с купидонами (1925)
Обнаженная, этюд (1925)
Обнаженная (1925)
Девушка из Ампурдана (1926)
Нео-кубическая композиция с тремя фигурами (1926)
Мёд слаще крови (1927)
Кровоточащие розы. 1930)
Вильгельм Телль и Градива (1931)
Утренняя галлюцинация, надвигающаяся тень рояля (1931)
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Тревожный знак (1934)
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1940)
Обнаженная в долине Росас (1942)
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения (1944)
пожалуй, самая знаменитая картина Дали.
Галарина (1945)
Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой (1945)
Атомная Леда, первая версия (1948)
Атомная Леда (1949)
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1954)
Содомское самоудовлетворение невинной Девы (1954)
Носорогическая гусиная кожа (1956)
Сидящая обнаженная (1960)
Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало (1960)
Девицы из Авиньона (1970)
Перекличка с Пикассо!
Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, - там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)
И на этом мы завершаем наш сегодняшний сеанс знакомства с творчеством двух - пусть воспринимаемых неоднозначно - но, согласитесь! - великих художников двадцатого века. Кстати, сегодняшняя публикация - юбилейная, 250-я, и, я считаю, материал для неё подобран вполне достойный. Надеюсь, что и вы получили удовольствие от просмотра, даже если и не согласны с художественными концепциями представленных авторов.
Увидимся скоро, не болейте и берегите себя!
К оглавлению