задушевное

Nov 09, 2019 19:35

Wolf Singer, A Naturalistic Approach to the Hard Problem of Consciousness. Front. Syst. Neurosci., 2019,
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnsys.2019.00058/full?utm_source=F-AAE&utm_medium=EMLF&utm_campaign=MRK_1139243_55_Neuros_20191031_arts_A

Новое рассуждение Вольфа Сингера относительно трудной проблемы сознания (Wolf Singer, один из главных и самых старых теоретиков механизма сознания как временнОй синхронизации процессов в коре). Сильно сокращая, т.к. ознакомиться с полным текстом может всякий желающий.

1. Примем, что восприятие основано на priors - предустановках сенсорных систем, возникающих при их развитии как результат многократного повторения одной и той же стимуляции. Небо - синее, предметы падают вниз, красное яблоко сладкое на вкус, и т.д. Предустановки для своего появления требуют большой статистики, но после того, как статистика набрана, они становятся неоспоримыми, и не изменяются сознательным усилием. Это очевидным образом необходимо для выживания, т.к. оспаривание их привело бы к задержкам реакций на стимулы, опасным для жизни. Такие предустановки по сути описывают материальный мир, назовем их поэтому материальными.

2. Усиление роли социализации в эволюции человека вызвало необходимость выделения и категоризации поведенческих особенностей людей и правил их взаимодейстния - "лень", "храбрость", "справедливость", "жадность", "приличия" - а также передачу информации об этих новых категориях друг другу. В результате появилась новая категория предустановок - предустановки нематериальные. Тут следите за руками: материальные предустановки неоспоримы, доказательством их правоты является само их существование, нематериальные установки использовали те же корковые механизмы, в результате чего они тоже стали неоспоримы, просто потому что другого механизма для использования предустановок в мозгах нет. Так и получилось, что для человека нормально считать существующими как материальные, так и нематериальные явления.

3. "Я" человека статистически очень часто присутствует в его сознании, но у сознания нет прямого доступа к той цепи материальных физиологических реакций, которая предшествует "движениям души". В результате "Я" попадает в категорию нематериальных явлений, аналогично нематериальным предустановкам, к которым человек привык. И "душа" категоризуется как нематериальный объект, который нельзя воспринять обычными органами чувств. То есть, сама по себе трудная проблема сознания (переход от нейронных процессов, обеспечивающих сознание, к субъективному ощущению)  - артефакт предустановок восприятия. И мы не в силах объяснить субъективное материальным по тем же причинам, по которым не можем увидеть небо зеленым, так уж устроены наши предустановки.

Предустановки могут быть поняты логикой, но не могут быть ею изменены, они меняются только статистикой. Как ни пыжься, небо останется синего цвета даже для того, кто знает, что цвет в определенном смысле не существует. С этой точки зрения понятно, почему в действительности после исследования физиологических основ любви она не пропадает, не происходит индивидуального расчеловечивания при изучении человеческого эмоционального. Почему, если бога нет, то все равно ничего нельзя.
Previous post Next post
Up