О преподаваніи математики и теорфизики

Nov 11, 2008 19:24

Какъ лучше всего преподавать, чтобы изъ хорошихъ студентовъ получались хорошіе учёные? Приходятъ разные студенты - одни знаютъ и умѣютъ очень много, другіе всего лишь старательно изучили данную раньше программу. Предположимъ, что учитель знаетъ всё и знаетъ, какъ всё объяснить (большая натяжка во многихъ случаяхъ, но всё же). Нужно ли всё ( Read more... )

science, essay, school

Leave a comment

sowa December 17 2008, 04:49:41 UTC
Вы несколько неожиданно, и я бы сказал, грубо, прервали интересную беседу с posic, но я все же рискну задать свой вопрос.

"если анализ первого семестра изучать 3 года, причем все делать своими руками, то в конце все кажется довольно естественным"

Зачем это? Честно говоря, меня бы от этого тоска взяла, и естественным мне бы казался только садизм преподавателей. Насколько я могу судить (например, по опубликованным книгам), в нынешних матшколах 4 года учат тому матералу из анализа, который средним студентом в подходящем возрасте усваивается за полгода, а сильным - за месяц.

Мне тут непоняты еще две вещи. Зачем в матшколах преподают тот материал, который есть в университетской программе? Почему анализ доминирует?

Reply

jedal December 17 2008, 13:15:47 UTC
Мне кажется, что для содержательного общения (общения в широком смысле -- включая чтение книг etc) необходима "презумпция ума [собеседника]". В частности, реплики в стиле "зачем вы пишете о том, чего не знаете" свидетельствуют о том, что КПД уже упал до нуля (ну я сам виноват, возможно, но продолжать было бессмысленно в любом случае ( ... )

Reply

вторая часть длинного комментария jedal December 17 2008, 13:16:24 UTC
Основную роль в таком выборе стержневой темы сейчас наверное играет традиция (интересно было бы, кстати, ее проследить -- то есть, начинается все, видимо, с Константинова (но про это я ничего не знаю более-менее), а от листков Давидовича наши отличаются уже деталями), а все остальное -- попытка рационализации (моя личная, причем). Но все это представляется довольно удачным выбором: изучаются объекты, которые школьникам до какой-то степени понятны (действительные числа вначале или площадь [под графиком] в конце), но в которых возникают нетривиальные эффекты (равномощность множества и подмножества или, там, изменение значения бесконечной суммы при перестановке слагаемых); при этом повляется аксиоматический метод, определение--теорема--доказательство etc, причем его использование оправдано (наивные рассуждения ведут к парадоксам etc; впрочем, этот момент не стоит переоценивать). И есть ощущение какого-то движения, подъема наверх (сначала мы не понимали даже, что такое рациональные числа, а теперь уже разобрались с определением ( ... )

Reply

Re: вторая часть длинного комментария sowa December 19 2008, 09:19:48 UTC
Большое спасибо за детальный ответ. Вы подтвердили мое подозрение, что традиция играет большую роль (а она сама, наверное, идет "извне", от приложений). Но не только, соображение об иерархической структуре курса "анализа" серьезное. Спорить с Вашими соображениями я не буду, они вполне убедительны, но, мне кажется, не исключают того, что можно учить иначе.

Я целиком согласен с тем, что "более-менее любая наука усваивается в 18 лет лучше, чем в 14; но только теми, кто в 14 несмотря ни на что активно учился", и обе части, на мой взгляд, важны. Но я бы не согласился добавить "тому же, но иначе". На мой вкус, курс анализа 57-й школы слишком похож на университетский. И, как писали тут в ЖЖ, это приводит и к проблемам - поначалу бывшему матшкольнику все кажется очевидным и не стоящим внимания, а через год-два обнаруживается, что это все-таки не так, и он что-то важное из университетского курса упустил ( ... )

Reply

часть 1 jedal December 19 2008, 18:35:56 UTC

Вы затронули много разных тем, каждую из которых можно обсуждать довольно долго, поэтому напишу только про несколько моментов.

На мехмате мне было скучно более-менее на любых лекциях, в том числе по незнакомому материалу. Связано это с разнообразными проблемами мехмата, которые наверное не стоит здесь подробно обсуждать: обсуждений было уже масса, а толку от них все равно не будет - и слишком все запущено, и слишком мал удельный вес разумных людей среди тех, кто там на что-то может повлиять; надеюсь только на новый факультет Вышки. Но все же отмечу, что если даже один класс оказывается тяжело учить математике хорошо, обучая всех одинаково (причем в матклассе эта одинаковость очень условно - каждый общается с преподавателем индивидуально, и даже листки иногда пишутся персонально для какого-нибудь особенно сильного школьника), то сколь же нелепа идея одинаково учить 300 первокурсников мехмата (в реальности получается, конечно, не одинаково, но различия носят случайный, а не продуманный характер: программа на всем отделении математики ( ... )

Reply

Re: часть 1 sowa December 22 2008, 22:34:27 UTC
Извините за задержку с ответом.

Конечно, учтить 300 челвек по одной программе - это плохо. Когда я учился, было 100 (на отделении чистой математики), и то это было плохо. Впрочем, это усугублялось намеренным перемешиванием учеников разного уровня. С одной стороны, большинство сильных студентов было в 1-й группе (разумная идея), с другой - в нее была включена примерно треть очень слабых. Замысел был в том, что сильные будут помогать слабым (комсомольские поручения были такие), и ничего из этого не получалось.

"не ясно, как такое совместить с походами и прочим неформальным взаимодействием учеников и «студентов» вне уроков математики"

Судя по разным обсуждениям, это наиболее сомнительный элемент организации этих школ. В ЖЖ я наблюдаю катастрофическое результат влияния этой системы на (хотя бы некоторых) преподавателей - они считают себя непогрешимыми и считают ниже своего достоинства вступать в спор или диалог с потенциальными оппонетами (кроме немногих "допущенных к столу"). Я воздержусь от упоминания фамилий. Подобного ( ... )

Reply

Re: часть 1 jedal December 28 2008, 14:25:42 UTC
Боюсь, что не понимаю, кого Вы имеете в виду (может быть Вы сочтете возможным прислать какие-нибудь ссылки по почте?). В любом случае, решая, можно ли подпускать какого-то преподавателя к детям, стоит учитывать не только впечатление, которое он производит в ЖЖ-дискуссиях, но и собственно результаты его преподавания, полагаю. У меня совершенно не получается предсказать последнее по первому; возможно Вы проницательнее.

Reply

Re: часть 1 sowa December 28 2008, 23:46:04 UTC
Можно прислать и почте - если знать адрес. Затевать публичное обсуждение этих персонажей не хотелость бы.

Я не брался и не берусь предсказывать эффективность преподавания математики по ЖЖ-дискуссиям. Я о другом. Во ходе "внеклассной работы" преподаватель приобретает черезмерный авторитет - создается нечто вроде культа личности. Преподаватель математики или программирования превращается в авторитет в вопросах морали, политики, эстетики. С каждым годом он все более эффективен как "универсальный лидер" (fürer). В ЖЖ я наблюдаю конечную стадию этого процесса - постояные обвинения оппонентов в аморальности их позиции, нежелание защищать свою в споре, что реализуется нераскрываемыми комментами, так что "моральный авторитет" никогда не признает необоснованности своей позции, etc.

Я думаю, что культ личности и в масштабе страны, и в масштабе школы или класса - мягко говоря, очень опасное явление. Даже если в данный момент мне близка политическая позиция фюрера.

Reply

Re: часть 1 jedal December 29 2008, 08:51:36 UTC
Здесь обсуждать мне кажется неуместным, действительно. Адрес -- как в profile: umagon@gmail.com

Reply

часть 2 jedal December 19 2008, 18:37:09 UTC

Для большей предметности позволю себе привести список листков 10 класса, который мы учили (в скобках встречаются мои примечания по содержанию):
  • Непрерывные функции (анализ: т. о промежуточном значении etc)
  • Непрерывные функции (приложения: разрезание бутербродов, вписывание в квадрат etc)
  • Предел функции
  • Метрические пространства (определения)
  • Вычисление пределов

Reply

Re: часть 2 sowa December 22 2008, 22:50:16 UTC
В целом действительно есть некая мешанина (что я заметил и по книжкам). Не все анализ.

Но вот что такое "вычисление пределов"? Если вы вычисляете дзета(2) - это одно, а если производную x2 синуса - это тоска ( ... )

Reply

Re: часть 2 jedal December 28 2008, 11:52:22 UTC
Ну в вычислении пределов имеется второй замечательный предел e^x-1/x и разные простые вещи в духе (1-cos x)/x^2 или (1+1/x+1/x^2)^x (максимум -- \frac{\sqrt[n]{n!}}n). Мне все это кажется вполне осмысленным ( ... )

Reply

Re: часть 2 sowa December 29 2008, 00:07:48 UTC
Осмысленно, но для меня уже неинтересно ( ... )

Reply

трудности топологии jedal January 3 2009, 18:34:08 UTC

Наверное я действительно смешал в своем комментарии две разные вещи.

Проблема у (хорошего, кстати) лектора возникла из-за того (а больше от того, что он решил кое-что упростить, модифицировав стандартные определения; ну да это не так важно сейчас), что на этом уровне в алгебраической топологии уже принято кое-что пропускать (всяческие проверки даже не алгебраического, а пожалуй комбинаторного рода, например). Про университетский курс наверное Вы правы (есть еще проблема, кстати, что при впихивании трех курсов в один за бортом оказываются существенные для понимания вещи - скажем, тяжело что-то понять про когомологии де Рама, когда никакие другие версии не упомниаются).

Но имеется и другая проблема (даже не проблема, в сущности, - особенность): с одной стороны, любую конкретную картинку можно, конечно, (обычно без особых усилий, действительно) заменить формулами и убедиться, что никакого обмана она не скрывает. С другой стороны, если заменить формулами все картинки из учебника по топологии, получится абсолютно верный текст, который, ( ... )

Reply

Re: трудности топологии sowa January 3 2009, 21:21:16 UTC
Лектору следует постоянно оценивать, что можно пропустить, а что нет. Конечно, если аудитория в 100 человек, то делать на ходу это невозможно, и решение принимается заранее ( ... )

Reply

Re: часть 2 ext_105441 February 11 2009, 11:41:33 UTC
Мне кажется, что про топологию Вы тут лукавите слегка. Пример, который я когда-то приводил в ЖЖ-дискуссии (не помню, где) - в момент, когда в большинстве курсов определяется многообразие с краем, у студентов недостаточно понимания, чтобы ответить на естественный вопрос - почему многообразие с краем и многообразие без края - это два разных класса, т.е. почему пространство не гомеоморфно/диффеоморфно замкнутому полупространству. Затыканий такого рода дыр (в известном смысле - если считать, что затыкать надо) занимается книжка Рохлина и Фукса "Начальный курс топологии. Геометрические главы", которую как начальный курс мне всегда казалось воспринимать убийственным.

Наверное, я не совсем Вас понял про топологию - было бы интересно разобраться.

Reply


Leave a comment

Up