А помните? Туземною богиней
Смотрели вы умно и горячо,
И косы падали вечерней голубиней
На ваше смуглое плечо.
Ведь это вы скрывались в ниве
Играть русалкою на гуслях кос.
Ведь это вы, чтоб сделаться красивей,
Блестели медом - радость ос.
Их бусы золотые
Одели ожерельем
Лицо, глаза и волос.
Укусов запятые
Учили препинанью голос,
Не зная ссор с весельем.
(Велемир Хлебников)
После четырёх публикаций про англичан да американцев по сложившейся традиции настал момент снова обратиться к творчеству современных отечественных художников. В прошлый раз, в
посте за номером 279, озаглавленном «Россия: современники. Сюрреализм и магический реализм-II», я познакомила читателей с полотнами десяти художников, работающих в обозначенной стилистике. Но пул современных российских сюрреалистов и магических реалистов далеко ещё не исчерпан, поэтому сегодня будет представлена третья часть соответствующей подборки.
284. Россия: современники. Сюрреализм и магический реализм-III
Здесь будут показаны работы художников, родившихся с 1966 по 1974 год. Их всего четверо, но все они отличаются творческой плодовитостью. Хотя художников сегодня представлено будет немного, но подборка получилась весьма разнообразной и интересной. Впрочем, судить вам. Начнём.
Михаил Хохлачев, 1966
Шепот взрыва
Европа
Волшебный урок
День рождения волшебника
Равновесие в абсолютном отличии
Равновесие в абсолютном отличии-2
Галатея
Тайные страсти графа Оранского
Доброе утро, доктор Фрейд
Музыка полна сюрпризов
Ноктюрн из тонких ароматов
Струны лунного света
Клеопатра
Качели любви
Ночь томительного ожидания
Полет невообразимого созвучия
Властелин дождя
Буря
Земля, Ветер и Огонь
Сергей Владимирович Колесников, 1967
Истома
Пигмалион
Тантра
Дриада
Ева
Лилит
Чаша Грааля
Валькирия
Гарпия
Леда
Парадокс выбора
Покорение
Катарсис
Бутон
Зарождение
Имаго
Очищение
Самость
Мёд
Муза
Банник
Тут мы уже переходим от сюрреализма к магическому реализму. Многие могут подумать, что изображённый на картине Сергея Колесникова банник - это такой дух-хранитель бани, что-то вроде домового, порой вредноватый, но в целом добрый дедок. Ага, как же. Читаем в старой книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» (С.Максимов, СПб, 1903):
«Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня всё исправит», она издревле признается нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным: не всякий решается туда заглянуть, и каждый готов ожидать какой-нибудь неприятности, какой-нибудь случайной и неожиданной встречи. Такая встреча может произойти с тем нечистым духом из нежити, который под именем банника поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота».
Или ещё:
«Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями. Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье - это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом, он превращается в собаку, лягушку, в белого зайчика и даже в веник, уголь. Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью. В другом рассказе начала ХХ в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку». (Власова М., "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995)
Лучше стараться избегать контакта с этим «дедушкой» - не париться после полуночи, не оставаться в бане одному. Знающие люди после третьего пара устраивали длительный перерыв, чтобы четвёртый достался баннику, тогда он вроде бы оставался доволен и не пакостил.
Так что героиня последней картины неспроста с подозрением и настороженностью взирает на открывшееся видение. По-хорошему, ей надо бежать оттуда, иначе рискует быть «запаренной» и даже забитой за полок, подобно упомянутой выше старушке.
Следующий художник - он точно не относится к сюрреалистам. Порой бывает трудно классифицировать стиль художника. Можно было даже показать его в подборке современных реалистов, но я всё же рискнула отнести его работы к магическому реализму.
Иван Ефимович Славинский, 1968
Всадница
Пицца
Привет, Китти
Розовые лилии
Юдифь
Фетиш
Утро
Ранним утром
Снег
Солнце
Перед маскарадом
Перед маскарадом-2
Карнавал
На карнавале
После карнавала
Флоренция
Верона
Ангел Венеции
Ангел Венеции-2
Лазурный берег
Париж
Французский флаг
Мулен-Руж
Мулен-Руж-2
Мулен-Руж-3
Мулен-Руж-4
После сцены
Ночью
Отдых
Риальто
У зеркала
В мечтах
В ожидании звонка
Красный бант
Маска
Маска-2
Зона повышенной опасности
Индиго
Ирис
Прозрачность
Ставок больше нет
Обратный отсчет
Не пускать
Парад планет
Неизвестная
Наличные
Модель
Дуэт
Дуэт-2
Дуэт-3
Дуэт-4
И в заключение - возвращаемся к «старому доброму» сюрреализму. Впрочем, и магический здесь присутствует.
Георгий Инёшин, 1974
Розы
Афродита
Вечерняя жара
Любовь зла
Посвящение
Просветлённая любовь
Танцы с костром
Опиум (Любовь - наркотик)
Столпы творения
Источник жизни
Искусство вечно
С последним заголовком невозможно не согласиться. Всё преходяще - и катаклизмы, и эпидемии, и войны, а искусство - оно вне земного, оно «оттуда» - и потому оно вечно. Любите искусство, и будет вам счастье! Ну, и, берегите себя, конечно, а то опять, гляжу, половина народа болеет...
Но всё ж, полагаю - прорвёмся!
До встречи!
К оглавлению Локальное оглавление по российским художникам