Истории рассказаны одним нашим другом, давно проживающим в деревнях столько отдаленных, что на карте их точно не найти.
Чудеса - бывают.
Только там, куда нога иностранного туриста ступает редко. Настоящие целители предпочитают селится вдали от больших вонючих городов. И деньги им особенно не нужны.
Почему, одна из причин описана во всех учебниках этнологии, настоящий сибирский шаман, после сеанса целительства пару дней физически не может встать, теряет несколько килограмм веса. Ради бумажек с портретами президентов этого делать не станешь. Тут нужна более высокая мотивация - сострадание, вера.
Чудо трудно описать, его невозможно задокументировать.
Дварка - Город на побережье Аравийскаго моря, на самой границе с Пакистаном
Совершенно средневековый город. Ремесленники, сушат на солнце свежевылепленные кувшины, стучат молотками по медным тазам, ревут ишаки и верблюды, груженные арбузами и бананами, наглые коровы валяются поперёк узких улочек, движение перегораживают. Рядом с храмом бродят отшельники - садху и просто паломники, протопавшие пешком половину субконтинента. Застывшее время.
Здесь родился Кришна, самая почитаемая из аватар бога Вишну. Дварка, одна из четырех самых святых мест во всей Индии. Дхамма. В Дварке его самый известный в Индии храм, 12 века, очень красивый.
Белых туристов там практически нет, даже вездесущих «хари-Кришна». Собственно, в Индии их считают, мягко говоря, клоунами, не уважают и к настоящим святыням не подпускают на пушечный выстрел.
Рядом с храмом у самого моря идут улочки глинобитных сараев. Прогуливаясь там, увидел группу индусов стоящих у пустого дверного проема, услышал мерное постукивание барабана. Подошел.
На глинобитном полу сарайчика лежала местная девушка в желтом сари с охранными узорами на руках, с золотыми серьгами и браслетами, черными разбросанными по полу волосами. Лет 25. Красивая.
Она была в трансе, лицо то и дело корчилось в гримасах, тело били судороги, она металась и скребла ногтями глиняный пол. Кто-то, наверное, из родственников, придерживал ее за руку повыше локтя.
В ногах и в голове сидели два брахмачари, ученики. Один тихо выстукивал на барабане, другой тихо напевал киртан.
Когда она закричала, у меня мурашки по коже пошли, вспомнились евангельские сцены изгнания демонов.
Подошел ближе и встал было рядом, но, лишь мельком взглянув на присутствующих, понял, что я здесь лишний.
Вечером, в гостиннице, увидев на нехудом торсе хозяина шнурок, знак принадлежности к высшей касте, брахманам, стал дипломатично расспрашивать его об этих сарайчиках.
Он сказал, что, да, там лечат, что туда едут со всей Индии и идут пешком. Идти лучше, потому что, лучше.
- А не индуиста будут лечить, меня вот?
- Для излечения вера нужна - заметил брамин, почесывая выпуклый живот
А что у тебя болит?
- Да так, ничего, я вообще интересовался.
Насчет «вообще» собеседнику говорить не захотелось, его больше интересовало много ли в России снега, медведей, играют ли у нас в крикет и сколько стоит гашиш.
Следующий случай - несколько анекдотический.
Если от центральной площади непальской столицы Катманду, стоя спиной к фрик стрит, свернуть налево, спуститься вниз к реке, перейти мост, зажимая ладошкой нос пройти район боен и углубится в трущобы, то там живет Сантош-баба (ударение на последнем слоге). Он - потомок одного из лучших в Непале браминских родов. Живет в трущобах, в жуткой нищете, пребывая в медитации и воспитывая табун детей - своих, приемных, соседских.
Моей знакомой, которая очень давно в Непале, серьезно занимается йогой, нужно было занести бабе пачку фотографий.
Дому триста лет, когда он был построен, там не трущобы были, а аристократический район. Огромное колечество скульптур, которые еще старше дома.
По-английски баба знал несколько слов, я на непали примерно столько же, зато спутница говорила свободно. Они оживленно беседовали и баба, в процессе беседы, несколько раз закручивался узлом, демонстрируя свое понимание некоторых асан йоги. Но главное, он был так по детски рад фотографиям, что даже завязанный, подпрыгивал от счастья, широко улыбался и норовил всё нам подарить.
От красивой и явно очень старинной статуэтки Шивы, хоть и с трудом, удалось отказаться. В результате подружка была одарена цветочными гирляндами и рудракшами. А мне сей святой муж, несмотря на сопротивление, вручил жуткого вида
пластмассовую баночку с черной мазью. Я пытался объяснить, что зубы у меня не болят. Но баба так настойчиво демонстрировал, способ втирания этой массы в десну, что я сдался.
Через 2 недели, оказавшись в глухой-глухой деревушке без аптеки и электричества, разгрызая вяленую буйволятину сломал зуб. Уехать оттуда не мог еще два дня.
Когда менялась погода и начиналась гроза, казалось, что меня пытают в Гестапо. Мазь помогала.
Совпадение это было или сверхъестественное предвидение печальной судьбы моего клыка, не знаю. Да и не важно, главное - баба был настоящий, это по глазам видно.
До перуанской деревни Сан-Кристобаль, по притоку Амазонки Укаяли до ближайшего города, плыть дня три.
Населяющие деревню индейцы шепивы, носят рубашки и джинсы производства КНР. Днем хозяйствуют на огородах и ловят рыбу, а вечером пьют. Кажется, что культуру предков они утратили безвозвратно, но это не совсем так. По крайней мере, культура айаваски здесь жива.
Айаваска - сильнейший из известных галлюциноген, получаемый из коры лианы banisteris caapi с некоторыми другими растениями. В Перу официально объявлена «национальным достоянием», у нас тоже формально не запрещена. Здесь ее используют только в медицинских целях - спросить у добрых духов леса, как прогонять зловредных демонов болезни.
Вокруг Пукальпы, Икитоса, Летисии полно «распивочных» этого магического зелья, с «дипломированными шаманами», веб сайтами, с многостраничными прайслистами.
Настоящие церемонии в деревнях. Только нужно долго, не меньше месяца, прожить на одном месте, чтобы аборигены к вам привыкли и сами пригласили.
Никаких «шаманов» в Амазонии нет. «Шаман» - слово сибирское и, если кто себя здесь так называет, это, скорее всего, жулик. Настоящих айаваскеро зовут либо «брухо» (исп. колдун), либо «курандеро» (исп. целитель).
«Моя» церемония была назначена в самом высоком доме деревни. Стоит он на отшибе у самой реки.
Риккардо, брухо, крепкий мужик лет сорока пришел в 11 вечера. В деревне, как раз вырубили электричество. Вместо децибелов плаксивых песенок о несчастной любви, воздух наполнили пение цикад, лай собак, гул, текущей метрах в 30, Укаяли, непонятные шумы и крики из леса.
Риккардо быстро расставил на полу тысячи разнокалиберных бутылочек. Зажёг три свечи, прочитал по-испански «Отче наш».
Все расселись в круг. Кроме меня и хозяина, участвовали две женщины из деревни. Семидесятилетняя Мария - спросить о своих болезнях. У 35-летней Ирис болел ребёнок и сильно пил муж.
Пожелав всем добра и удачи, колдун передал каждому по стакану густой бурой жидкости. Это и была айаваска.
Потом по кругу пошли зажженные сигареты, табак, тоже магическое растение, чашки с травяными настойками, склянки с эфирными маслами. Что-то нужно было пить, чем-то натирать лицо, руки и ноги.
Риккардо читал молитвы пресвятой Деве, через слово желал всем счастья, бормотал что-то на своём языке. Начал бить в маленький барабанчик и запел. То совсем замолкая, то минутами растягивая диковинные, похожие на наше»ы», гласные.
Потом всех, кроме брухо, рвало. До зелёных кругов перед глазами.
Внезапно, звуки леса перестали быть непонятными. Описать, что происходило дальше - сложно, и, наверное, ненужно.
Скажу лишь, что здоровенная с плоской башкой анаконда, которая приползла навестить лично меня, вполне сносно изъяснялась по-русски.
Бросил ли пить муж Ирис - не знаю, через 2 дня я уехал.
Везде, где западная цивилизация еще не совсем разрушила традиционную культуру - на карибском побережье Колумбии, в горах севера Лаоса и в холмах востока Индии, в Амазонской сельве, на русском Севере и в стране Басков - есть люди, которые знают травки, заговоры, лечат односельчан.
Как к ним попасть?
Уехать куда-нибудь в глушь. Не важно куда, не важно в какой части света, главное чтобы глушь была настоящая. И язык нужно знать.
Пожить там долго. Подружиться с местными. Это автоматически происходит, никаких усилий прикладывать не надо, если вы с местными без идиотского европейского снобизма, они с вами, так же.
Если даже не удалось найти настоящего шамана, любимца духов, сама поездка в настоящую дичь, где никаких двигателей внутреннего сгорания, где еда вчера только бегала, росла на дереве или плавала, а не валялась год на складе - очень положительно скажется на здоровье. И на физическом и на нравственном. Об этом (в смысле поездках в дичь) мы тоже в ближайшее время напишем.
Ну, а если нет времени искать шаманов и целителей живущих в дебрях джунглей и в глухих горных селениях, мы приготовили несколько предложений к целителям более доступным. К тому же в режиме чиптрип.
Волшебства там, наверное, не происходит. Но и оттуда люди возвращаются существенно оздоровившимися. Это проверенно.
Первая серия, ежели в Москве не случится цунами, если злые сибирские лемминги не перегрызут оптико-волоконные кабели - появится в ближайщее время. Следите за лентой.
плз отметьте, что из перечисленного наиболее интересно (выбрать можно только одно) - будем выкладывать в нужной последовательности. Т.е. интересное сначала.
Poll . Poll .