Посмотрел видео предоставленное каналом TacticMedia под названием "Олег Растренин о становлении штурмовой авиации." Что же в этом видео есть такого что можно использовать для подтверждения своих тезисов?
Тезис №1
Главной причиной создания ударного самолета специальной постройки стала низкая эффективность авиационного вооружения воздух-земля(АВВЗ) а не уязвимость самолетов от огня с земли. Последнее было верно для ПМВ, с ее картонными самолетами и низкой скоростью. А вот потом стало немного не так. Что нам говорит видео?
1) Начнем сначала с немцев.
Во времена ПМВ немцы обзавелись переделанными самолетами с бронезащитой, так называемой J серией. Мало того, они еще и запилили первый в мире цельнометаллический бронекорпусный штурмовик Junkers J.I. Их немцы наклепали целых 227 штук. Так-то. И еще до кучи сделали первый в мире противотанковый самолет A.E.G. G.IVk.
Однако когда в Третьем Рейхсмахте начинают создавать свою авиацию то к теме бронированных и бронекорпусных штурмовиков не возвращаются. Вместо них для непосредственной поддержки войск создают пикирующий бомбардировщик Ю-87, чья конструкция как раз и предназначена для компенсации одной из слабостей АВВЗ - низкой точности попадания тогдашних авиабомб. Дальше больше, к штуке присоединяется каноненфогель, у которого опять же исправлен основной баг пушечного вооружения - низкая убойность.
Посмотрим на это всё в целом. Немцы в очередной раз решили что они самые умные и могут натянуть тогдашний технический уровень на свои хотелки. Первоначальные успехи старого вермахта и штук вместе с ним вроде как подтверждают что у них получилось. Однако первое серьезное испытание, оно же БЗБ, показало что при более менее нормальном истребительном противодействии это ведро долго не живет, так как ради точности бомбометания конструкторы пожертвовали всем остальным. Никогда не было и вот опять. В северной Африке тоже недолго музыка играла. На востоке казалось бы полное раздолье - пикируй не хочу. Однако и тут счастья нет. Немцы начинают сначала обмазывать юнкерс броней, потом отказываться от пикирования и наконец запиливают бронированный штурмовик Hs-129. Вот такие вот Wurstы с котятами.
2) А что в это время было в советском союзе?
Думали ли они вообще так же как немцы когда решили продолжать тему бронированных штурмовиков после ПМВ? Оказывается таки да. В СССР в конце 20х годов под созданную концепцию последовательных операций натеоретизировали три типа самолетов: линейный самолет (ЛН), тяжелый штурмовой бомбардировщик и дальний тяжелый истребитель. Предполагалось что ТШБ должен бомбить с высоты 2000м. Однако вероятность попадания с такой высоты оказалась низкой. Чтобы ее увеличить надо было бомбить с низкой высоты с вполне понятными последствиями. Чтобы этого избежать предполагалось дать ТШБ бронезащиту весом не 400 кг как у ЛН, а целых 800-1200кг.
Будем ждать подробностей о советских межвоенных авиационных программах в следующих видео с Растрениным.
Тезис №2
Неспособность советской авиапромышленности полностью перейти к цельнометаллическому самолетостроению объяснялась не нехваткой алюминия, а самим фактом недостаточного уровня этой самой промышленности, застрявшей одной ногой в деревянном самолетостроении. Как сообщает Тимин на 37е годы цельнометаллические самолеты могли выпускаться большой серией на заводе №22 в Филях и очень небольшой серией заводом №39. Остальные заводы уже более менее имели оборудование для производства ЦС, но все еще никак не могли его осилить.
Вообще к большому сожалению архивных "авиаторов" гораздо меньше чем "танкистов" и в сети они в разы менее активны, поэтому свежей информации по авиастроению кот наплакал.
P.S.Общая информация.
Серийные штурмовики первой мировой, английские:
- Sopwith T.F.2 Salamander (бронекорпусный)
Серийные штурмовики первой мировой, немецкие:
- Albatros J.I/J.II
- A.E.G. J.I/J.II
- Junkers J.I (бронекорпусный)
Опытные советские штурмовики межвоенного периода:
- Р-1
- Р-3
- Ил-400б
- ТШ-Б (АНТ-17)
- ТШ-2
- ШОН
- ТШ-3
- Р-5ССС
- Ди-6ш
- "Ивановы" Сухого Поликарпова Немана Кочергина Григоровича
Советские авиационные заводы:
- завод №22 Фили
- завод №39 Москва
- завод №126 Комсомольск-на-Амуре
- завод №125 Иркутск
- завод №124 Казань
- завод №18 Воронеж