Мы должны изменить этот мир

Nov 28, 2011 22:08


I cannot understand a society that is more afraid of a man in a dress than a man in a soldier’s uniform.

Joan Nestle, co-founder Lesbian Herstory Archives

Иногда просто диву даёшься, до какой же степени человечество не готово принять изменения в образе жизни, вызванные собственной экспансией и собственным развитием. Мы живём в мире, в котором правила игры испокон веков задавали мужчины, и этот мир отчаянно сопротивляется переменам, цепляясь за старые порядки. Особенно яростным нападкам в патриархальном дискурсе подвергается, как это ни дико звучит, сама цивилизованность и то смягчение нравов вкупе с раскрепощением личности, которое она приносит. Эта критика особенно опасна тем, что ведётся в контексте двух крайне острых проблем современности: 1) нарастания генетического груза и частоты наследственных дефектов в популяциях человека (см. пост Генофобия и социал-дарвинизм) и 2) нарастания межцивилизационных противоречий, прежде всего, между странами т.н. "золотого миллиарда" и беднейшей частью населения земли, которым, ко всему прочему, упорно пытаются придать культурно-конфессиональный характер.

Культурогенез, медленно, но верно выжимающий инфернальность из человеческой жизни, не даёт сегодня покоя множеству кухонных теоретиков "почвенного" толка. Надо ли говорить, что рассуждения на тему пагубности смягчения нравов чаще всего выдержаны в гендерно-ролевом ключе. Вот выдержки из одного обсуждения, весьма типичные для русского сектора Сети.

Человечество идет к стиранию границ между полами. Чем дальше, тем более инициативными, жесткими, властными становятся женщины. Чем дальше, тем меньше от парней требуются традиционно мужские свойства - физическая сила, выносливость, храбрость, презрение к боли. Раньше эти качества были необходимы, чтобы двигать жизнь вперед. Растить хлеб, строить плотины, отгрызать территорию врага. Но современные технологии заметно облегчили физический труд, да и передел мира почти завершен. А если война случается, побеждает в ней не врытая в землю пехота, а лобастые генералы у пультов управления ракетами.
.............
Время формирует среду, среда - стиль жизни, характер, моду. Так что в перспективе, скорее всего, унисекс будет рулить.
.............
Кто-то недавно писал, что в США уже выросло целое поколение американцев, никогда не получавших по морде. Я думаю, и в нашей стране такое поколение скоро появится.

Со всем согласен. Кроме этого: "Так что в перспективе, скорее всего, унисекс будет рулить."
Не будет он рулить))) Уже спускаются с гор юноши, воспитанные в традиционном мужском ключе. Подобное, кстати, во всем мире происходит. Вот эти ребята и будут рулить. А метросексуалы - это тупиковая ветвь и существовать ей осталось совсем недолго.

про спуск с гор - сто процентов. И еще со степей подтянутся и логично заменят вымерших белых мужчин. Я о том и говорю, логика эволюции.

"а что, неужели нельзя быть "настоящим мужиком" без этой умопомрачительной агрессии?"
- Нельзя, т.к. для парней - это норма. (...) Что ждет парня, который не умеет постоять за себя? В бизнес ему точно не влезть - это борьба, борьба за власть, и такого сольют в первую очередь.

Первые три абзаца отражают относительно взвешенную позицию автора поста, последующие - принадлежат уже более радикально мыслящим людям. Подтекст всех этих рассуждений очевиден: мы находимся (или вот-вот окажемся) в состоянии перманентной войны всех против всех, и для выживания необходимо угрюмо качать мускулатуру и по умолчанию рассматривать ближнего как врага и/или конкурента, готовясь к худшему. Инферно, с такой неохотой выпускающее нас из своих тяжёлых когтей, имеет на солнечно-голубой Земле множество живых рупоров, повторяющих заклинания о вечности и незыблемости древнего миропорядка.

Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что гуманизация жизни и пресечение конкурентного беспредела, оформленное и закреплённое в культуре через такие институциональные понятия, как этика, мораль, справедливость, свобода, законность и правопорядок - неизбежное следствие роста плотности популяции и невероятного усложнения жизни в результате перехода к оседлости и освоения всё более труднодоступных ресурсов. И, конечно, соответствующего развития знаний и технологий, позволяющих сегодня стереть с лица Земли всё живое. Превратившись в биогеохимический фактор планетарного масштаба, человек стал субъектом ответственности за судьбу биосферы. Ответственности, которую он никак не может осознать. Человечность, милосердие, толерантность - всё это может быть пустым звуком для кучки варваров, живущих постоянными набегами на соседей, но не для перенаселённой планеты, напичканной ядерным оружием. Нельзя держать в руках колоссальную разрушительную мощь и оставаться наполовину разумным, призывая равняться на выходцев из гор и степей, пополняющих криминалитет мегаполисов. Это состояние всё более неустойчивого равновесия. Есть только два пути дальше - катастрофического отката в дикость с возвратом к копью и дубинке (после которого всё равно неизбежен новый подъём с наступанием на ржавые грабли) и путь ноосферогенеза, становление "человека облагороженного образа", о котором мечтал Даниил Андреев.

Путь постоянной оглядки на звериное прошлое с бесконечным оправданием собственной слабости и разнузданности, фетишизацией насилия и агрессии и стремлением биологизировать все сферы общественной жизни, включая политику и производство, - это путь, недостойный Человека разумного. И к выходу из системного эколого-ресурсного кризиса, в котором оказалось человечество в результате реализации патриархальных моделей развития, он, увы, не ведёт. К сожалению, в глубокой тени умолчания постоянно оказывается именно гендерно-ролевая подоплёка этого кризиса, которая требует для всестороннего рассмотрения отдельного поста.

За благородной ролью воина, защитника и добытчика, данной мужчине самой природой, совершенно потерялась многомерность Человека. В дискуссиях о гендерных ролях поражает убожество трактовки мужской личности. "Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, (...) но просто рубила со всего плеча; хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза, и, не обскобливши, пустила на свет..." (©). Всё выходит точно по Гоголю: две-три черты, отражающие умение постоять за себя, агрессивность да решительность - вот вам и весь "джентльменский набор". Косвенным свидетельством крайней поверхностности восприятия мужского идеала в современном обществе может служить жёсткая привязка этого идеала к внешности человека. Простота, небрежная суровость, закрытость и бесформенность костюма в наибольшей степени соответствуют стереотипу мужской роли. Любые вольности в гардеробе, которые так или иначе привлекают к человеку внимание, расцениваются как проявление если не изнеженности, то своеобразной развращённости, вырождения (даже если не влекут обвинений в гомосексуальности). При этом мужчине с "неканонической" внешностью могут отказывать не только в мужской привлекательности и высоком статусе, но и в таких традиционно мужских качествах, как исследовательское поведение и тяга к освоению новых пространств. См. более чем красноречивый пример (два поста под ником АлекСандр).

Принято считать, что в мужской одежде должно быть удобно бить морду противнику или пинать его ногами. Судя по всему, это остаётся главным требованием, задающим магистральное развитие мужской моды. Собственно, что ещё нужно "чотким пацанам"? И неважно, уличный ли это гопник или же человек, пришедший в большую политику с понятиями и лексиконом криминального авторитета. Вертикаль есть вертикаль - меняется только качество ткани и цены на услуги портных. Да мордобитие обрастает переносными смыслами. Эстетические же мерки, применяемые к мужским образам, в своей основе практически неизменны от подвалов до светских салонов.

Концепция фристайла считает искусственной негативную связь, усматриваемую между гендерно-нестандартной внешностью и личностью человека. Ни полноценность его гендерной роли, ни тем более состоятельность личности не могут браться под сомнение. И в юбке, и в платье можно ничуть не менее качественно "отделать" самоуверенного обидчика, чем в одежде из двух соединённых вместе штанин. Но не это главное. Фристайл - это не только культ здорового и красивого, а значит, и сильного тела, но и стремление к постоянному духовному восхождению, кропотливой работе над собой. Человек облагороженного образа будет великолепно развит физически и в совершенстве владеть навыками самообороны. Но ему никогда не придёт в голову использовать свою силу и боевое искусство в низменных целях, обратить их против слабого, напасть первым. Он найдёт тысячи способов направить "природную агрессивность", якобы свойственную сидящему в каждом из нас древнему мужчине-охотнику, на благо других людей или хотя бы испытать себя в трудностях и опасностях нашей Ойкумены или даже за её пределами. Мне жаль мир, в котором единственной альтернативой праздной неге и сытости считают бесконечную "толковищу до кровянки" и поедание друг друга.

Но изменится он только вместе с нами.



Илл.: http://ukrainaonline.net/photo_albums/50-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B.html

цивилизация, социальная инженерия, антипатриархат, социальная экология, философия фристайла, антропоэкософия

Previous post Next post
Up