"Внутреннее сотрясение". Кроткая в ТЮЗе.

Nov 24, 2010 22:51

23 ноября.  "Кроткая", МТЮЗ. Режиссер - Ирина Керученко. Игорь Гордин, Елена Лямина, Марина Зубанова.

Добрая, доообрая Юлька сделала вид, что не заметила, как меня минимум два раза "размочило" на спектакле до слез. Но после выхода из театра на морозец не выдержала, и с сочувствием глядя на мою потрясенную физиономию сказала: "Умом понимаю, что это - супер, удовольствие мозга - гораздо выше среднего, но эмоциональный отклик близок к нулю". Ну что я хочу сказать, друХ ... ЩаЗ попробую ...

Если у тебя не было попыток не просто анализировать себя или искать оправдание хотя бы одному, но важному шагу, поступку, слову, не-поступку или молчанию в жизни, а дойти до сути, перво-перво-первопричины, до элементарных частиц в твоем черном пространстве-космосе ... тогда ... да и тогда все равно можно дать шанс Достоевскому :)

Достоевский для меня - это не то, что условно в душЕ, и не то что условно в мозге. Это то, что где-то за мозгом. Не в подсознании, в каком-то другом потаенном месте. Туда бывает трудно, стыдно, иногда просто лень заглянуть самой. Зато Достоевский уже заглянул, увидел, препарировал, но вот только выводы забыл сделать :) О том, что хорошо, что плохо, как надо, и как не надо :)

Когда я читала "Кроткую" я почему-то не могла себе представить героя. "Слышала" только, как условный нЕкто исповедовался (?) оправдывался (?) препарировал себя (?) ее (?) их отношения (?). В общем, тот самый случай, что "за мозгом" :) И вот, в ТЮЗе, впервые это "ЗА" Достоевского прямо передо мной, очень близко, явно вполотилось в Игоре Гордине. У "ЗА" появились лицо, голос, пластика Гордина.

Он и она в маленькой комнате с окнами, закрытыми фанерными створками, в которой периодически "врубают" медицинский верхний свет. Аутопсия. Вскрытие патологий.

Он - бывший офицер, теперь - "фининсист", на самом деле - ростовщик, "закладчик". Положение не слишком благородное для него самого (а не для окружающих, как он думает - в этом беда: думает, думает!). Но это положение - лучше того, в котором он оказался после нелепого (как он думает!) случая в полку, где он до этого служил. Из полка пришлось уйти из-за обвинения в трусости. Унижение вместе с дурной славой остались с ним. Униженный гордец.

Судьба дает ему прямо в руки странный дар - ее. Полуребенок, кроткая и гордая, с лицом мадонны невыразимой прелести. Не торгуется. Берет денег - "сколько дадут". Она - в обстоятельствах таких страшных, таких унизительных, что получить ее "в полное владение" - как нечего делать: чуток блеснуть образованностью, великодушием ... Благодарная гордячка.

Как они были нужны друг другу! Такой шанс! Они его упустили.

Он хотел, вытащив ее "из грязи", получить "друга", перед этим сломав ее гордость. Как он сказал? "Смотрел на нее и не сомневался в своем могуществе"? "Самое сладостное чувство - когда не сомневаешься?" Вернуть свое достоинство засчет слома другого человека, более кроткого и униженного, но более гордого? Сначала она просто любила, а он начал поединок с ней. Она приняла вызов, тоже стала жестокой, бунтовала, чуть ли не прогрызла дыру в одной из фанерных створок - оттуда брызнул желтый свет.

Двое, получившие шанс любить, жалеть, наростить надломы друг друга до целого, превратили жизнь друг с другом в ад. Пик поединка - пистолет в ее руках, дулом - к его лицу. Здесь она сломалась. И оказалось, быть рядом с ней, сломленной - совершенно невыносимо. Не этого ли он хотел? Покорное "Я буду любить и уважать Вас" и "я думала, что Вы оставите меня ТАК" - страшее, больнее нЕкуда, больше нет любви. Оказалось, он все это время вел бой с собственной тенью, со своими собственными чудовищами, и за это время она сдалась и исчезла навсегда - разбилась внутри от "внутреннего сотрясения". Остались траурные венки с вплетенными цветами - за теми самыми фанерными створками.

В общем, где-то как-то так ... :)

ТЮЗ, Гордин, театр

Previous post Next post
Up