Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 277.

Sep 25, 2023 21:59

Давай устремимся к укромным полянам,
В тенистые чащи, где в сумраке пьяном
От пения фей чуткий воздух дрожит
И сильф над закатным сияньем кружит.

Когда же тебя одолеет истома,
На ложе из трав отнесу невесомо.
Присяду в изножье, любовью дыша.
В нежнейших словах изольется душа.

(Джон Китс)

С середины лета мы знакомились с британско-американскими художниками, творчество которых подошло к рубрике «Странные миры». Последним среди них был шотландец Алан Макдональд. Но материал по этой рубрике исчерпан, и она закрывается. Художники-сюрреалисты ещё будут представлены, но только отечественные. Хотя, не исключаю, что найду ещё что-нибудь интересное.

Настало время методичного изучения работ художников Британии и США, в хронологическом порядке. Англичане с американцами уже, конечно, были представлены в моём «многосерийном» проекте. Было время, когда я делила обзорные публикации на подразделы «на пленэре» и «в интерьере». Загляните в общее оглавление - и вы увидите там и британцев (посты №№ 57,58,60,61), и американцев (66-68, 70-72, да ещё в «Странных мирах», и не только). Но это были именно обзорные посты, при этом масса интереснейшего материала была упущена, а многие достойные художники проигнорированы вовсе, ну, или упомянуты вскользь. Так что, тема требует более полного раскрытия, так, как это было проделано с французами (по ним есть отдельное оглавление с указанием фамилий), итальянцами и испанцами.

Отдельных оглавлений по художникам Британии и Америки я делать не буду. В отличие от своих французских коллег, большинство художников Британии и США у нас не слишком известны, и их имена большей части читателей мало что скажут. Собственно, так же я обошлась с художниками Италии и Испании - старинных-то знают все, а XIX - XXI века - не очень.

Да, и, конечно, как всегда, англосаксонская подборка периодически будет прерываться - каждый пятый пост будет посвящён художникам нашего богоспасаемого отечества.

Ну что ж, приступим. Начнём с туманного Альбиона, поскольку в моей подборке старшие британцы родились раньше старших из американцев. Нумерация по странам будет учитывать прошлые публикации, поэтому...

277. Британия-V

В первой подборке будет представлен 21 британский художник, из тех, кто родился с 1755 по 1829 год. Соскучились, поди, по классике, будучи умученными сюрреалистами, а?
Томас Стотард (Thomas Stothard, 1755 - 1834)
Нимфы и сатиры


Амур, привязанный к дереву


Всё старые знакомцы - нимфы, сатиры, амурчики, а дальше ещё и Венера будет собственной персоной, причём неоднократно, и другие герои античной мифологии. Пояснений по каждой картине давать не буду; кто интересуется - вот оглавление рубрики «Ретроспектива», там у меня много подборок с подробными рассказами - и про нимф, и про Венеру, и про Леду, соблазнённую Зевсом в образе лебедя, и про другие любовные победы (и поражения) Зевса, и про Андромеду, и про иных стародавних героев и героинь.

Амфитрита


Нереида Амфитрита известна тем, что стала женой самого Посейдона (Нептуна).

Венера и Адонис (незавершенный этюд)


Спящая нимфа


Ричард Уэстолл (Richard Westall, 1765 - 1836)
Беседка Пана


Нимфа и амуры


Мощь Венеры


Флора, представляемая Зефиром


Леда и лебедь


Помона и Вертумн


Эта история у меня нигде не отображена, но её стоит рассказать. Помона и Вертумн - персонажи римской мифологии, не имеющие греческих аналогов. Вертумн был из второстепенных богов; он курировал смену времён года - ну, так-то они и без него менялись, а он, видимо, отслеживал, чтобы не было при этом каких-либо крайностей. А Помона была нимфой-дриадой, при этом её средой обитания были сады, так что она была ещё знатным садоводом, выращивала прекрасные плоды, ну и, безусловно, перерабатывала их - варенье там, компотики, туда-сюда, ну, и винишко, конечно, куда ж без этого. И вот Вертумн, по роду службы курировавший Помону и не раз её посещавший, воспылал к ней глубоким и чистым чувством. А Помона оставалась холодна - мало ли тут воздыхателей ходит, как винца моего отведают, так знай в любви признаваться - и отвергала порывы Вертумна, мол, извини, у меня забот в саду выше головы, шуры-муры разводить некогда.

Тогда Вертумн прибегнул к хитрости - как-никак он всё же из богов был - и обернулся древней старухой, которая пришла в сад к Помоне, отведала ее фруктов, и начала распрашивать о личной жизни. Помона отвечала, мол, какая там личная жизнь, я об этом даже и не помышляю, мой удел - возделывать сад. «А ты присмотрись»,- вещала старуха,- «ходит к тебе один такой... Вертун?.. нет, Вермут?.. нет, как его там, пёс, ... - да-да, Вертумн - вот он-то парень хоть куда! Послушай меня старую, я плохого не посоветую». Помона только пожала плечами, да и продолжила свои мичуринские опыты, не обращая внимания на ухаживания Вертумна.

Тут уж сама Венера реально психанула - да чего ж тебе ещё-то надо, дура ты этакая! - и превратила Помону в каменную статую, постой мол, и подумай. Наскучило стоять Помоне в каменном виде, да и сад остался без присмотра - а тут откуда ни возьмись - Вертумн! Ой, говорит, Помоночка, да что ж с тобой такое сделалось! А-а-а, это ж наверняка Венера, поганка, тебя заколодовала! Так я щас тебя расколдую, всё ж не последний я из богов-то! И расколдовал. Тут Помона, на радостях, что наконец-то может вернуться к любимому её саду, бросилась в объятья Вертумна... Короче, ей понравилось, они стали жить вместе, ухаживать за садом и следить за гармоничной сменой времён года.
Фауст и Лилит


Здесь отображен сюжет из поэмы Гёте «Фауст», глава «Сон в Вальпургиеву ночь», где герой танцует с демонической женщиной Лилит, первой женой Адама.

Дэвид Уилки (David Wilkie, 1785 - 1841)
Обнаженная, поднимающаяся по лестнице


Эдвард Калверт (Edward Calvert, 1799 - 1883)
Изначальная жизнь


Геспериды, танец у золотого дерева


Дриада


Спящая нимфа


Психея


Пан, играющий на флейте


Пан и Питида


Нимфа ручья


Кирена и скот


Кирена была почти простой девушкой, ну. разве что, была дочерью местечкового царька и внучкой третьестепенного речного божка, но несмотря на её не слишком знатное происхождение, её полюбил сам Аполлон. Поскольку с родственниками девушки даже ему договориться не представлялось возможным, он благополучно её похитил, перетащил в Ливию, где они и сыграли свадьбу, причём Аполлон, ради прикола, время от времени появлялся на свадебном пиру в образе волка. В Ливии Кирена погрузилась в фермерскую деятельность, отдавая предпочтение животноводству.
Марс и Венера


Мифологическая сцена


Другой берег - пасторальная идиллия


Жертвоприношение


Сад культуры


Модель в студии


Эдвин Генри Ландсир (Edwin Henry Landseer, 1802 - 1873)
Молитва леди Годивы


Эту историю я уже раза три пересказывала, не меньше. Но, вполне вероятно, кто-то из читателей не в курсе. Дело было примерно в 1040 году. Годива была женой графа Леофрика, управлявшего городом Ковентри. Граф установил непомерные налоги на жителей города, а сердобольная его жена уговаривала его снизить налоговое бремя - мол, люди жалуются. Во время какого-то застолья опьяневший Леофрик сказал приставучей жене - мол, тогда я снижу налоги, когда ты проедешь по улицам города в чём мать родила, ха-ха - полагая, что благочестивая супруга никогда не решится на такой шаг. Но Годива была крутой дамой, и в назначенный день совершила прогулку по городу верхом в обнажённом виде. Жители были заранее оповещены, и они скрылись в домах и захлопнули ставни, чтобы не унизить свою госпожу, которая ради них пошла на такую жертву. После этого граф вынужден был исполнить обещание и снизить налоги.
Чуть ниже будет ещё две картины с леди Годивой.
Уильям Дайс (William Dyce, 1806 - 1864)
Нептун уступает Британии морскую империю


Вон оно как... Нептун, оказывается... Интересно, сколько заплатили?

Джеймс Паркер, он же Амбросини Джером (James Parker aka Ambrosini Jerome, 1810 - 1883)
Обнаженная у ручья


Маршалл Клакстон (Marshall Claxton, 1811 - 1881)
Леди Годива


Чарльз Уэст Коуп (Charles West Cope, 1811 - 1890)
Дух колодца


Эдвард Генри Корбулд (Edward Henry Corbould, 1815 - 1905)
Леди Годива


Астарта


Ричард Дадд (Richard Dadd, 1817 - 1886)
Купидон и Психея


О, приди к этим желтым пескам...


Спящая Титания


Это уже из английской мифологии. Королева фей, персонаж комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Эдвард Армитидж (Edward Armitage, 1817 - 1896)
Сирена


Томас Френсис Дикси (Thomas Francis Dicksee, 1819 - 1895)
Испуганные


Дуглас Харви (Douglas Harvey, ок.1821 - после 1900)
Нимфы, херувимы и лебеди


Джозеф Ноэль Патон (Sir Joseph Noel Paton, 1821 - 1901)
Песня Силена


Ссора Оберона и Титании


Титания уже была представлена выше. Оберон - тоже не прост, из эльфов. Герои комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Примирение Оберона и Титании


Оберон и его невеста


Пак (лесной дух) и фея


Нет-нет, это не про корейцев. Пак (в иной транскрипции даже «Пук») - лесной дух в английской и скандинавской мифологии, близкий греческому Пану.

Стремление к удовольствию


В морских глубинах


В морских пучинах


Сэр Галахад


Галахад - рыцарь Круглого стола Короля Артура и один из трёх искателей Святого Грааля.

Мать индийского мальчика


Софи Андерсон (Sophie Anderson, 1823 - 1903)
Летняя дрёма


Джон Симмонс (John Simmons, 1823 - 1876)
Сцена из «Сна в летнюю ночь»


Титания


Утренняя звезда


Фея среди вьюнков


Вечерняя звезда


Уильям Стивек Коулмен (William Stephen Coleman, 1829 - 1904)
Водная нимфа


Наяда


Пруд с золотой рыбкой


Флейтистка


Античный сюжет


Девушка с греческим веером


Леда и лебедь


Водяная лилия


Девушка с корзиной кораллов


Девушка у садовой ограды


Качели


Красная шляпка


На крючке


Молодая купальщица


Эдвин Лонгсден Лонг (Edwin Longsden Long, 1829 - 1891)
Готовность к купанию


Фаворитка


Эсфирь


Нахождение Моисея


Муки любви


Египетский праздник (фрагмент)


Избранная пятерка


Артур Хилл (Arthur Hill, 1829 - 1894)
Египетская водоноска


Играющая на дудочке


Отражения


Перед купанием


Танцовщица


Раковина


Андромеда


Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп (John Roddam Spencer Stanhope, 1829 - 1908)
Андромеда


Нимфа


Орфей и Эвридика на берегах Стикса


Флора


Искушение Евы


Искушение Евы


Изгнание из рая


Венера, рождающаяся из морской пены


Венера, рождающаяся из морской пены


Завершил сегодняшнюю подборку Джон Стенхоуп, представитель школы прерафаэлитов. Полотна, изображающие рождение Венеры, вполне подходят для заключительных. Ведь это было, несомненно, позитивным событием - всё же Венера отвечала за очень добрые и хорошие вещи: за любовь, красоту, изящество, продолжение рода, радость жизни. Ну, небезгрешна была, да - но а кто сам-то без греха? Так что, уважаемые читатели - пусть пребудут с вами и радость жизни, и любовь, и прочие Венерины ништяки.
До встречи!

К оглавлению

Оглавление по рубрике «Ретроспектива»
(даю эту ссылку, поскольку большая часть сюжетов и персонажей картин этой подборки подробно представлена именно там)

ню, мифы, Англия, Британия, обнаженная натура, искусство, живопись

Previous post Next post
Up