no_rss
id:499497
Современные кочевники - это такая «вещь-в-себе»: смотреть можно - трогать нельзя. Клановые традиции, кодексы поведения, браки среди своих. Их можно сфотографировать, купить у них сувенир и признать их права на обустройство стоянки трейлеров и кибиток там, где им захочется поселиться. На некоторое время.
И кажется, все им немного завидуют: ни паспортов, ни будильников, ни «планов». А этих свободных ребят остается все меньше и меньше.
Ирландские тревеллеры называют себя Minceir или Pavees - «гуляющие». Британцы их называют «ирландскими цыганами», хотя этнически цыганского в них ничего и нет. Всего по Британии, США и Ирландии гуляет где-то 50 тысяч человек, хотя статистика не очень-то умеет переписывать тех, кто перемещается с места на место.
Власти их, понятное дело, не любят и периодически выселяют из местечек, где тревеллеры решают остановиться. В этом году «гуляющим», например, приходится покинуть поселок Дэйл Фарм в Бэлилдон (Подлондонье, 50 км.от столицы), им отрубают электричество и воду и сносят их временные укрепления.
Основные поселения - в Англии, в городках Харрой и Брент: часть живет в муниципальных домах, часть в «домах на колесах» или самострое: долго ли умеючи. Но оседают, в основном, женщины, которых заботит образование их детей, остальные - гуляют дальше. С образованием пока проблемы, но борьба с дискриминацией ведется.
Репутация у ирландских джипси не очень хорошая, но сами о себе они вполне высокого мнения - произошли от ирландских королей или кельтских менестрелей. Те, кто выгоняют их из стихийно возникающих то там, то тут поселений, считают их, по меньшей мере, разбойниками и нарушителями общественного порядка. Британия и Ирландия издают законы, запрещающие лагеря «гуляющих», а те в ответ бурно протестуют, мол их культуре менестрельской угрожают почем зря.
Несколько тысяч живут в Америке - основные кланы зимой бродят по Техасу, Южной Каролине, Калифорнии, а весной могут перекочевать и в Северные штаты. Самое большое поселение - тысячи две с половиной - в деревне Мерфи рядом с городом Северная Огаста, штат Южная Каролина.
Говорят они на своем диалекте (помесь ирландского, греческого, иврита и английского). Работают в основном странствующими «золотыми руками»: кровельщики, художники, строители, маляры, жестянщики и все такое прочее. Еще они собирают металлолом, профессионально разводят борзых и играют в азартные игры - тоже профессионально.
«Гуляющие» редко женятся вне группы, сохраняя «чистоту породы», и, в основном, исповедуют католичество. Есть даже «Кодекс Тревеллера», детали которого широкой общественности не разглашаются, но вроде как запрещены браки с не-тревеллерами, с двоюродными родственниками, с людьми намного старше или моложе.
Мы бы знали о тревеллерах еще меньше, если бы британский канал Channel 4 не снял документальный сериал Big Fat Gypsy Wedding, который побил все рекорды обсуждаемости в Англии, Ирландии и большой части Европы. После фразы Джоржа из «Большого куша» Гая Ричи: «I fucking hate pikeys!», отражающей отношение большинства к «кочующим»,
кино «Большая толстая цыганская свадьба», тем более - документальное, немного изменило картинку в сознании зрителей.
Всем стало понятно, что эти светлокожие, светловолосые ребята - не очень-то цыгане по национальности , что сообщество их очень сплоченное, и они друг друга в обиду не дадут, хотя любят и друг друга побить - отношения здесь часто выясняются боями «один на один».
Парни носят обычную европейскую одежду, а вот женщины одеваются очень броско с юного возраста. Этакая смесь хиппи-стайл, цыганского количества украшений, плюс макияж в пять слоев с детства, мини и пуш-апы, шпильки в 20 см со стразами - и все танцуют, как Шакира.
Но при этом - правила поведения вполне патриархальны. Замуж выходят девственницами и только, причем рано - 20 лет - уже старая дева. До замужества пить нельзя, после - некрасиво (мужчинам можно - как угодно), работать после замужества - позор семье. Разводы - редкость, но домашнее насилие - обычное дело.
Зарабатывают мужчины, тратят женщины. Зато мужчина в «доме» ничего не делает: порядок - женское дело. Трейлеры вылизаны до блеска, все сияет, все выстирано и выглажено. Да, и заходить мужчинам в трейлеры в гости неприлично - все равно, что в спальню, а подружкам жены можно, сколько угодно. И туалеты у них - только на улице.
Дети, если и учатся, то рано бросают школы, так что читать и писать умеет едва ли каждый десятый. Ну и не зря сюжет сериала крутится вокруг свадьбы - что цыганские, что IT - свадьбы - это главное и самое масштабное событие жизни. Платья с 20-метровыми шлейфами или с мигающей подсветкой, сотни гостей и обязательные драки - почти как в наших деревнях, только в сто раз разноцветней и пышней. На русский язык фильм пока не переведен, но в сети найти его можно - затягивает даже без перевода (
подробнее).
В Швейцарии, Австрии, Франции, Германии и Бельгии живут ениши (Jenische - нем.), частично кочующие и не признанные ни одной страной Европы, кроме Швейцарии, как нацменьшинство, в отличие от ирландских тревеллеров.
Они отделают себя от цыган, говорят на своем енишском жаргоне (швейцарский диалект немецкого). Швейцария вообще - наиболее лояльна к кочующим, здесь есть «Общество путешествующих на колесах по большой дороге», представляющее интересы енишей, рома и синти (цыган), и получающее материальную помощь от государства. Местные власти обязаны предоставлять им места для стоянок и переездов и решать школьный вопрос.
Увидеть большую тусовку европейских кочующих можно на Фирвальдштетском озере в Герсау (Gersau), где ежегодно проводится праздник «феккерхильби» - ярмарка - гуляния - развлечения. Собираются и ениши, и ромы и цыгане-синти. И все желающие.
В сентябре 2011 года ярмарка прошла в Бриенце, так что может быть и в следующем году кочующие соберутся там же.
Что касается настоящих цыган, то мир делится на ром и гаджо (цыган - не цыган), и это - основа их мировоззрения. Этот древний народ кочует по миру уже больше 1000 лет вместе с мифами, предубеждением против них и безусловным очарованием цыганской романтики: в табор к костру да с песнями порою нестерпимо хочется.
Сегодня их, наверное, миллионов 12, но кочуют только небольшие группы, остальные осели, хотя и обособленно - цыганскими деревнями и кварталами, куда приличные гаджо предпочитают не соваться. Большинство кочующих - как правило, это отдельные семьи - сменили кибитки (кстати, Чарли Чаплин родился именно в цыганской кибитке) на трейлеры, переезжают с места на место с переносными телевизорами и отмечают Всемирный День Цыган 8 апреля.
У них даже свой флаг есть: синяя полоса наверху - небо, зеленая внизу - трава, а посередине красное колесо. Есть и свой язык, а с алфавитом как-то не сложилось, поэтому, где живут, теми буквами и пишут.
Гадание по руке цыгане привезли из Индии, да и вообще - появились они в Северной Индии, где их и по сей день больше всего. А Южную Европу они заселили веке в 14-ом, и ай-на-нэ прижилось и в музыке и в общей культуре в Молдавии, Сербии, Венгрии Румынии и Боснии.
У ромов есть деление на своеобразные касты по роду занятий: свой бизнес, торговля, милостыня. Гадание - женское дело, внекастовое. Но самые уважаемые - интеллигенция - творческие династии. А баронов у цыган нет, это гаджо так назвали уважаемых людей, авторитетов, или «боро» - по-цыгански.
Совершенно особые кочевники - бедуины. Всего их около 2 миллионов и живут они в Северной Африке, Израиле и Иордании. И если бедуины - христиане (Израиль и Иордания) чаще ведут оседлый образ жизни и уже не отличаются особо впечатляющими традициями, то некоторые кланы мусульманских бедуинов, действительно, живут совершенно необычной планетой со своими законами.
Вся жизнь - вокруг верблюда (шерсть, молоко, мясо, шкура, навоз на кизяки для огня и транспорт), стало быть, пока верблюду есть, что есть - бедуины остаются на месте, затем уходят дальше в пустыню. В бедуинском языке слова «красота» и «верблюд» - однокоренные. Власти Египта и Ливии, а именно здесь их кочует наибольшее количество, никак этот народ не учитывают и в дела его не вмешиваются. Пара-тройка «туристических» бедуинских деревень не в счет.
Вряд ли кто из них точно знает свой возраст и уж тем более дату своего рождения. Да и день рождения здесь празднуется однажды - лет в шесть, если ребенок дожил до шести-семи, значит - бедуинский гражданин состоялся. За детьми здесь особо смотреть не принято, и лет с двух они предоставлены самим себе под условным присмотром одной-двух женщин из клана.
Понятия любви, как такового, здесь нет. Мужчина, заработавший на одного-двух верблюдов (это дело не быстрое) и на выплату приданого семье невесты выбирает себе девушку так: в ветреную погоду (женщины здесь закутаны довольно основательно) девушку выставляют так, чтобы примерно были понятны очертания тела на ветру. Чем невеста толще, тем лучше, хотя полные тут редкость - много физического труда и весьма умеренное питание. Но окончательно вопрос брака решает шейх - глава клана, он просто назначает жену.
Дальше - жесткие мусульманские традиции. Самое страшное для жены - развод, талак-талак-талак, который обрекает ее чуть ли не на изгнание из общины. Но это - редкое дело, надо уж очень сильно напортачить до талака.
Женщина выполняет всю тяжелую работу. И если идет караван от стоянки к стоянке, то картина маслом: мужчины верхом на верблюдах, а женщины - рядом, несут всю поклажу, причем на голове. Руки должны быть свободны, чтобы в случае необходимости, поднести мужу лепешку или воду.
В истории бедуинов есть несколько упоминаний о случаях неверности. Если мужчина и чужая жена обращали внимание друг на друга, то с ними поступали крайне жестоко: закапывали по плечи в песок, закидывали камнями и оставляли долго мучительно умирать. Многоженство разрешено аж до четырех штук, но мало кто может себе это позволить, только самые богатые, поскольку у каждой жены должно быть полное обеспечение и имуществом и вниманием, последнее - по очереди, каждый день, без предпочтений.
Рожать бедуинка уходит подальше от деревни, на вершину горы. Считается, что чем выше родился ребенок, тем он ближе к богу. Рожает и приносит младенца в деревню. И ни одна настоящая бедуинка ни разу не была в городе, да вообще нигде не была. В остальном - обычный быт: ходят в гости из шатра в шатер, любуются звездным небом и очень верят в Аллаха. Они - вне политики, вне войн, новостей и ни от кого не зависят.
Несмотря на их замкнутость - это очень гостеприимный народец. Заходим, снимаем обувь в знак того, что не спешим, и хозяин - это дело традиции - варит бедуинский кофе с кардамоном. И если пристально не смотреть на их женщин - то лучшего места для «погостить» не найти.
Посмотреть кино о тревеллерах и других кочевниках:
Моя большая толстая цыганская свадьба
The reaches
Trojan Eddie
Pavee Lackeen
Traveller