Dec 09, 2010 00:07
Меня тут arvegger недавно расспрашивал про память, и вообще периодически эта тема всплывает. Тут как раз в Neuriphsuchopharmacology Reviews вышел новый, этого года обзор общего состояния знаний об устройстве памяти, очень хорошой: «Update on memory Systems and Processes», Lynn Nadel and Oliver Hardt. Весь я его пересказать не могу, в нем примерно миллион страниц (точнее, 23, но шрифт меленький), хочу только написать про одну забавную штуку. Но дело в том, что сперва большинство небиологов нужно ввести в курс дела, введение займет кучу места. (В этом одна из моих проблем - мне постоянно хочется рассказать о каких-нибудь мозговедческих делах, но потом я вспоминаю, сколько места займет введение в тему и понимаю, что до конца его доберутся только самые стойкие. Но, раз уж спрашиват, вдруг в этом случае доберутся?)
Давно известно, что существует две принципиально разные формы памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная - что-то вроде рабочего стола, на котором все под рукой для текущей работы, но картина на нем в любой момент может измениться бесследно. Долговременная - вроде склада, она может длиться долго или вообще всегда.
«Центр» кратковременной памяти находится в префронтальной коре (если вы человек, то она у вас сразу за лобной костью), но в зависимости от типа запоминаемой информации вовлекаются самые разные другие области коры.
Одним из доказательств правомерности деления памяти на долговременную и кратковременную является существование антероградной амнезии. Люди с антероградной амнезией могут оперировать новыми понятиями, но только очень короткое время - до 30 секунд. А дальше новая информация стирается, они неспособны выучиться ничему новому, потому что нарушен переход кратковременной памяти в долговременную. Процесс этого перехода называется консолидацией памяти.
Консолидация проходит в два этапа. Для первого этапа критически необходим синтез белка, потому что происходит изменение структуры синапсов - контактов между нейронами. На животных показано, что если после усвоения новой информации ввести вещества, препятствующие синтезу белка, то усвоения новой информации не произойдкт. Первый этап консолидации проходит с практически обязательным участием гиппокампа (их два, по одному на каждое полушарие, расположены примерно промеж ушей) и нескольких связанных с ним областей. Повреждение гиппокампа собственно и приводит к возникновению антероградной амнезии.
Предполагается, что гиппокамп и связанные с ним области - основное место хранения недавно собранного, но память остается там не навсегда. На втором этапе консолидации память разделяется по типам сохраненной информации, переносится (либо копируется) в самые разные области коры и становится независимой от гиппокампа. Здесь она может храниться вечно, но может со временем и исчезнуть. Почему - пока не вполне ясно.
Уже сохраненную память можно грубо разделить на несколько типов: процедурная память - на последовательность действий, и декларативная - на факты. Декларативная в свою очередь бывает семантическая - на логические последовательности событий и функции объектов, и эпизодическая - совственно «всплывающие в памяти картины», воспоминания как таковые.
Дальше памятью можно пользоваться - вызывать по требованию.
(тут мы наконец добрались до того, ради чего было введение)
И вот что было выяснено недавно. Оказалось, что попытка детально проиграть воспоминания из эпизодической памяти вызывает их частичную перезапись. В момент перезаписи старые воспоминания начинают опять зависеть от гиппокампа, как записываемые новые. И в этот момент память ненадолго теряет стабильность, так что если во время перезаписи произойдет ошибка, то дальше этот фрагмент памяти так и будет существовать с ошибкой, ошибка будет воспроизводиться наравне с правильными эпизодами. Любопытный эксперимент на эту тему был сделан группой Roediger. Людей просили пересказываь запомненную историю и отслеживали возникающие искажения. Они выяснили, во-первых, что возникающие искажения воспроизводятся в последующих пересказах, и, во-вторых, что появление искажений зависит от инструкции по пересказу. Искажения возникают, если при первом пересказе просто попросить рассказать эту историю, и не возникают, если просить рассказать ее как можно более точно. В общем, хотите сохранить свои воспоминание неповрежденными - вспоминайте аккуртно, во всех деталях. Или записывайте. А то будете помнить чего на самом деле не было. С другой стороны, можно ведь и намеренно портить записи, вводя детали в свою пользу.
Эта особенность памяти открывает новые возможности терапии для случаев травматических воспоминаний. Существует вещество, препятствующее перезаписи памяти (реконсолидации). Называется оно пропранолол. Показано, что если пациентов с посттравматическим синдромом просить воспроизвести то самое мучительное для них воспоминание, и ввести при этом пропранолол, то воспоминание ослабляется. Такую терапию проводят в несколько циклов, и она оказывается довольно эффективна. Ее уже начали использовать в Штатах для лечения солдат, вернувшихся с войны.
Так что, выходит, первый «стиратель памяти» найден, но применить его вопреки желанию человека невозможно.