Занятие по творческому развитию "Золотое солнце осени"

Nov 18, 2011 00:39

Что нужно: золотая гуашь или акрил, большой плотный лист, тесто соленое, гуашь красная и желтая,  гуашь или акварель различных оттенков серого, синего, голубого, клей, засушенные листья клена, липы, березы, осины, дуба, яндекс картинки с запросом "золотая осень" или "золотая осень, знаменитые художники" или "золотая осень, фото". Еще лучше найти в себе силы и во время прогулки обратить внимание ребенка на то, какого цвета листья, трава, цветы, солнце, небо осенью. Рассказать почему ее называют "золотой". Представить что солнце своими лучами все лето питает листья золотом, и вот осенью они становятся золотыми, багряными и т.д. Раскройте свою фантазию. И как можно меньше вопросов задавайте малышу. Напитайте его впечатлениями (с) Женя Забурдаева (мой  любимый педагог моего любимого сада). 
Итак, берем листья. Здорово, если листья вы будете собирать вместе со своим малышом. Изучайте структуру листа, его цвет, придумывайте на что он похож (еще никто не отменял ассоциативного мышления да ведь?). Я к сожалению с детьми в центре такой возможности лишена, но перед тем как приступить к работе мы с ними изучали уже засушенные листья. Вот клен - если приложить к нему ладошку выходит что у его листочка тоже пять пальцев. А вот дуб - он похож на фигурку елки, если бы она была пряничной. А вот липа - она как большое сердце. Листья мы нюхаем, держим в руках, парочку даже можем раскрошить. В общем как и сказано в канонах классической педагогики, воздействуем на все органы чувств. Один любимый паренек трех лет уверял меня, что он пил чай не только из сердечных листов (липы, если вы помните), но когда он болел, мама делала чай из дуба. Мама конечно потом отнекивалась. Но этот детский анализ и домысливание мне понравились очень. 
В общем я перед детьми выставляла поднос с листьями. Вот такой:


После этого, мы листья дружно красили золотой краской. Можно придумать сказку про нее. Что краска эта пролилась с самого солнца)))). Детям такие увертюры близки и помогают им пропустить через себя, такой казалось бы банальный факт, что краска тоже бывает золотой. Но кто помнит свое детство, наверняка должен вспомнить как завораживало наличие золотинки в конфете. Именно поэтому, я даю детям мазнуть краской по своей руке и пальцам, размазать по столу несколько капель, удивиться ее мерцанию и теплу.



Пока дети красят, я крашу с ними. Я тоже вся в процессе. Поэтому нам интересно всем вместе. Кисточка не любит много краски, ей нравится макать самый кончик, она гладит листочки, дает им солнечное тепло. Вот так примерно я говорю с детьми. Было бы здорово конечно записать занятие, чтобы я не знала что оно записывается))) и показать вам. Но пока я еще стесняюсь других взрослых. Жду прорыва, когда смогу устраивать мастер классы по совместному творчеству детей и родителей. 
Так вот. Приблизительно так мы красили.


Это фотка из детского сада, не из центра, но делали мы и там и в центре одно и тоже. Так что не придирайтесь если что)))). 
Итак, после покраски мы отправили все листочки сушиться и приступили к  покраске куска неба. Небо у нас было из плотного картона формата А3 где-то. Можно взять любую крышку от коробки или папку от бумаги и т.д. Дальше мы с детьми рассматривали картины великих художников. Не только русских. Русских вот тут подборка. Всяких современных в том числе можете здесь поглядеть с дитями. Мне Кустодиев очень нравится. Мое прям. И фотки разные осенние. Вот тут вот мне понравились. И особенно предисловие к ним. Фото лично мне понравившееся - вот это. Потому что небо такое, все пропитанное солнцем, но уже высокое и холодное и пронзительное. И самолет летит. И багряная ветка видна. В общем такой солнечный, ясный осенний день. У меня на 16 летие была такая погода. И листьев было очень много. Это сейчас вам чтобы вы понимали, что без души работать нельзя. И что работа тут двусторонняя. Я детей напитываю и сама откапываю в себе своего ребенка. Счастье да и только. Ну так вот. Смотрели мы на картины, пытались понять какое небо осенью. Я детям навыдавливала в палитру различных оттенков синего, голубого, белого, серого. После того, как они мне эти цвета на картинах и фотографиях показали. А потом обсуждали какое может быть небо, если на небе солнце. Может ли оно быть серым. Или черным. Ну и т.д. Дальше к детям не лезла - важно чтобы они лист закрашивали со своим собственным настроением. У них пока они небо рисовали там и птицы летали и медузы плавали и облака дрались. Это элементы арттерапии, которые я могу себе позволить. Маленькая моя хитрость. Ну и плюс воображение. И творческое мышление.  Жалко в саду не успела эту часть. Хочу еще раз провести занятие. Картины то мы порассматривали, но покрасить небо не успели. В разновозрастных больших группах имеет смысл разбивать такие занятия на несколько дней-этапов. Чтобы кучи малы не было.
Фотографию неба из центра не покажу, не успела отснять ни разу. В краске были по уши)))).
Дальше небо отправили сохнуть и приступили к замешиванию теста для солнца. Я достала муку, соль, каждому ребенку дала потрогать муку. Спросила о впечатлениях. Какая она? Сошлись на том, что кажется что она холодная, мокрая и легкая. Каждый насыпал муки в тазик, потом каждому дала потрогать и попробовать соль на вкус. Сошлись на том, что много соли не съешь. Даже поплевались сходили в ванную. Каждый налил воды в тазик, потом месили тесто. 
Как то вот так:


А потом когда оно стало густое - вот так:


Всем дала попробовать размять свой кусочек, дала помять. Многие дети в работе с тестом и красками и клеем бояться пачкать руки. Вот когда начинаешь с ними тесто месить чуть ли не каждую неделю - они привыкают что это не страшно. А я горда. Дети не бояться пачкаться. Для многих родителей звучит ужасающе, но если им показать другую сторону этой педантичной аккуратности, думаю они задумаются. Тут отступление от темы - у меня педагогический понос. Если пачкаться плохо то - нельзя готовить. Всегда грязные руки пока готовишь. Нельзя мыть полы тряпкой, протирать пыль, мыть свои ботинки - руки длительное время соприкасаются с грязью. Нельзя сажать что-то в землю, рыхлить, поливать, подкармливать. Ведь в земле столько опасного, раз мама на площадке не разрешает на нее даже садиться. Нельзя чинить потекший кран, унитаз, машину. Лучше быть инфантильным мальчиком, который выше всего этого (а на самом деле боится). В общем список думаю можете продолжить сами)))) 
Все. Понос закончился. Продолжим о занятии. 
Итак, тесто замесили. Добавлять ли краски или красить уже готовый макет солнца - это ваше личное дело. У меня было несколько вариантов. С одними детьми мы замесили красное тесто, потом располовинили, и во вторую половину добавили желтого. И получилось превращение, из желтого и красного вышел очень симпатичный морковный цвет (наша советская гуашь при смешении непредсказуема вообще))). С другой группой мы сделали два куска. Один сделали красным, другой желтым. А в саду вообще не красили тесто, а уже готовое солнце покрыли золотой краской. Все в ваших руках в общем. 
В центре я придумала немного детей в астрономию ввести. Сказочным таким путем и неявным. Рассказала, какое горячее сердце у солнца. Называется оно ядро. Похоже на ярко красный шар. Может это не точно с точки зрения науки, но на трехлеток произвело впечатление, и я уверено заложило первоначальный интерес к устройству небесных тел. 
Так вот ядро было красным, а вокруг ядра (сердца) была внешняя часть, морковная или желтая. Я назвала это местом, где рождаются лучики (кстати один из слоев поверхности солнца называется лучистым, правда из-за излучения а не из-за лучей). Но об этом дети узнают попозже))) а вы можете например тут узнать. Ну вдруг не в курсе как там солнечная кухня работает. Я вот не особо в курсе до занятия была. Учусь вместе с детьми, понимаете?))))
В общем сначала мы слепили шар из красного теста (а в саду из некрашенного), погрели его в руках, отдали ему свое тепло. А дальше посадили его на уже высохшее небо. Придавили пальцами, в саду еще и дырок наделали в нем, почему то захотелось детям дырявого солнца (а я не была против, это же креатив и пинцетный захват и мелкая моторика, куча педзадач сразу). Потом обняли желтым (морковным) ободком (короной), в саду просто покрасили золотом. И получилось что то вот такое:



и в центре вот так:



Потом мы достали наши золотые листья и придумали сделать из них лучи для нашего солнца. Важно, не навязывать детям свою идею, вроде "сейчас все возьмут в руки листочки и сделают из них лучи". Чтобы их собственную творческую жилу развивать можно начать придумывать, из чего же можно сделать лучи на самом деле? Из макарон, из карандашей, из мишуры, из пластиковых ложек и т.д. А что если сделать из наших золотых листьев? Ведь осень у нас золотая. И листья золотые. Пусть и солнце будет осенним и золотым. Вот как то так. Дальше появляется клей и под предлогом осеннего дождя капает на картину. Детям очень нравится канцелярский клей. Он так причудливо растекается, застывает, тягуче капает. Умоляю вас, не лишайте их этого удовольствия, покупая скучный клей карандаш?)))) Мы вот с Варькой сегодня залили ее столик клеем. Она ждала пока он застынет, трогала пальцами, продавливала. Потом взяла стек, все сковырнула и собрала пылесосом. Вот для многих - бессмысленное занятие. А она там увидела отражение лампы, прикинула что в клее может застыть сухой листочек гортензии, и семечка, если отколупать  то почти как стеклышко. И все это опять же воображение, сюжетно-ролевая игра, предметная деятельность и мелкая моторика. И креатив, креатив и еще раз креатив. Вот. Так что канцелярский клей наше все. Особенно в преддверии зимних поделок, ведь из него можно сделать заледеневшую речку, каток, обледеневшие деревья и т.д. Вот опять меня понесло. Простите)))))
Так что там. Вот. Да. Клей капает на картинку как осенний дождь. Младшие дети могут проговаривать все эти капли. "Кап, кап", Старшие уже могут придумывать кто попадет под дождь, что станет с каплями возле солнца, и т.д. Потом на клей мы приклеили золотые листья и вот что вышло. Прошу восхищаться громко и в комментариях. Потому что по мне, так шедевры))))))





Пока мои хорошие)))) До новых встреч!
Previous post Next post
Up