Мастер и Маргарита 2023

Jan 31, 2024 11:46


Итак, ещё одна экранизация, возможно, главного романа русской литературы XX века. Фильм понравился по нескольким причинам.

Во-первых, дивный микс Мастера и настоящей биографии автора, то есть самого Булгакова. Писатель гуляет по Москве, работает в театре, выглядит и одевается как реальный Булгаков. Его травят советская власть и пресса, снимают постановки, запрещают работать, как это было с Булгаковым. Возникает удивительное и уникальное ощущение, что ты переместился на машине времени и как бы приятельствуешь с писателем, ходишь рядом, общаешься, видишь, как постепенно его уничтожает система, а потом предаст мнимый друг Алоизий Могарыч (известно, что на Булгакова стучали в НКВД его близкие друзья). Выброшено очень много сюжетных линий романа в пользу булгаковской биографии, а значит, не отвлекающие от неё, и добавлены некоторые моменты, которых не было в романе. Это не только не повредило фильму, наоборот, привнесло тот самый привкус личного знакомства.
Лучший Мастер из всех экранизаций, впервые не плоский, скучный и ходульный персонаж.



Во-вторых, параллельная реальность. Что бы было, если Германия не напала на СССР, продолжала сотрудничать, и друг всех физкультурников полностью бы закончил перестройку Москвы в стиле образцовой столицы победившего социализма, с гигантоманией, сталинским ампиром и конструктивизмом? Как в свое время это сделал барон Осман с Парижем под покровительством Наполеона III. Патриаршие пруды в стиле имперской канцелярии Третьего рейха, дома, улицы и построенный Дворец Советов - новая, давлеющая над городом доминанта, завершающая точка. Воплощенная в камне утопия.



Проект главного фасада Дворца Советов.

В-третьих, Воланд. Его играет немец, натурально - Аугуст Диль [August Diehl], причем в полном расцвете мужских сил. А значит, нет стариковской немощи (не верю!) и натужных попыток русского играть иностранца (не верю!-2). Диль органичен в роли иностранного консультанта, выглядит как иностранец, одевается как иностранец, ходит как иностранец, очень естественен и постоянно сбивается на привычный немецкий, потому что его носитель, привет Мефистофелю. Лучший Воланд из всех экранизаций. Кстати, Пилата играет тоже европеец - датчанин Клас Банг [Claes Bang] - и это тоже помогло фильму с нужной ментальностью персонажа.
Свита профессора не подкачала. Азазелло с видом то ли Муссолини, то ли штурмовика Рёма - одним словом, настоящий коричневорубашечник из фашистской партии Италии или Германии, с учётом того, откуда все прибыли - отличный отсыл к эпохе 20-х и 30-х.
Момент необычный. Коровьев в роли злого клоуна-убийцы: макияж, велосипедики, прическа, колпаки, фальцет и инфернальное зло, абсолютно из западноевропейской сумрачной ментальности, их мифов, ужасов и городских легенд. Но такое прочтение принимается. Почему бы ему не быть таким? Это же бесы, всё-таки.

Башаров сыграл Стёпу Лиходеева так, как сыграть может только он один. Браво!

Чего не хватило? Превращение свиты Воланда в её реальный облик и полёт над Москвой. Бегемот почему-то так и остался котом. Жаль, это был красивый и очень важный момент - клоуны и громилы превращаются в пажей и рыцарей сатаны. Под конец началась какая-то совсем фантасмагория, но ладно, пускай. Черти так черти. А вот зачем Москву сожгли? То ли намёк, что Рим сожгли тоже они, науськав Нерона, то ли то, что эта альтернативная реальность больше невозможна, и мы возвращаемся в свою, со Второй мировой войной и недостроенной столицей победившего пролетариата. Не знаю.

Тем не менее, фильм очень хорош. 9 из 10.

image Click to view


имперское, кино, рецензии, лит-музыковедение, советия

Previous post Next post
Up